Из волейбола в IT. Как сменить работу и зимовать на Гоа
28-летний Борис Чеботарев — мастер спорта по волейболу. Два с половиной года назад он ушел из профессионального спорта и сейчас трудится в международном проекте в минской IT-компании SoftTeco, причем зимой работает в коворкинге на Гоа. 42.TUT.BY побеседовал с ним о том, стоит ли всем «идти в айти».
«Если ты не любишь свою работу, то никакие деньги не помогут»
Борис играл в волейбол с 13 лет: детская спортивная школа, юниорская и молодежная сборная страны, затем выступления за команду «Строитель». Параллельно он учился в БНТУ на факультете информационных технологий и робототехники на инженера по автоматизации.
— Что это? Скажем так, программирование и наладка станков с ЧПУ. Я выбрал это направление не потому, что «баллов хватило», — нет, я всегда увлекался компьютерами, и мне была интересна автоматизация, — поясняет Борис. — Так что я поступил на бюджет, по окончании отработал в Беларуси два года на «Агате», параллельно совмещая со спортом, а после решил попробовать себя в качестве легионера и отправился на год в Латвию (кстати, не без успеха, наша команда выиграла кубок страны по волейболу).
По возвращении я встал перед выбором: продолжать заниматься волейболом или же идти куда-то дальше? Дело в том, что примерно за год до того я записался на онлайн-курсы по программированию, по окончании прошел стажировку в компании у руководителя курсов и сделал несколько реальных проектов, например интернет-магазин фотоаксессуаров. Так что опыт, пускай и небольшой, у меня был, плюс имелось свободное время на учебу.
Примерно за два месяца до возвращения на родину Борис узнал о бесплатном Dev Incubator, который готовит специалистов для белорусских IT-компаний, и решил туда записаться: все же обучение не требовало ни денежных вливаний, ни каких-то особых жертв.
— Я подумал, что я ничего не теряю: выкинуть резюме на сайт всегда успею, — шутит парень. — К тому же спорт не может продолжаться вечно: в среднем в волейбол играют до 35−40 лет. И зарабатывать им до старости тоже не получится. Спорт — это дотационная сфера в нашем регионе, а лет пять назад прошли волны финансовых кризисов. Если предприятию самому не всегда хватает, то как тут содержать еще и команду? Да, топовые команды зарабатывают за счет рекламы и маркетинговых кампаний, но у нас это представляется возможным, наверное, разве что для БАТЭ и хоккейного «Динамо». А вот IT — направление перспективное.
Так что в 26 лет я решил сменить свою сферу деятельности на более стандартную — в понимании большинства. Моя семья меня всегда поддерживала, но я знаю, что у других родственники могут сказать что-то вроде: «Хватит своим мячом ляпать, иди займись чем нормальным».
Но это не значит, что Борис оставил спорт: он сейчас по-прежнему участвует в любительских турнирах в Минске и является консультантом в волейбольной школе для любителей и новичков StartVolley.
— В инкубаторе я учился по вечерам, остальное время посвящал своим проектам и самообучению. Изучил всю программу, подтянул софтскиллс, подготовился к собеседованию и прошел собеседование в SoftTeco, где сейчас и работаю, — рассказывает Борис.
— Сейчас многие хотят «войти в айти». Стоит ли идти туда только из-за денег?
— В IT не стоит идти, если ты не любишь программировать. Если тебе не нравится решать поставленные перед тобой задачи, ты не любишь свою работу, то никакие деньги не помогут справиться с подавленным эмоциональным состоянием. В конце концов, сколько ты сможешь работать через силу, даже за нормальные деньги?
К тому же, как справедливо замечает Борис, зарплаты айтишников не завышенные — они средние по миру.
— Мы ведь работаем не на государственную организацию, а на иностранную контору, и потому получаем обычные для западной страны деньги. Если я перееду, то буду получать ту же сумму, разве что цены будут отличаться от белорусских. К тому же стартовая зарплата айтишника — не тысяча долларов: человеку без опыта стоит ориентироваться на 500 или даже 300 долларов. Но некоторые люди по-прежнему верят в миф, будто можно окончить двухмесячные курсы и сразу получать большие деньги. Но если все так просто, тогда почему все еще не перешли в IT?
«Есть разница: добираться на работу в темноте через метель или ехать на скутере по побережью океана»
Но все же у работы в IT есть очень приятные плюсы. Например, прошлую зиму Борис провел не в холодном Минске, а на индийском пляже.
Дело в том, что прошлым летом кто-то в SoftTeco в шутку спросил, почему бы не переждать зиму в стране потеплее. Эта мысль пришлась людям по вкусу, и они стали выбирать место для зимовки.
Критериев было два: небольшая разница в часовых поясах и стабильный интернет. В итоге остановились на Гоа: 4G-интернет, оптоволокно в домах и разница в 2,5 часа устроили как самих сотрудников, так и руководство и заказчиков. Плюс ко всему это место уже полюбилось русскоязычным людям: на острове даже есть кафе и школы для выходцев из СНГ.
Вначале в теплые края хотела отправиться вся команда, но затем большинство отсеялось: кому-то не нравилась страна, другим — время, третьи «отпали» по личным причинам. Так что на «зимовку» полетели лишь пять человек, среди которых был и Борис.
— В первый раз мы поехали на полтора месяца, — рассказывает он. — Гоа — это курортная зона, более европейская в плане еды и традиций. Но все равно потребовалось время на акклиматизацию.
Все «зимовщики» жили в северном Гоа, кто-то в Морджиме, кто-то в Сиолиме. Из-за разницы во времени они начинали работать в районе полудня, а заканчивали в районе девяти вечера, то есть после наступления темноты. Зато по утрам можно было купаться в океане и загорать.
Кто-то сказал команде, что на пляже работать не вариант: жарко, шумно и в ноутбук забивается песок. Так что ребята каждое утро отправлялись в коворкинг.
— Плохого фидбэка не было, наша продуктивность даже выросла. Все же есть разница: добираться на работу в темноте через метель или ехать на скутере по побережью океана, — улыбается Борис.
На аренду дома ушло примерно 300 долларов, и еще сотня — на аренду байка, без которого на Гоа никуда. На местных дорогах царит хаос, так что лучше передвигаться на скутере, чем лавировать на своих двоих среди потока байков, многие из которых едут даже без зеркал заднего вида.
Из других особенностей жизни на острове Борис называет неспешность и размеренность.
— Местные жители никуда не спешат. Например, ты договорился с жителем Гоа что-либо сделать завтра — и он это сделает, но не обязательно в оговоренный срок. Может, завтра, а может, и послезавтра, куда спешить? На Гоа тепло, бегать, чтобы согреться, не нужно, можно не торопиться. То есть местные — люди исполнительные, но просто не настолько быстрые, как белорусы, — шутит он. — Это в Минске надо куда-то бежать, что-то делать, что-то забирать. А там поработал, покушал, поплавал в океане, поспал. И в целом каких-то важных и срочных задач не было, а бытовые вопросы решались спокойно.
Спустя полтора месяца, в конце февраля, команда вернулась на родину.
— Был грязно-белый снег, небо в облаках, — вспоминает Борис. — Я на Гоа за полтора месяца всего два облачка видел, а здесь не было солнца. В этом году, через месяц, мы снова туда поедем. Уже все знаем, что и как, так что на этот раз — на три месяца.
— А не планируешь вообще переехать?
— Хм, неплохая идея (смеется). Нет. Во-первых, там летом сезон дождей, а во-вторых, и у нас летом неплохо.