«Забор вокруг - ну и что?» Как живет уникальная улица Минска, куда приезжает автолавка
За старым бетонным забором на трассе на Заславль прячется целый квартал Минска — со сталинками 50-х годов и собственным дворцом офицеров с колоннами. Опавшие листья здесь не убирают, а раз в неделю они шуршат под колесами автолавки. TUT.BY посмотрел, как живет столичная улица Маневича.
«Это дом отдыха или санаторий?»
Необычная улица находится за МКАД, со стороны Зеленого Луга. Рядом с ней — трассы на Витебск и Заславль, развязка, автозаправки, деревня Боровая. Дома по Маневича прячутся за старым бетонным забором. Автомобили на улицу могут заехать только с одной стороны — с Заславской трассы. Чтобы никто не сомневался, что и тут — Минск, на въезде стоит знак.
С противоположной стороны в квартал можно зайти только пешком — через дыру в ограждении, которую местные называют калиткой. Сюда люди идут по асфальтированной тропинке через лес от остановки «Экспоцентр».
Квартал на Маневича когда-то относился к Министерству обороны, потом — к Комитету госбезопасности. Многие семьи военных и работников КГБ живут здесь до сих пор.
— Раньше тут все было ухоженным. Посторонние люди сюда попадали и говорили: «Это дом отдыха или санаторий?» — рассказывают старожилы.
Сейчас на санаторий непохоже, но улица все равно впечатляет. Особенно двухэтажные сталинки, построенные еще в 1950-х. Добавить кварталу ухоженности и внимания урбанистов — и будет еще одна Осмоловка, за кольцевой.
Сергей Репетухо живет здесь с 1990-го, он тоже работал в Комитете госбезопасности.
— Изначально это был военный городок. Тут жили офицеры, прапорщики, солдаты. Многие давние жители уже умерли, переехали, а некоторые — переселились на комитетские дачи, через дорогу.
Сталинки, хрущевки, архитектура 90-х и даже казарма
Двухэтажки из 1950-х стареют: местные говорят про усталость деревянных перекрытий и проблему с коммуникациями. Но саму архитектуру нахваливают.
— Мне наши дома очень нравятся. Стенки — полметра толщиной. В этих квартирах летом прохладно, а зимой тепло. Потолки 3,2 метра. Воздуха много, дышать комфортно! — Сергей Репетухо как раз живет в одной из ранних двухэтажек. — Дома стареют, но люди сами следят за своими квартирами: я сам поставил вытяжку, новые окна, меняю водопроводные трубы. В нашем доме два раза был ремонт: один раз перекрыли крышу и посчитали это за капремонт всего дома, второй раз — покрасили снаружи, но внутри никто капиталку не делал.
Несколько семей на Маневича живут в бывшей казарме. Например, Анатолий Финенко, который называет себя аксакалом — он самый старший мужчина во всем квартале. Фотографироваться отказывается, но охотно рассказывает про жизнь.
Когда-то работал на строительстве крупных энергетических объектов вроде трубопровода Ямал — Европа, потом подвязался на стройку от КГБ — ради жилья. Так и оказался в одноэтажном здании бывшей казармы. На Маневича он с 1987 года. Недавно в его доме были проблемы с текущей крышей, сейчас ее уже залатали.
— Но дом наш уже такой, ненадежный. В моей квартире холодно, отопление не очень.
Анатолий Финенко вспоминает: когда военный городок отдали Минску, была большая встреча властей с местными жителями по будущему улицы.
— Зачитывали: кого будут сносить, кого нет. А года два назад к нам, в казарму, пришли уведомления от горсовета, что наш дом снесут, склады КГБ за ним тоже будут убирать, а нам выделят новые квартиры. Я даже ездил смотреть новое жилье — новостройки за районом Михалово. Мне в квартире понравилось — там было тепло, так что согласен был переехать. Но что-то не срослось — сначала власти тянули с заселением, а потом сообщили, что инвестора на застройку не нашли.
Дома на Маневича — разного качества. Лилия Овечкина приехала в квартал жить в 1959-м, заселилась уже в хрущевку.
Женщине 87 лет, вместе с 75-летней соседкой Анной Артемовной она вздыхает по поводу неухоженности дома.
Анна Артемовна говорит:
— Нашей хрущевке уже 60, рассыпается. Вот сейчас ремонтируют балконы — чтобы не упали на голову. У нас один сосед, посмотрите, часть дома у своей квартиры сам утеплил. Но не у всех деньги на такое есть, мы-то живем на одну пенсию.
Иван — житель еще одной местной двухэтажки. На планировку не жалуется: потолки 3,05.
— Но квартиры разваливаются катастрофически, а комиссии когда-то были — сказали, что износ домов минимальный. Если бы в нашем квартале дома откапиталили внутри, как положено, ремонт сделали нормальный, я бы с удовольствием здесь продолжил жить, — говорит мужчина.
На улице есть несколько домов, которые построили в 1993 и 1998 годах.
Без клуба, но с автолавкой
Во дворах рядами стоят черные сараи. Когда воду подогревали титанами, там хранили дрова.
— Эпоха титанов прошла, потом прошло время газовых колонок. Теперь уже у всех подведена горячая вода. В сараях люди хранят свое непосильным трудом нажитое имущество, — улыбается Сергей Репетухо.
Противовес дряхлым сараям — здание с колоннами в классическом стиле. Его называют то клубом, то домом офицеров. Сергей Репетухо вспоминает, что раньше тут крутили кино — билет в кино на улице Маневича стоил 10 копеек в то время, когда в Минске он был по 35.
В наши дни красивое здание разваливалось, но несколько лет назад его выкупила частная компания, которая взялась за ремонт и планирует сделать в помещениях офисы.
— В Новый год раньше люди сначала сидели дома за столом, а потом собирались в этом клубе — танцы устраивали, — говорит Анатолий Финенко. — Здорово было, все жители друг друга знали. Сейчас, конечно, много новых.
В клубе долгое время был небольшой магазин. Теперь на улице Маневича своих торговых объектов нет. Гипермаркетов в округе хватает, так что жители помоложе ходят в «Гиппо», «Копилку», ездят в «Биггз», заказывают бесплатную доставку продуктов в Сети. Пожилым сложнее — до больших магазинов у трасс еще нужно дойти, порой поднимаясь по лестнице на высокую дорожную насыпь.
— А сюды да нас лаўка прыязжаіць, дажыліся, — констатирует старожил улицы Лилия Овечкина.
Автолавка приезжает на улицу Маневича раз в неделю, по средам. Дело уникальное: магазин на колесах от «Евроопта» посещает только этот адрес на территории столицы.
Автобус, который нарочно идет ближе других к Маневича, ходит трижды в день. Подстраиваться под его расписание неудобно, разве что под утренний рейс для школьников. Некоторые добираются на учебу в Зеленый Луг пешком.
Пенсионер Анатолий Финенко ходит на остановку на Мирошниченко:
— Пока могу — иду, это 2 километра 200 метров.
— А я — на остановку «Экспоцентр», она в пяти минутах, а там — на 113-й автобус до станции метро «Московская». Большой проблемы нет, — рассказывает молодая жительница улицы.
Неподалеку есть и остановка «Деревня Боровая», мимо которой идут сразу несколько автобусов и маршрутки. Правда, чтобы дойти оттуда, надо перейти трассу.
Опавшую листву на Маневича не убирают, говорят местные. Это добавляет осенней атмосферы.
— Зато, представляете, в такую пору еще ходят газонокосильщики! Зачем? Если б они в руки грабли взяли — тогда другое дело, — удивляется Сергей Репетухо.
Жители улицы Маневича, кажется, за годы привыкли к ее отделенности от Минска.
— Ну и что, что она огорожена забором? — пожимает плечами молодой человек, Илья Лысенко. — Это же хорошо — никто не напрягает нас вообще. — Сносить, конечно, не надо, — добавляет местный житель Иван. — Посмотрите, какая атмосфера: машин мало, все друг друга знают, можно выпустить ребенка спокойно на улицу. Все мои друзья приезжают, говорят: обалдеть как у вас классно! Зеленый оазис в мегаполисе.