Что происходит с белорусскими стартапами после их покупки зарубежными гигантами: пять примеров
Время от времени зарубежные компании покупают белорусские стартапы. Но что происходит с ними потом? 42.TUT.BY рассказывает об этом на примерах пяти компаний.
AIMATTER и Google
В 2017 году произошла историческая для белорусской ИТ-индустрии сделка — покупка американским гигантом Google белорусского стартапа в области искусственного интеллекта, компании AIMATTER. Тогда инвестор проекта Юрий Мельничек сказал, что присоединение проекта позволит сделать «намного больше в области нейронных сетей на мобильных телефонах».
На тот момент у AIMATTER были вполне впечатляющие разработки. Уже осенью 2016-го команда запустила технологию выделения человека из фона с возможностью замены фона (причем сразу на потоковом видео на мобильном устройстве). На основе этой технологии был разработан ряд визуальных эффектов, которые затем внедрили в приложение Fabby. Плюс была создана технология сегментации волос на потоковом видео, которая была продемонстрирована на примере подбора цвета прически в приложении Fabby Look. Также AIMATTER преуспела в области улучшения качества изображений при помощи искусственного интеллекта.
Все это пошло на пользу продуктам Google. Так, благодаря им, в 2018-м запустился новый инструмент YouTube Stories: при помощи нейросетей пользователь может менять фон за своей спиной. Причем инструмент обрабатывает именно фон, а не все изображение.
— Основной фокус у команды так и остался в запуске CV/ML технологий на мобильных устройствах. Это была наша сильная сторона, и мы до сих пор лидеры на рынке, — рассказал 42.TUT.BY экс-CEO Fabby Андрей Кулик (сейчас Google Research / Live Perception). По его словам, с 2018-го белорусская команда разработки достигла многого. Самая очевидная вещь — это запуск сразу нескольких различных компаний AR рекламы в YouTube (например, анонс виртуальной примерки помады, непосредственно интегрированной в YouTube).
Кроме того, большинство эффектов в Google Duo сделано либо командой AIMATTER, либо в тесной интеграции с ней (из последнего — эффект со Скуби-Ду). Еще одна их заслуга — новые возможности в ARCore. Некоторые работы команда выпустила в open source либо опубликовала.
Команда приложила руку и к кроссплатформенному фреймворку MediaPipe.
— Для нас это основной продукт, в который мы добавляем все наши наработки по realtime-обработке видео, — отметил Андрей. Например, не так давно была анонсирована возможность обнаружения объекта, лица, отслеживание движений рук, сегментация волос.
Среди других достижений Андрей Кулик назвал Tensorflow Lite GPU. «Библиотека для ускорения „нейронок“ на мобильных GPU, — поясняет он. — Работает во множестве продуктов Google, где требуется быстрая обработка фото или видеопотока с помощью „нейронок“: Pixel Camera, Google Duo, YouTube, Google Photos и так далее. Со времени первого публичного анонса мы продолжаем ускорять и расширяем поддержку новых операций.
А также XNNPACK — оптимизированная библиотека для запуска нейронных сетей на CPU, интегрируется с Tensorflow Lite, MediaPipe и Tensorflow JS. С ее помощью мы запускаем „нейронки“ на тех устройствах, где GPU уступает по мощности CPU, а это большинство телефонов среднего уровня на рынке. С помощью XNNPACK мы продемонстрировали хорошую производительность нейронных сетей в вебе прямо из браузера».
На вопрос, изменилась ли численность команды, Андрей ответил:
— После продажи наша команда успешно интегрировалась в другую, куда мы принесли дух стартапа: быстрые итерации, фокус на решении задачи, глубокую интеграцию всего стека. Так что у нас сейчас вдвое больше людей, которые работают над нашими технологиями. Мы понемногу продолжаем расти, набирая крутых спецов, когда есть возможность. Вся команда, кроме меня и нашего CTO, сейчас в Маунтин-Вью, Калифорния. К сожалению, офис в Минске пришлось закрыть.
А что же Fabby и Fabby Look? Приложения по-прежнему можно найти в iStore и Google Play, но, по сути, они с самого начала были демонстрационной площадкой, а не полноценным продуктом. Можно сказать, что дух Fabby переселился в продукты Google.
MSQRD и Facebook
В 2016 году Facebook приобрела белорусскую компанию — разработчика мобильного приложения для наложения масок на лица в реальном времени MSQRD.
Тогда MSQRD был весьма популярен: о нем рассказывал Bloomberg, работу программы не раз показывали в популярнейшем американском шоу «Джимми Киммел в прямом эфире». В использовании приложения замечали российских и американских знаменитостей.
В том же году основатели стартапа Сергей Гончар и Евгений Невгень перебрались в лондонский офис Facebook, где начали работать над интеграцией «масок» в продукты соцсети. И спустя год, в 2017-м, Facebook на основании разработок MSQRD обновил возможности камеры в своем мобильном приложении и добавил в него пропадающие «Истории».
Как тогда сказал продукт-менеджер Facebook Коннор Хейс, «в прошлом мы были очень ориентированы на текст. Но то, что мы видим, — это то, как люди создают контент, как он меняется от текста к фотографиям и видео».
Тогда в СМИ можно было встретить мнение, что Facebook пытается копировать Snapchat, который Марк Цукерберг неоднократно пытался купить (в том числе и его азиатский аналог Snow). В 2019-м юридическая служба компании Snap, создателя приложения Snapchat, передала Федеральной торговой комиссии США досье под названием «Волан-де-Морт», где говорилось, что Facebook пытался помешать распространению Snapchat в своем приложении Instagram.
Другое значимое обновление, к которому приложили руку белорусы, — это появление в 2019-м Spark AR, который позволяет создавать свои AR-эффекты в Instagram. Тогда же появилась галерея пользовательских эффектов с возможностью поиска (пункт «Посмотреть другие эффекты» внизу камеры).
Кроме того, приобретение MSQRD косвенно повлияло на появление других продуктов. Так, экс-участник команды Андрей Янчуревич рассказал в интервью dev.by про создание своего стартапа AR Squad, который специализируется на создании эффектов в дополненной реальности: «Мы с командой художников поехали в Лондон проходить собеседования, но, как оказалось, Facebook — это в первую очередь технологическая компания, а потом уже художественная. Поэтому ничего у нас с ИТ-гигантом не срослось. Вся наша команда вернулась в Минск. Сначала мы отдыхали, а потом заскучали и начали искать работу. На одной из встреч с Димой Дориным, одним из членов нашей команды, мы поняли, что еще остались задачи, которые мы когда-то хотели решить в MSQRD. И я сказал ему: «А почему бы нам не собрать ребят обратно? Люди ведь сработавшиеся, хорошо знают друг друга».
Так получилась компания, которая не только создает AR-эффекты для брендов, но и разрабатывает свои мобильные приложения. Из последнего можно вспомнить интерактивный 3D-проект Loóna — приложение для сна.
Что же касается Евгения Невгеня и Сергея Гончара, то сейчас они выступают в роли бизнес-ангелов. В частности, они вложились в «женский» сервис Flo. Кроме того, Сергей Гончар спустя почти три года, проведенных в Facebook, вернулся в Минск и сейчас занимается компанией Bratte с фокусом на создание мобильных приложений. Вместе с уже упомянутыми выше Андреем Янчуревичем и Дмитрием Дориным он работает над продуктом в сегменте Health & Lifestyle.
FriendlyData и ServiceNow
Компания FriendlyData была создана в 2016-м белорусами Михаилом Румянцевым, Алексеем Зеновичем и Александром Зайцевым. Стартап занимался разработкой поискового интерфейса для работы с корпоративными базами данных. Он был призван позволить нетехническим специалистам задавать вопросы о данных компании на «естественном языке» и получать необходимую для принятия решения информацию, не используя SQL и не обладая знаниями о структуре баз данных.
В 2017 году команда прошла отбор в международный акселератор 500 Startups (США) и получила 150 тысяч долларов. В стартап также инвестировали Starta Ventures, TMT Investments, Bulba Ventures и другие.
Именно в 500 Startups команда и запустила первую, а затем и основную версию продукта под названием Fetch, который предоставляет доступ бизнес-пользователям к данным через достаточно простой и понятно сформулированный поисковой запрос.
В 2018-м FriendlyData подписала соглашение о покупке технологии с крупной американской компанией ServiceNow, которая в том же году заняла первое место в рейтинге самых инновационных компаний мира по версии Forbes. После этого ключевая часть команды FriendlyData вошла в штат сотрудников ServiceNow и начала работу над интеграцией своей технологии в платформу американской компании для автоматизации бизнес-процессов Now Platform.
— Приложения компании автоматизируют и оптимизируют бизнес-процессы в крупных корпорациях, упрощая работу сотрудников ИТ-отдела, отдела кадров, департамента по работе с клиентами, службы безопасности. На эти рынки и нацелен продукт, основная платформа ServiceNow, в которую и входит технология FriendlyData, — рассказал нам один из основателей стартапа Михаил Румянцев.
Сам Михаил в начале 2019 года был включен в рейтинг Forbes 30 Under 30 Europe в категории «Технологии». Сейчас он запускает собственную компанию, так называемый company builder, под названием Founders.ai. «В нем я помогаю стартапам, которые меняют в лучшую сторону работу крупных корпораций с помощью данных и AI-технологий», — пояснил Михаил Румянцев.
MAPS.ME и Mail.Ru Group
Российская компания Mail.Ru Group приобрела белорусский сервис MAPS.ME, занимающийся детализированными офлайн-картами, основанными на данных OpenStreetMap, еще в 2014 году. Тогда Юрий Гурский, бывший ментор проекта, сказал: «MAPS.ME — это крутейший Open Street Map проект в мире, это личное мнение. Совместно с Mail.Ru он сделает очень много для улучшения открытых географических данных и 100% станет очень большой и глобальной историей».
После покупки MAPS.ME Юрий Гурский попал в Mail.ru, где некоторое время был вице-президентом по новым продуктам. Он также являлся учредителем и президентом компании Flo Health Inc., которой сейчас руководит его брат Дмитрий; основал инвесткомпанию Haxus; в 2018-м вошел в состав управляющей компании зарегистрированного в США фонда Gagarin Capital. Как ментор и инвестор Юрий участвовал в стартапах AIMATTER, MSQRD, OneSoil, WANNABY.
Спустя пять лет MAPS.ME — одна из наиболее популярных карт для путешественников. Как утверждает нынешний руководитель проекта Евгений Лисовский, сейчас у карты более 100 миллионов установок по всему миру. Причем количество скачиваний резко возросло после того, как в декабаре 2014-го было решено отказаться от платной версии.
Любопытно, что в 2019-м Apple косвенно признала MAPS.ME конкурентом своего картографического сервиса: в попытке доказать, что она не монополист, компания опубликовала на своем сайте список приложений от других разработчиков. И приложение MAPS.ME попало в раздел карт наряду с Google Maps и Citymapper.
MapData и Mapbox
В 2017-м американский стартап по разработке онлайн-карт Mapbox приобрел MapData — стартап из Минска, который также занимался картами с применением нейросетей. На его базе и начал работать белорусский центр разработки Mapbox.
Тогда планировалось, что команда MapData поможет в разработке нового продукта — навигационных карт с дополненной реальностью для смартфонов и других мобильных устройств для водителей. Плюс сообщалось, что американский стартап с помощью белорусов станет создавать «начинку» для автомобилей с беспилотным управлением.
Уже в мае 2018-го белорусский офис представил продукт под названием Vision SDK, который объединяет камеру, смартфон и автомобиль. По сути, это умный видеорегистратор с функцией навигации в AR, который также позволяет анализировать дорожную ситуацию в онлайн-режиме: он способен обнаруживать и отслеживать близлежащие транспортные средства, пешеходов, знаки и светофоры; предупреждать о превышении скорости, выезде с полосы и прочем.
Это полностью разработка белорусов, разве что для прокладки маршрута используется навигационный сервис Mapbox. Приложение уже можно скачать и установить себе на смартфон. А от идеи автопилота белорусы решили отказаться, так как над этой темой работает не менее десятка других разработчиков.