Экс-сотрудник МВД признался в убийствах противников Лукашенко
В эксклюзивном интервью DW 41-летний боец беларуского «эскадрона смерти» Юрий Гаравский рассказал, как участвовал в похищении и убийстве противников Лукашенко 20 лет назад. В то время в Беларуси исчезли оппозиционеры Захаренко, Гончар и Красовский. Они добивались отставки президента.
Весной и осенью 1999 года в Минске исчезли экс-глава МВД Юрий Захаренко, экс-глава Центризбиркома Беларуси Виктор Гончар и поддерживавший оппозицию бизнесмен Анатолий Красовский. Гаравский утверждает, что их похитили и убили бойцы специального отряда быстрого реагирования (СОБР) внутренних войск МВД Беларуси. В их числе был и сам Юрий Гаравский, уверяет герой интервью.
По его словам, приказ о задержании бойцам отдавал создатель СОБРа подполковник Дмитрий Павличенко. В сюжете Гаравский заявил, что об этих убийствах якобы знали высшие должностные лица Беларуси – тогдашние глава МВД Юрий Сиваков и секретарь Совета безопасности Виктор Шейман. «Все приказы отдавались в устной форме. Никаких письменных подтверждений, видеозаписей, протоколов – ничего такого нет», – объяснил Гаравский.
Признания Юрия Гаравского совпадают с выводами спецдокладчика Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Христоса Пургуридеса. В 2004 году он расследовал исчезновения тех самых беларуских оппозиционеров.
Юрий Гаравский бежал из Беларуси в октябре 2018 года, опасаясь преследований. Сейчас беларус находится в одной из европейских стран, где он попросил убежища. В данный момент его ходатайство находится на стадии рассмотрения. В русскую редакцию DW Гаравский обратился сам в сентябре 2019 года. Он утверждает, что готов рассказать все, что ему известно, под присягой в суде.
Однако редакция DW говорит, в ответах Гаравского на некоторые вопросы чувствует недосказанность. Так, не до конца ясно, как именно ему удалось бежать из Беларуси, чем он занимался после увольнения из СОБРа. Однако Юрий Гаравский предоставил оригиналы и копии документов, подтверждающих его личность и историю. DW взял на себя ответственность за подлинность фактов (и говорить, что не может подтвердить каждый из них – это должно сделать официальное расследование).