Чем живет автомобильная Япония: премьеры 46-го Токийского мотор-шоу
Автосалон в Токио — важнейшая площадка для ведущих японских производителей, на которую они привозят свои новинки. Правда, по количеству серийных мировых премьер выставка в столице Японии в последнее время заметно уступает смотринам в Женеве или Франкфурте, зато разного рода концептов, позволяющих заглянуть в будущее автопрома, в Токио переизбыток.
Проводимое по нечетным годам главное японское мотор-шоу стало уже 46-м по счету. В этот раз в павильонах комплекса Big Sight практически все местные производители «электрифицировались», что называется, по полной программе — и если Toyota, Honda и Mazda привезли серийные или почти готовые к запуску в производство машины на гибридной или чистой электрической тяге, то Nissan и Suzuki ограничились демонстрацией концептов.
Наряду с эффектным концептом Lexus, о котором читайте тут, одним из главных шоу-стопперов нынешней выставки в Токио стал «паркетник» Mazda MX-30 — это первый серийный электромобиль марки. Главной особенностью машины длиной 4,4 м и шириной 1,8 м (колесная база равна 2,65 м) стали открывающиеся против хода движения «створки» задних дверей, а в отделке салона широко использованы переработанные материалы.
Точных характеристик электрической установки MX-30 фирма пока не приводит — по предварительным данным, они ожидаются весьма скромные. Отдача электромотора составит 143 л. с., а одного заряда батареи емкостью 35,5 кВт·ч хватит примерно на 200 км пробега. У европейских дилеров электрическая новинка от Mazda появится во второй половине 2020 года, ориентировочная стоимость — от 34 тысяч евро. Позже в гамме должна появиться модификация MX-30 с «удлинителем хода» — по слухам, генератор для подзарядки тяговой батареи будет приводить роторно-поршневой двигатель нового поколения.
На токийском стенде Honda — новое поколение «пятидверки» Fit, которую сразу представили и в исполнении для европейского рынка, где она продается под именем Jazz. В Старом свете продажи новинки начнутся только в середине следующего года, поэтому подробностей пока немного. Известно, что европейцам хетчбэк четвертого поколения будет доступен только с гибридной установкой e: HEV, где бензиновый мотор идет в связке с двумя электродвигателями — один из них тяговый, а другой работает в качестве генератора для подзарядки батарей.
В салоне — новый двухспицевый руль, виртуальная комбинация приборов и новая медиасистема с тачскрином по центру передней панели. Со сменой поколений Jazz получит внушительный набор систем безопасности и помощи водителю. Кроме того, в гамме новой «пятидверки» появится кросс-версия Crosstar с пластиковым обвесом по всему периметру, рейлингами на крыше, увеличенным дорожным просветом и сиденьями, обитыми тканью с водоотталкивающей пропиткой.
В следующем году в модельном ряду Nissan появится компактный электрический кроссовер: японцы рассчитывают, что в своем сегменте он повторит успех хетчбэка Leaf. Составить представление о будущей новинке можно по концептуальной Ariya: шоу-кар дебютировал в Токио наряду с концептом электрического кей-кара IMk. Из особенностей Ariya, достигающей в длину 4,6 м — передок с V-образным элементом в духе новых серийных моделей марки, задняя оптика в форме лезвия, короткие свесы и 21-дюймовые алюминиевые колеса с пятью спицами.
В салоне концептуального электро-«паркетника» Nissan единственные физические органы управления — это кнопка включения электрической силовой установки, поворотно-нажимной регулятор для 12,3-дюймового дисплея и переключатели системы климат-контроля, которые встроены в нижнюю часть передней панели, отделанную натуральным деревом. Известно также, что Ariya располагает двумя электродвигателями (по одному на передней и задней оси) и новейшей версией фирменного комплекса ProPilot 2.0.
Во второй половине следующего года в японской продаже появится универсал Subaru Levorg следующего поколения — в Токио был представлен предсерийный образец новинки с тонированными стеклами. Как и все Subaru новой волны, Levorg второго поколения базируется на модульной платформе SGP. При этом универсал наряду с усовершенствованным комплексом систем безопасности EyeSight первым получит новую турбированную оппозитную «четверку» объемом 1,8 л с непосредственным впрыском, точные характеристики которой пока держатся в секрете.
Не исключено, что форсированный вариант нового мотора в итоге пропишется под капотом «заряженных» моделей Subaru, в том числе и будущего WRX. Он может прийти на смену легендарному двухлитровому «оппозитнику» EJ20, который дебютировал на первом поколении Legacy 30 лет назад — в Subaru официально объявили, что следующей весной его выпуск прекратится. Впрочем, и сейчас этот заслуженный мотор используется лишь на седане WRX для японского рынка, который в Токио предстал в «прощальном» исполнении STI EJ20 Final Edition. Такие машины получат памятную табличку на двигателе (308 л. с. и 422 Нм крутящего момента), акценты красного цвета, 19-дюймовые колесные диски BBS золотистого цвета и спортивные «ковши» Recaro в салоне.
Тираж WRX STI EJ20 Final Edition ограничат 555 экземплярами — в Японии прием заказов уже начался, оценивается седан в 37 900 долларов в пересчете.
Концерн Toyota наряду с дальнейшим продвижением гибридных автомобилей и водородных силовых установок впредь станет уделять внимание и развитию батарейных электрокаров. В планах автогиганта значится вывод более десятка моделей различных классов и габаритов — к 2025 году Toyota планирует довести ежегодные продажи своих «электричек» до миллиона единиц. Но первыми в серию пойдут городские машинки для японского рынка.
Среди них окажется и двухместный мини-кар Ultra-compact BEV, показанный в Токио в предсерийном виде. Производство электрокара начнется в 2020 году, но кое-какие подробности компания уже раскрыла: в длину хетчбэк насчитывает всего 2,49 м, а заряда батарей должно хватить примерно на 100 км пробега. Максимальная скорость Ultra-compact BEV — 60 км/ч.
Самая роскошная версия нового однообъемника Toyota Hiace уже дебютировала на рынках Австралии и Таиланда — под именами Granvia и Majesty соответственно. Теперь новинку дождались и японцы — для домашнего рынка Toyota также придумала отдельное имя, GranAce.
Салон бизнес-вэна щеголяет кожаной отделкой и вставками «под дерево», при этом комфортнее всего будет седокам второго ряда, в распоряжении которых капитанские сиденья с подлокотниками, электрорегулировками и выдвижными подставками для ног.
Новинками от «неяпонских» производителей Токийский автосалон радует редко. В этом году «европейцы» в Big Sight были, хотя и в сильно ограниченном составе, а единственной мировой премьерой отметилось… немецкое тюнинг-ателье Alpina, с 60-х гг. занимающееся доработкой автомобилей BMW. Впрочем, место дебютного показа седана Alpina B3 выбрано неспроста: японский рынок для компании из городка Бухлоэ является одним из приоритетных.
Отметим, что первым в новом семействе B3, созданном на основе баварской «трешки» G20, появился универсал — его немцы рассекретили в сентябре. Аналогичный объем доработок получил и седан B3 — форсированный до 462 л. с. турбомотор объемом 3 л, новая выпускная система, перенастроенная подвеска с амортизаторами и пружинами Eibach, более крупные тормозные диски и различные варианты перешивки салона. До 100 км/ч седан B3 разгоняется на 0,1 секунды быстрее универсала — то есть за 3,8 секунды, максимальная скорость — 303 км/ч против 300 км/ч у Touring-версии.
Как и в случае с универсалом, европейцы смогут оформить заказ на «заряженный» седан в начале следующего года.
И это далеко не все новинки нынешнего Токийского автосалона: вторая часть обзора премьер выставки будет посвящена самым экстравагантным и необычным концептам от японских разработчиков.