Городской поселок Мир – уникальное место. Его историческое и культурное наследие способствует воспитанию молодого поколения в атмосфере любви к малой родине.
Поселок обладает особой аурой, особым воспитательным потенциалом, который Мирская средняя школа стремится максимально использовать в развитии личностных качеств своих учеников.
– Воспитание уважения и преданности своему государству, любви к малой родине, отчему краю – важнейшая цель воспитательного пространства устойчивого развития учреждения образования, – считает директор Мирской школы Татьяна Шаплыко.
На минувшей неделе средняя школа г.п. Мир встречала участников республиканского семинара-практикума «Организация образовательных практик в интересах устойчивого развития в системе общественно-активной деятельности учреждения образования в местном сообществе».
А ведь горпоселковой школе действительно есть чем гордиться. Помимо основного образовательного процесса, а его итоги, стоит отметить, у ребят на высоком уровне, ученики с закрытыми глазами могут провести экскурсию по народному музею и музею Игнатия Домейко не только для мирян, но и для гостей райцентра, других городов и даже стран.
Несколько лет назад в школе был реализован инновационный проект Министерства образования Республики Беларусь «Внедрение авторской программы воспитания учащихся посредством музейной педагогики». По результатам инновации на базе школьного музея был создан ресурсный центр по музейной педагогике, а в 2015 году Мирская школа получила статус ресурсного центра системы образования Гродненской области.
– Основной целью деятельности ресурсного центра является трансляция опыта работы по использованию педагогики музейной деятельности в образовательном процессе, – продолжает Татьяна Шаплыко. – Это учебная деятельность, экскурсионная работа, научно-исследовательская деятельность, клубная, кружковая работа, внеклассная работа.
К слову, обычные уроки – это не про Мирскую школу, ведь, изучая общепринятую историю, литературу или иностранный язык, ребята получают новые знания и для научно-исследовательской деятельности, и для общественно полезной работы.
– Ребята работают над сбором материалов для музея о земляках, участниках Великой Отечественной войны, жителях поселка, знакомятся с их боевыми подвигами в годы войны, – рассказывает директор Мирской школы. – Соприкосновение с подвигами земляков позволяет наполнить знания подростков новым содержанием, прочувствовать ответственность за продолжение дела тех героев-освободителей, представителей разных национальностей.
Мирские школьники создают проекты «Мой прадед был на войне», «Тайны семейных альбомов», «История моей семьи». Работая с материалами, посвященными военному прошлому Мира, ученики узнали о том, что в 1944 году поселок освобождали представители четырех национальностей, уроженцы различных территорий и районов бывшего СССР. Да и сам поселок, его история – яркий пример гармоничного сосуществования этносов и религиозных конфессий на протяжении столетий.
Школа в поселке успешно сотрудничает с Мирским замком, где была адаптирована эффектная методика «погружения» учащихся в научно-исследовательскую деятельность. При подготовке докладов и рефератов юные исследователи неоднократно обращаются к музейной экспозиции, фондам, консультируются у экскурсоводов и научных сотрудниках. Именно с помощью музейных работников был подготовлен проект «Имена на обелисках или уроки ответственности военной истории», установлены подлинные имена и фамилии солдат, павших в бою за поселок, выявлены несоответствия в написании имен на памятнике погибшим воинам, определена точная дата освобождения Мира.
– Работа в инновационном проекте «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся», вовлечение в нее школьников – это не самоцель или погоня за процентом охвата, – поясняет Татьяна Шаплыко. – Мы всегда придерживаемся принципа «добровольного интереса». Были и такие, кто уходил из состава творческих групп, но через некоторое время возвращался. И это не вызывало каких-либо вопросов или насмешек. Значит, подростку нужна была пауза, чтобы посмотреть на это «со стороны» или переосмыслить личную значимость такого рода деятельности.
В октябре 2018 года школа приняла участие в конкурсе молодежных исторических работ «За кадром: от истории семьи к истории сообщества», где представила проект «Одно счастье на двоих: свадьба времен застоя». К слову, работа была отмечена специальным призом «Белорусского фонда культуры».
– Активная работа с музейным материалом и участие в создании новых музейных компонентов дает детям ощущение собственной значимости, настоящей, а не искусственной жизни, – подытоживает Татьяна Шаплыко. – Создаются новые отношения учителя и учеников – они теперь в равных позициях. Повысилось качество знаний, культура умственного и творческого труда, креативность. Учащиеся получили возможность активно участвовать в практической, научно-исследовательской, поисковой деятельности, возможность саморазвития, самореализации, самовыражения и самоутверждения, что и является критериями устойчивого развития.
Елизавета АЙКЯН
Фото автора