Брестчанка фотографирует бездомных животных, чтобы помочь найти им хозяев
Юлия Жучик – начинающий фотограф-анималист. И в ее карманах всегда полно самых разных вкусняшек. Ну а как иначе? Четырехлапых моделей, с которыми работает девушка, недостаточно просто попросить посмотреть на камеру или принять нужную позу. Вот и выручают печеньки. А еще Юле в работе помогает ее удивительная способность находить общий язык с каждым лающим или мяукающим «натурщиком».
– Моя большая любовь к животным – родом из детства, – рассказывает собеседница Zarya.by. – У нас дома постоянно был целый зоопарк: попугаи, черепахи, крысы, коты и, конечно, собаки самых разных размеров и пород. Со своими питомцами я проводила намного больше времени, чем с ровесниками. А еще постоянно зависала в зоомагазинах, донимая продавцов бесконечными вопросами.
При всей своей огромной любви к каждой зверюшечке Юля все-таки считает себя стопроцентной собачницей. Еще будучи ребенком, она помогала принимать роды у своих собак, выхаживала щенков, а потом занималась и их дрессировкой.
– У меня было штук пятнадцать энциклопедий про собак, – вспоминает она, – поэтому теперь я всегда могу без проблем определить любую породу, знаю психологические и поведенческие особенности каждой. И это очень здорово помогает в работе, ведь фотографирую я совершенно разных собак: и энергичных померанских шпицев, и еще более неугомонных джек-рассел-терьеров, и трусливых тойтерьеров, и флегматичных бассет-хаундов. И к каждой модели необходимо найти свой подход.
Чтобы получить удачные кадры, иногда нужно просто ходить, что называется, хвостом за собакой и – наблюдать. А бывает и так, что без «провокации» на съемках не обойтись. Обычно Юля просит хозяев поиграть с питомцем, чтобы тот поймал настоящий кураж. Такие кадры получаются самыми живыми и интересными, нежели простое позирование.
– У меня нет универсального рецепта идеальной съемки. Всё зависит от характера и настроения модели, – отмечает фотограф. – Когда готовлюсь к очередному проекту, конечно, ищу идеи в интернете, адаптирую их под себя. Но потом, когда попадаю на саму съемку, все мои наметки, как правило, отправляются в мусорную корзину, потому что съемка животных всегда непредсказуема, и зачастую приходится просто сочинять на ходу. Так было у меня на самой сложной фотосессии. Тогда я работала со щенком тойтерьера, который настолько трясся от страха, что все фото были не в фокусе. Мне пришлось импровизировать. И это хорошо, что с собой на съемку я захватила игрушечную курицу-пищалку, которая помогла отвлечь щенка от его страхов.
Съемка питомцев – Юлино хобби, за которое она не берет ни копейки, поскольку пока не считает себя профессионалом. Моделей девушка ищет сама, иногда подолгу уговаривая хозяев, потому что в Бресте, в отличие от той же столицы, такие фотосессии – еще в диковинку.
– Я начала заниматься анималистикой не ради денег, а потому что сам процесс съемки приносит мне большое удовольствие, даже если ты возвращаешься домой весь в собачьих слюнях и испачканный с ног до головы грязью, – смеется Юля. – Не спорю, возможно, в будущем я и начну зарабатывать благодаря своим фотографиям. Тем более у меня есть все шансы занять эту нишу. Прежде чем купить камеру, я прошерстила весь интернет и нашла в Бресте всего два объявления от фотографов-анималистов и то трехлетней давности.
Помимо хобби, у Юли, конечно, есть и официальное занятие. Кстати, тоже связанное с миром фауны. Нынешним летом девушка окончила Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина по специальности «Биолог-эколог» и сейчас отрабатывает распределение в областном центре туризма и краеведения.
– Я работаю в эколого-биологическом центре, – уточняет она, – веду кружок по аквариумистике. У меня очень хороший и удобный график, поэтому остается время на все мои увлечения.
Попробовать себя в качестве фотографа-анималиста Юлия Жучик решила буквально пару месяцев назад. На этот шаг ее подтолкнуло другое не менее любимое занятие, которым наша героиня увлекается с самого детства.
– Я рисую с трех лет. Училась в Жабинковской школе искусств у замечательных брестских педагогов – Анны Чепурной-Олейник и ее супруга Олега. После окончания «художки» какое-то время рисовала эскизы тату, но потом мне это просто стало неинтересно, и я переключилась исключительно на животных.
Два года назад Юлия увидела в инстаграме аккаунт казахской художницы-анималистки. И с тех пор «звериная» тема просто не отпускает ее. Брестчанка рисует котов и кроликов, лошадей и слонов, птиц и насекомых.
– Но большая часть моих работ посвящена, конечно же, собакам. Недавно, например, у меня был заказ из Америки: хозяева просили нарисовать портрет их любимого добермана, – рассказывает Юля. – А вообще чаще всего я рисую собак для благотворительных проектов. В Минске есть объединение художников «Draw for dogs», участники которого используют свои эскизы в качестве иллюстраций для открыток или принтов для одежды. А вырученные средства от продажи этих вещей отдают в какой-либо приют для животных.
Сегодня Юлия активно сотрудничает с минским приютом «Дом собачьей надежды». Также девушка старается помогать и брестским волонтерским организациям «Доброта» и «Защита прав животных».
– Там я фотографирую зверюшек, для которых нужно помочь найти хозяев, – отмечает она. – Как правило, на таких волонтерских съемках стараюсь делать акцент именно на портрете, чтобы были видны глаза, а, следовательно, и эмоции животного.
Фотосессии в приютах и на передержках Юля называет самыми экстремальными. Предсказать, а тем более каким-то образом «запрограммировать» поведение животного, у которого нет хозяина и которое не привыкло выполнять команды, – это что-то из области фантастики.
– Буквально на днях я снимала волонтерских собак – четверых абсолютно непослушных и невоспитанных 4-месячных щенков, после общения с которыми домой вернулась вся в листьях и грязи, – улыбается фотограф. – Не помогло даже мое чудо-изобретение – «ковер-самолет», который я обычно подстилаю себе под колени, ведь фотографировать животных чаще всего приходится не в уютной студии, а именно в полевых условиях: лежа на пыльном асфальте и прыгая по мокрой траве.
Маленькие сорванцы, с которыми работала Юля, находились на частной передержке в Каменице-Жировецкой. Женщина, приютившая их на время, – человек с большим сердцем: никогда не пройдет мимо животных, оказавшихся в беде, на улице. Сейчас в ее доме, помимо собак, ждут своих будущих хозяев еще десять котов.
– Коты дико свободолюбивые и очень своенравные, фотографировать их всегда гораздо тяжелее, чем собак. На кошачьих съемках помогает только веревочка с бантиком – другие способы просто не работают, – говорит Юля. – Но этих десятерых «мурзиков» не так-то и просто было отвлечь: пока снимала одного, второй грыз ботинок, а третий точил о мою спину когти.
Но самое тяжелое испытание, которое настигло Юлю во время этой фотосессии, – приступ аллергии.
– Даже здоровому человеку стало бы плохо от такого количества шерсти вокруг, а что уж говорить про аллергиков, к которым я отношусь, – признается она. – Но зато после той съемки я вынесла для себя самый главный урок: в моих карманах всегда должны быть не только вкусняшки для моделей, но и антигистаминные – для меня.
Кстати, именно из-за аллергии Юля и ее супруг давно не могут решиться на очень важный для них обоих шаг – взять из приюта собаку.
– Каждый раз, когда очередной песик в приюте смешно облизывает объектив или тычет носом в камеру, я слышу: «Забери меня», – едва сдерживает слезы Юля. – Конечно, хочется забрать всех сразу. Но разве можно так: сперва дать надежду животным, а потом вернуть их обратно в приют, просто потому что ты не справляешься? Нет, уж лучше я буду помогать этим бедолагам финансово или пиаром – делать настолько хорошие фотографии, чтобы, глядя на них, обязательно у кого-то ёкнуло внутри: «Это моя собака».
Ёкнуло, кстати, недавно и у самой Юли. Любовь с первого взгляда случилась, глядя на фотографию собаки в «Группе помощи биглям».
– Это белорусское волонтерское объединение, спасающее биглей от разведенцев, – поясняет девушка. – Порода сейчас очень востребована, и этим, конечно же, многие пользуются ради наживы. Собаки, попадающие в руки к таким алчным заводчикам, рожают по нескольку раз в год, без соблюдения необходимых перерывов, в ущерб собственному здоровью. Девочка, которая нам приглянулась по фотографии, тоже очень многого натерпелась – ей даже когти вырывали с мясом…
Юля надеется, что совсем скоро эта несчастная собачка окажется наконец у нее дома и составит компанию еще одному ее питомцу – крысе Линкольну.