«Черное зеркало» в реальности. Как работает «система социального кредита» в Китае
С 1 декабря для покупки SIM-карты жителям Китая нужно не просто предъявить документы, но и просканировать свое лицо. Местные власти говорят, что это необходимо для «защиты законных интересов граждан». Впрочем, с такой позицией согласны далеко не все. Да и в целом, по мнению некоторых экспертов, в Китае создана целая система для автоматической идентификации жителей и слежки за ними. 42.TUT.BY попытался разобраться, так ли это.
«Власти собирают все больше данных»
О том, что жители Китая не имеют полноценного доступа к глобальным интернет-ресурсам, известно уже давно. Знаменитый «Великий китайский файрвол» — система фильтрации содержимого интернета, которую также называют проектом «Золотого щита», — запустили еще в 2003 году.
Другими словами: войти с территории Китая на тот же Facebook или Twitter просто так не получится, глобальных поисковых систем вроде Google или видеохостинга YouTube в стране также нет. Впрочем, к этому местные давно привыкли. Некоторые пользователи обходят ограничения на посещение «внешнего» интернета через VPN-сервисы, другие (таких большинство) пользуются местными аналогами названных выше сервисов.
А вот к постоянной слежке, похоже, китайцы относятся не так лояльно. Во всяком случае об этом со ссылкой на публикации в китайской социальной сети Weibo пишет BBC. «Сотни пользователей китайских соцсетей выразили озабоченность тем, что власти собирают все больше данных о них», — говорится в материале издания.
К такому выводу в том числе пришли из-за закона об обязательном сканировании лиц граждан, которые заводят новый абонентский номер при покупке SIM-карты. С 1 декабря скан их лиц будут сравнивать с фотографией, напечатанной в удостоверяющем личность документе. Такой шаг, по официальной версии, «делается для защиты законных прав и интересов граждан в киберпространстве».
Но международные эксперты такого мнения, мягко говоря, не придерживаются. В том же материале BBC специалист из Оксфордского университета Джеффри Дин заявляет, что с вводом обязательного сканирования лиц в Китае «пытаются повесить табличку на каждого», создав общую базу данных сотен миллионов пользователей.
«400 миллионов камер до конца 2020 года»
Власти КНР, как правило, апеллируют к тому, что общая система с базами данных лиц большинства граждан поможет более эффективно бороться с преступностью. Например, недавно стало известно, как полицейская нейросеть за два дня смогла найти преступницу, которая до этого 20 лет находилась в розыске, изучив данные с камер уличного наблюдения и сопоставив их с имеющимися в базе изображениями.
Но некоторые расценивают подобные системы как чрезмерное вмешательство в частную жизнь — люди опасаются, что эти базы быстро «утекут» на черный рынок и станут продаваться частным компаниям и другим заинтересованным лицам, которые «будут ими злоупотреблять». Есть и опасения, связанные с китайской государственной системой «социального кредита», но об этом немного позже.
Павел Кушелев, ведущий программы «Вести.net» на одном из федеральных российских телеканалов, подтверждает эту версию в ролике на YouTube-канале iGuides. По его словам, в Китае приобрести базу данных с лицами и другой личной информацией тысяч местных жителей намного проще, чем в США или России.
При этом по всей территории Китая на момент публикации материала установлено свыше 200 миллионов уличных камер, которые постоянно «мониторят» ситуацию в крупных городах и провинциях. Сколько из них подключено к системам онлайн-распознавания лиц, неизвестно, но счет идет как минимум на десятки миллионов.
К 2020 году таких камер в КНР будет установлено около 400 миллионов (по другой информации, 600−650 миллионов). Для сравнения: в Москве камер видеонаблюдения установлено около 160 тысяч, в Лондоне — порядка 420 тысяч. И далеко не все из них подключены к онлайн-системам распознавания лиц.
Что за «система социального кредита»?
«Система социального кредита — система оценки отдельных граждан или организаций по различным параметрам, значения которых получаются с помощью инструментов массового наблюдения и использующих технологию анализа больших данных. Впервые начала реализовываться правительством Китая в 2010-х годах», — говорится в «Википедии» со ссылкой на официальный документ.
В этом документе уточняется: «основная цель внедрения системы — построение гармоничного социалистического общества». Но опять же — с такой формулировкой согласны далеко не все как в самом Китае, так и за его пределами. Другими словами: система социального рейтинга — это некая система, подразделяющая людей на классы и в зависимости от этого предоставляющая (или отбирающая) различные блага.
Сейчас система социального кредита не финализирована и в тестовом режиме работает в нескольких крупных китайских городах. Но уже в 2020 году ее собираются развернуть на всю страну.
Андрей Кириллов, руководитель представительства ТАСС в КНР, пишет, что людям в черном списке могут отказать в приобретении билетов на самолет или поезд с повышенным классом обслуживания. Если «проступок» более серьезный, то детей граждан с пониженным социальном рейтингом, например, могут исключить из частной школы или университетов, сообщает The Independent.
При этом понизить свой социальный рейтинг можно даже, на первый взгляд, за не самые серьезные провинности вроде перехода дороги в неположенном месте. Очевидно, что за более серьезные «преступления» вроде не вовремя погашенного платежа по кредиту или незаконной уличной торговли «штрафуют» серьезнее.
По неподтвержденной информации, в список таких провинностей подумывают внести даже супружеские измены, а одно из местных приложений для знакомств Baihe использует «оценки» пользователей в социальном рейтинге для ранжирования пользователей.
Повысить свой рейтинг, соответственно, можно за добрые дела вроде волонтерства или сдачи крови. Обладателям хорошей «кредитной истории», например, обещают более выгодные цены на билеты и улучшенные условия кредитования. Образцовый гражданин должен иметь 1050 баллов — это категория благонадежности ААА.
Очевидно, что увеличение количества уличных камер, подключенных к системам распознавания лиц (и даже походки китайцев), может сделать процесс сбора информации о подобных «провинностях и хороших делах» еще более автоматизированным и дополнить и без того объемные базы данных, хранящиеся на жителей Китая.
Последние, пишет Кириллов со ссылкой на материал The Wall Street Journal, в том числе формируются китайскими телекоммуникационными компаниями, которые могут предоставлять государству информацию о своих пользователях.