Белорусский бизнес ментально ближе к Польше, чем к России финский бизнес-консультант
О повороте на европейский путь
Все началось 4 года назад. Предрождественская переписка по электронной почте с топ-менеджерами «Чистого берега» обернулась визитом Юсси в Минск и подписанием контракта.
– По приезде Виктор Подгайский (основатель и директор компании) подробно рассказал о бизнес-модели и сообщил, что они хотели бы развивать компанию дальше по европейскому пути. Они около полугода искали эксперта, который поможет это сделать, а затем узнали обо мне от польских коллег. Там я занимался похожим проектом 5 лет.
Это открытый, прозрачный и честный бизнес. У меня был большой опыт работы в России, и могу сказать, что европейский путь в бизнесе – это прямая противоположность российским реалиям.
Чем белорусы отличаются от финнов в бизнесе
– Мой первый вопрос менеджменту компании был такой: все возможно сделать, но что насчет ресурсов? Для серьезных изменений нужны финансы, технологии и, самое главное, готовность руководства компании меняться ментально. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
К примеру, процесс принятия решений здесь сильно отличается от такового в Финляндии. У нас, если есть задача что-то изменить, то все ей следуют. В Беларуси у каждого собственника и управленца есть свое мнение, и я не понимаю, какое из них правильное, какому нужно следовать. В этом вы мне чем-то напомнили Польшу. Там есть такая поговорка: «когда трое поляков встречаются вместе, у них будет четыре мнения».
Почему не ритейл
– Еще на первой встрече я постоянно слышал слово «ритейл», что для меня было странно. В европе не бывает компаний с таким профилем и ассортиментом (сантехническое оборудование) в ритейле. Это должен быть самый настоящий b2b. Раньше «Чистый берег» занимался b2c и b2b направлениями параллельно. Я рекомендовал отказаться от ритейл направления и сосредоточиться только на b2b. Потому что бизнес, заточенный по сути на рынок b2b, будет нести слишком высокие издержки на обслуживание розничных покупателей и новая бизнес-модель не заработает. Поэтому всегда приходится делать выбор.
О простоте бизнеса в Беларуси
– Я был приятно удивлен тому, насколько в Беларуси просто вести бизнес. Кто-то сейчас улыбнется, но я сравниваю вашу страну с Россией. Здесь я встретил искреннее желание и готовность к переменам со стороны всех сотрудников компании. Белорусы более открытые к изменениям, чем русские.
Страновые и экономические риски для бизнеса в Беларуси невысокие. Более серьезными мне видятся риски незрелости рынка: один год он активно растет, потом внезапно рушится, потом снова растет, потом стагнирует. Очень сложно планировать работу на нестабильном рынке.
В Европе никто сам себе не устанавливает унитаз
– Другая особенность вашего рынка в том, что здесь много частных лиц, особенно людей старшего возраста, которые сами устанавливают сантехнику, меняют трубы или делают ремонт. В европейских странах этим занимаются только профессионалы. Никто не будет сам менять себе унитаз. Это норма для развитого рынка.
Мне кажется, что в Беларуси к этому со временем тоже придут, в обозримой перспективе – в течение 10 лет. Может это и звучит слишком оптимистично, но на примере Польше я видел, как подобные изменения произошли всего за 5 лет.
Российский рынок – это дикое поле
– Если компания решит, что им слишком тесно на белорусском рынке, то вполне допускаю их появление на соседнем польском рынке. Места хватит всем. Но точно, куда не стоит идти – на российский рынок. Та бизнес-логика, которая работает здесь и в Европе, к сожалению, не срабатывает в России. Я надеюсь, что российский рынок тоже со временем перерастет «дикий» этап. Только в отличие от Беларуси, им на это понадобится не 10, а 50 лет.
Первый всегда чем-то жертвует
– Тот, кто идет новой дорогой первым, вынужден чем-то жертвовать. Для компании такая жертва – снижение прибыли на короткой дистанции. Но стратегически, и прибыль, и выручка в дальнейшем вырастают значительно сильнее, чем при прежней бизнес-модели.
О магазинах без кассиров
– Сейчас в работе сети магазинов компании активно используются технологии европейского рынка. Пожалуй, единственное, чего пока не хватает – автоматической системы самообслуживания без кассиров. Когда клиент по всем своим покупкам сам сканирует штрихкод и проводит оплату.
Нельзя просто так взять и стать Европой
– Нельзя просто пригласить западного консультанта, послушать о том, как выстраивать бизнес-процессы, и сказать себе: ага, вот мы от них возьмем самое лучшее, адаптируем и сделаем так, как привычно нашему рынку, мы же его лучше знаем. Бизнес так не работает. Хотите построить европейский бизнес – принимайте все правила и принципы, по которым он выстраивается, меняйтесь ментально и будьте готовы к рискам и вызовам первопроходца на своем рынке.
- Какими будут курс и зарплаты в 2020-м без российских денег – эксперт
- Больше электробусов и один билет на разные виды транспорта: что ждет белорусов в 2020-м
- Евросоюз запретил криптовалюту от Facebook
- Наши сантехники зарабатывают больше айтишников. Директор «Чистого берега» о бизнесе, кризисах и ICO
- Лукашенко запретил Минфину брать последнюю часть российского кредита