Суд Лидского района приговорил двух мужчин к внушительным срокам за мошенничество с жильем
После полуночи 13 марта по линии “101” поступило сообщение о пожаре в квартире на верхнем этаже пятиэтажного дома по проспекту Рокоссовского в Минске. Это случилось не семь месяцев, а 6 лет назад. В 00.38 сотрудники МЧС обнаружили бездыханные тела трех человек, в т.ч. хозяйки квартиры. Её муж в отъезде был…
В ноябре 2013 года жители Ошмян – Леонид Тимофеевич Радюкевич и его сын Георгий – познакомились с минчанином Борисом Петровым. И в душевном разговоре под хмельную рюмку узнали, что вдовец Петров с одной житейской проблемой никак справиться не может. Родители Бориной жены в одночасье скончались, оставив в наследство дочери квартиру в Минске по проспекту Рокоссовского. Однако женщина вскоре погибла в той самой квартире: пожар случился.
Столичное жилье должно было перейти к Борису Петрову и его сыну Андрею, однако супруга минчанина не успела вступить в наследство. «Мы с отцом вам подсобить можем!» – воскликнул Жора. И Радюкевичи действительно помогли Петровым стать собственниками опалённых огнём квадратных метров. Оплатили юридические услуги, ремонт. А потом Георгий говорит: «Продайте квартиру. Я хорошую цену дам». Петровы поначалу не соглашались, но их новые знакомые умели быть убедительными. «Сорок тысяч долларов – и квартира ваша», – сказал Петров-старший. Цена покупателей устроила.
Радюкевичи предложили Андрею подарить свою долю отцу, тот протестовать не стал, а с Борисом Петровым отправились к нотариусу заключать договор купли-продажи. В качестве покупательницы по просьбе Радюкевичей выступила их знакомая – Полина Щербина. Жора передал Петрову 10000 долларов. «Остальные, ты уж извиняй, дружище, через месяц, – слегка замялся он. – Видит Бог, хотел всю сумму отдать, да не могу. Непредвиденные обстоятельства».
Нда, “видит Бог”… Едва ли он всесилен приструнить всех аферистов, дабы жульё на чужое жильё не зарилось. Пачка долларов красноречиво подтверждала убедительность Жориных увещеваний. Квартиру по пр.Рокоссовского на основании полученной от Щербиной доверенности Георгий перепродал Севе Снежкову за 68500 долларов. Встретился с Петровым, но не рассчитался. Выпили, пообщались. Оказалось, у Петрова по улице Одоевского в Минске еще одна благоустроенная квартира! Только площадью поменьше в сравнении с предыдущей. А у Георгия Радюкевича в столице проживал дедушка. Удобства в жилище были во дворе. Вот-вот дом по улице Минина шел под снос, и имелся шанс получить взамен квартиру в новом доме. Леонид и Жора давай уговаривать Петрова совершить обмен. И согласился-таки! Едва став владельцами, Радюкевичи тут же продали жильё по ул.Одоевского Тимуру Ершову, положив в карман 56 000 долларов.
Казалось бы, оставьте уже Борю в покое. Так нет же! Петрову поступило новое предложение. «Какого рожна тебе проживать обязательно в столице? С деньгами везде хорошо». Есть, дескать, идея! Радюкевичи предлагают ему продать доставшуюся по обмену квартиру по ул.Минина Кире Копать, Жориной двоюродной сестре, за 30000 долларов. Задаток, мол, пока 5000 долларов и плюс к этому домик в одной из деревень Минской области. Вот документы на сельское жильё. И что же Петров? Лады! Сотенные купюры в карман. Документы в руках подержал, положил на комод.
А через день те бумаги понадобились Георгию, чтобы утрясти якобы формальности. И больше Петров этих документов не видел. Как и домика в деревне. Борис позвонил Леониду и напомнил, что за ним и его сыном – 30000 долларов долга за одно жильё и 25000 – за другое. «Да мы помним, дружище! – ответил Тимофеич. – Ты не серчай, отдадим. Перезвоню через пару дней». Радюкевич перезвонил, только вот разговор перешел в несколько иное русло. «Константиныч, тут такое дело. Сыну знакомого срочно нужны деньги на операцию. Не подсобишь, а? Я через неделю верну. Жалко пацана. Я и своих пять тыщ дал, но не хватает». Петров дал 4280 долларов. И не факт, что они пошли на благое дело. Потому как Радюкевичи перестали вдруг отвечать на Борины звонки.
Они завели знакомство с еще одним доверчивым гражданином, жителем Ошмян. «Зачем тебе квартира в райцентре? – прицепился Жора к новому знакомцу – Степану Савенкову – после очередного тоста. – Продай, а себе купи домик в деревне, и на оставшиеся деньги живи припеваючи. Мы с батей выгодно продать твою “хату” поможем». В октябре 2015 года Стёпина квартира в доме по ул.Восточной в Ошмянах “ушла” за 20000 рублей. Кому ушла? Покупателем выступил Леонид. Савенков не получил ни копейки из этой суммы. И домик в деревне Радюкевичи ему не подыскали.
Жора каждую неделю навещал Стёпу, привозил выпивку, закуску, сигареты. А деньги? «Денег, братан, нет пока. Подожди чутка…» А потом Савенкова угораздило набедокурить, и он вскоре оказался в ИУОТ. Тем временем Радюкевичи завели знакомство с супругами Адриановыми. В дружеских беседах выяснилось, что у Дениса с Натальей имеется в собственности квартира в доме по ул.Советской в Ошмянах. Супруги посетовали на то, что у них образовался внушительный долг по коммунальным платежам. «Вы что?! Заберут ведь жильё! – воскликнул Георгий. – Вам срочно квартирку продавать надо!» Радюкевичи вызвались помочь. Адриановы согласились. Покупателем снова выступил Тимофеич. Заплатив из 7000 долларов тысячу, его сын пообещал супругам подыскать вдобавок жильё в сельской местности.
Большинство потерпевших, фигурирующих в этом деле, опрометчиво пошли на поводу у мошенников. Представьте такую ситуацию. Нотариальная контора. Вот-вот подойдет очередь. И тут кто-то из Радюкевичей советует продавцу: чтобы дело не затянулось, при подписании договора купли-продажи скажите нотариусу, что расчёт за квартиру (дом) произведён в полном объёме. «А деньги в машине, не переживайте: как подпишем – передадим». Часть денег продавец на руки получал, а оставшуюся аферисты не отдавали…
Борис Петров и Степан Савенков обратились с заявлениями в милицию в феврале 2018 года, Наталья Адрианова – в марте. Вслед за нею Валентин Гвоздев пожаловался на то, что Жора в феврале 2014-го подстрекал его к даче взятки в размере 7000 долларов и 1500 евро некоему должностному лицу за благоприятное решение вопросов, возникших у Гвоздева с правоохранительными органами в связи с незаконными валютными операциями.
25 февраля нынешнего года суд Лидского района признал 55-летнего Леонида Тимофеевича и 28-летнего Георгия Радюкевичей виновными в мошенничестве, совершённом повторно, группой лиц, в особо крупном размере. Обоим было назначено наказание в виде лишения свободы в ИК усиленного режима. Л.Радюкевичу – сроком на 8 лет. Его сыну Георгию, признанному виновным еще и в подстрекательстве к даче взятки в крупном размере, – на 9 лет. Было постановлено взыскать с них солидарно возмещение причинённого преступлением имущественного ущерба в пользу Адриановых – 8560,80 рубля, а также госпошлину в сумме 428,04 рубля в доход государства; в пользу Б.Петрова – 64206 рублей, а также 3210,30 рубля госпошлины; в пользу В.Гвоздева – материальное возмещение морального вреда – в размере 2000 рублей, а также 76,50 рубля госпошлины. 23 июля с.г. определением судебной коллегии по уголовным делам Гродненского областного суда апелляционные жалобы Радюкевичей были оставлены без удовлетворения.
Светлана Мамедова, Анжелика Клишина, пресс-служба УВД Гродненского облисполкома.
* Ф.И.О. фигурантов изменены, любые совпадения случайны.