За один рейс в Европу - 28 часов на границе. Посмотрели, что дальнобойщики делают все это время
В конце сентября AUTO.TUT.BY провел десять дней в рейсе с первой официальной белорусской дальнобойщицей Александрой Хурсан. Мы проехали от Беларуси до Венгрии и обратно: посмотрели, как девушка справляется с работой и какой придорожный сервис предлагают автомобилистам. А сегодня расскажем, пожалуй, о самом нелюбимом дальнобойщиками этапе работы — прохождении границы. Здесь белорусские водители теряют свои нервы, время и деньги — ведь зарплата их зависит от пробега, а простои не оплачивают.
AUTO.TUT.BY благодарит за помощь в подготовке материала транспортную компанию «Янстронг» и посольство Венгрии в Беларуси.
Граница в Европу. «Крутили улитку» на польской таможне
С парковки в Бресте, где мы остановились на ночлег перед прохождением границы, мы выскочили быстро: подъем после ночевки был в 7.30, в ускоренном темпе оделись, умылись, почистили зубы, причесались и в 8.00 уже вырулили на дорогу в направлении белорусско-польской границы. На завтрак времени не было, поэтому прямо на ходу хрустели печеньем и пили чай, рискуя облиться кипятком — фуру на дорожных ямах здорово трясло.
— Нельзя терять ни минуты! Прохождение границы — это как лотерея. Повезет — проскочишь быстро, не повезет — застрянешь на несколько часов. Бывает, люди сутками стоят, — по дороге к пункту пропуска «Козловичи» рассказала Александра Хурсан.
По прогнозам водителя, нам должно было «подфартить»: ехали мы в неходовое для дальнобойщиков время — утро вторника. Хотя день на день в этом похожим может и не быть. Саше удавалось проскочить границу и за три-четыре часа, но было это в середине недели и глубокой ночью.
В этот раз трасса была не загружена — не было попутных грузовиков, рядом ехали только легковушки. Обычно ближе к границе дальнобойщики начинают переговариваться, уточняют друг у друга, что там с колейкой. А тут рация подозрительно молчала.
— Хороший знак. Может, там и пусто, может быть… — с улыбкой бубнит себе под нос Саша.
На предложение корреспондента, заглянуть на сайт ГТК, чтобы узнать, что ж там с очередью, Александра усмехнулась и махнула рукой.
— Перед пунктом пропуска машин может не быть, а внутри — все забито, да и нейтралка вся в грузовиках. Вот если бы была информация, сколько авто на самом переходе и после него, а так…
Перед воротами на «Козловичи» и несколько десятков метров за ними — ни одной машины. А вот восемь каналов, ведущих на выезд, — забиты фурами. В каждой колейке машин по двадцать.
Отойти далеко от фуры водитель не может — очередь же движется, и надо по чуть-чуть проезжать вперед. Так что максимум, что могут себе позволить дальнобойщики, смотреть кино в кабине, сидеть в интернете или общаться с коллегами, стоя возле машин. Еще есть возможность быстро сбегать в туалет, который находится рядом с колейкой в отдельно стоящем домике.
— Жаль, что накопитель здесь не могут сделать да и на других пунктах пропуска тоже. Поставил бы водитель фуру на стоянке (на «Козловичах», кстати, она есть), взял бы талончик в электронную очередь с информацией, через сколько примерно она подойдет, да и пошел бы в кафе поесть. А так сидим и тупим здесь, — раздосадованно высказался Виталий, дальнобойщик из Бреста.
На очередь на оформление у белорусских таможенников и выезд на нейтральную территорию у нас ушло четыре часа.
— Давай-ка в туалет сбегаем на родине, — предлагает до выезда за шлагбаум Саша и предупреждает. — Больше ничего не пей: на «зеленке» (так дальнобойщики называют нейтральную территорию) туалета нет, следующий только на польской стороне. А кто знает, сколько мы стоять будем. Бывало, что и по шесть часов стояли, у некоторых и смена уже заканчивалась здесь.
Из «Козловичей» для выезда на нейтралку одновременно открывались шлагбаумы на нескольких коридорах, и тогда сразу несколько машин устремлялись к выезду, при этом выстраивались они одна за одной. Чтобы успеть, дальнобойщики иногда даже подрезают друг друга.
— Ой, из-за этого тут такое бывает! Сигналят и ругаются, кто первый, в рации мат-перемат стоит, хоть уши затыкай. Бывает, что из машин выскакивают и друг к другу летят, — рассказывает Саша. — Я не лезу, не хочу машину повредить. А бывает, что кто-то и уступит мне. Кстати, уступают чаще всего наши ребята, а иностранцы несутся.
Ожидание на «зеленке» заняло у нас шесть часов.
В польский пункт пропуска «Корощин» мы въехали в 17.30 (в Беларуси было на час больше — 18.30).
— Все, хана, — мрачно сказала Александра, когда увидела, что вся стоянка на польской стороне была заполнена грузовиками, а очередь из фур на рентген огибала стоянку.
На сопредельной стороне первым делом дальнобойщики идут в здание таможни и отдают документы на груз для оформления. Процесс это долгий, а электронной очереди нет. Приходится спрашивать, сколько человек впереди, а потом прикидывать, сколько времени есть в запасе. Пока подходит твоя очередь, можно в здании таможни походить по польским магазинчикам (их там около десяти), поесть в кафе.
— Будем надеяться, на рентген нас не отправят, ох, хоть бы не отправили, ну пожалуйста, — тихонько, как молитву, шепчет Александра у окошка польского сотрудника таможни и уже потом объясняет: — Они иногда смотрят, что девочка, жалеют, стараются более лояльно подойти.
Однако в этот раз Сашу не «пожалели» — ехать на рентген пришлось. Сколько машин стояло в очередь на «просвечивание», сказать трудно, может, 50, а может, и 100. Дальнобойщица сказала, что очередь хоть и большая, но еще не критическая.
— Самый страх, это когда на рентген посылают, а стать уже некуда. Тогда фуры закручиваются внутри стоянки по кругу, который постепенно сужается к центру. Двигаются тихонько по нему. Это дальнобойщики называют «крутить улитку».
Стоять в очереди непросто. Бывало, что водители засыпали и коллеги стучали в кабину или кричали по рации — будили, просыпайся, мол. У кого-то из дальнобойщиков заканчивалась смена, и они становились на отстой прямо на стоянке пункта пропуска, хотя этого делать нельзя — сотрудники пункта ходят и проверяют это, попался — получи штраф. При нас одному водителю вручили мандат на 200 злотых (больше 100 рублей).
— Чтобы пройти рентген в «Корощине», надо тихонечко проезжать во время сканирования. Хоть там и написано — 20 км/ч. Я еду меньше, а то рентген не срабатывает и тебя посылают сканироваться повторно. Это надо просить водителей, чтобы тебя пропустили. Опять мат бывает в ответ — оно и понятно, нервы у людей уже сдают…
Восемь часов ушло на очередь для прохождения рентгеновского сканирования фуры. Еще около часа — ожидание, пока фуру опломбируют.
В два часа ночи Mercedes Actros Александры выехал из ПП «Корощин». Итого на прохождение границы ушло почти 19 часов.
Едем в Беларусь: попали на пересменку
По сравнению с прохождением границы поездка по Европе на фуре AUTO.TUT.BY показалась лайтовым приключением с красивыми, как на страницах National Geographic, видами за окном. Однако на обратном пути появилось напряжение, и нарастало оно с каждым километром, приближающим нас к польско-белорусской границе.
— Ребята, на границе мрак, лучше не соваться, — за несколько километров до «Корощина» по рации сообщил какой-то дальнобойщик.
Эту информацию то и дело подтверждали другие водители. Поэтому на ночь ехать на границу мы не решились.
— Немного поспим, а ближе к утру выскочим, — решила Саша и зарулила на парковку Pajero на трассе Е30.
Таких же, ожидающих лучшей ситуации на границе, дальнобойщиков оказалась целая стоянка.
— Да, представляю, как они все ломанутся утром… — прогнозирует Александра.
Ночью водитель спала настороженно и беспокойно — все прислушивалась, что говорят по рации. А в два часа ночи вдруг вскочила и решила, что надо стартовать в «Корощин»: коллеги сообщили, что колейка уже пустая. В это время начали заводить грузовики другие дальнобойщики, но мы оказались одними из первых, отправившихся в сторону границы.
По дороге мы наблюдали, как вдоль обочин «спят» грузовики — это водители, не дотянули до границы и закончили смену прямо на трассе.
Пока Александра занималась документами, мы успели прогуляться по стоянке, выпить чашку чая, радушно предложенную каким-то белорусским дальнобойщиком, а заодно употребить пол-литра польского питьевого йогурта — в Беларусь-то молочку завозить нельзя, но не пропадать же продукту!
Оформление в «Корощине» заняло три часа. На «зеленку» мы выехали в 6.00, прошли ее не больше чем за час, а на белорусской стороне застряли.
— Наши тупят, здравствуй, родина! — ерничали водители по рации и ждали.
— На пересменку попали: у наших она с 7 до 8 утра, — объясняет задержку Саша.
Странным было наблюдать, что водители, которые общались до этого на «зеленке», на белорусской стороне сидели по своим кабинам.
— Выходить здесь нежелательно, — предупредила Александра.
Но как же не выйти, когда до этого было выпито столько жидкостей? Однако туалет поблизости найти не удалось. Сотрудник таможни объяснил, что он за шлагбаумом, и для того чтобы туда попасть, надо сначала пройти паспортный контроль и показать личные вещи.
— Здесь все закрыто, вы никуда не сходите, надо ждать, — объяснил водитель, который был первый в очереди, и тихонько шепотом, «по секрету», добавил: — Здесь вообще ходить нельзя, отругают или того хуже — отправят на углубленный досмотр, машину по винтикам разберут, груз перетрясут, нервы все вытреплют. Вот мы все молчим и терпим.
После 8.00 на смену заступил новый таможенник и колейка сдвинулась с места. Но оказывается, для нас вся эпопея с ожиданием только начиналась. Впереди было оформление документов. Ноу-хау, которое не так давно внедрили в ПП «Козловичи» — электронная очередь на эту услугу. Узнаем, что впереди у нас около 90 грузовиков. Ждать придется долго — не меньше 4−5 часов.
От нечего делать походили по таможне, заглянули в туалет: обломанные шпингалеты на дверцах кабинок, отсутствие бумаги и мыла.
— Говорят, женский туалет здесь хороший — девочек же мало бывает, а мужской ужасный, — говорит Саша.
Александра предлагает позавтракать в круглосуточном кафе, которое находится в здании таможни, говорит, «там пирожные бывают, корзиночки с кремом».
Позавтракать нам не удалось: пирожных не было, да и вообще, блюдами кафе не изобиловало — посетителям предлагался лишь салат из натертой свеклы. В соседней холодильной витрине лежали бутылочки с кефиром, сыр, а за спиной бармена, на полках шкафа — бутылки с коньяком, водкой и газировкой, шоколад, вафельки да чипсы.
В единственном магазине на таможне ассортимент продуктов был такой же, как и в кафе. Зато представлено много белорусских сувениров и спиртных напитков.
— Кушать хотите, да? — сочувственно поинтересовался мужчина за прилавком кафе. — Рано, ничего еще не успели приготовить. Кофе могу предложить только растворимый или три в одном, с зернами не сварю — воды для кофемашины нет…
Пришлось завтракать растворимым кофе и вафелькой. Правда, часа через два горячие блюда в кафе доставили. И сразу же за ними выстроилась огромная очередь из хмурых дальнобойщиков.
— Вот так помыкаются люди в очередях на границе, подушатся на таможне и сваливают работать за границу. А чиновники думают: ой, а что ж им не хватает, все ж для них делаем, электронные очереди запускаем! А пусть сядут в фуру, да и проедут с нами вместе, тогда все поймут, — жаловались водители, сидя за столом в кафе ПП «Козловичи».
Выехали из ПП «Козловичи» мы через шесть часов — в 13.00.
Всего за один рейс на прохожение границы туда и обратно Александра Хурсан потратила 28 часов — «еще нормально», говорят дальнобойщики.
Читайте также
Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции TUT.BY. За разрешением обращайтесь на nn@tutby.com