Многим ли детям из небольших поселков или городков Беларуси открыта дорога в большой спорт? Нужно ли для этого быть самородком? Что для этого требуется от самих детей и какие вложения в их спортивное будущее должны сделать их родители? Корреспондент «КС» узнала, как живет многодетная семья, в которой двое из троих детей — действующие чемпионы Беларуси в танцах на льду и призеры многочисленных международных соревнований Владислав и Ярослав Сытики. На их счету, если брать обоих братьев, 43 медали разного достоинства и 13 кубков. Они покорили ледовые арены Польши, Андорры, Латвии, Литвы, Италии, Украины, Эстонии, России, Венгрии.
Семья Михаила и Светланы Сытик на первый взгляд самая простая. Воспитывают супруги троих сыновей. Владислав — старший из братьев, ему 15, за ним идут тринадцатилетний Ярослав и восьмилетний Мирослав. Родители утром отвозят младших в школу и сами отправляются на работу. Казалось бы, обычная семья. Но мало кто в округе знает, что дети — действующие чемпионы Беларуси по фигурному катанию в своих возрастных категориях: Влад в категории Advanced Novice, Ярослав — Basic Novice.
— В нашем роду, что у меня, что у мужа, не было спортсменов, — рассказывает Светлана, мама наших фигуристов. — Мои родители Софья Антоновна и Сергей Казимирович всю жизнь отработали в совхозе в Глубокском районе Витебской области. Мама Миши Галина Ивановна трудилась лаборантом в школе, папа Николай Андреевич — водитель. Мы с супругом занимались спортом только, как говорится, для себя. Это был бег на небольшие дистанции и волейбол. После окончания ВУЗа у Миши встал вопрос с распределением. Ему предложили должность на Смолевичском молочном заводе и возможность строительства квартиры. Так мы и оказались в Смолевичах. Сразу жили на съемной квартире, потом построили свою.
— Когда родились и подросли дети, у нас началась совершенно другая жизнь, — подсказывает супруге Михаил. — Все бабушки и дедушки далеко, помогать некому. Приходилось справляться.
Папа, я хочу кататься!
— Как у детей появилось желание заниматься фигурным катанием?
— Когда по телевизору стали популярны ледовые шоу, я вечером после работы их смотрела, — признается Светлана. — Старший Владислав, которому в тот момент было только три года, тоже взахлеб их смотрел, хотя заканчиваться они могли далеко за полночь. Но он внимательно следил за каждым движением фигуристов от начала и до конца передачи. И однажды сказал, что тоже хочет так кататься. Мы позвонили в одну из спортивных секций в Минске, но нам ответили, что детей начинают тренировать только с четырех лет. Честно признаться, думали, что за год его желание кататься пропадет. Но он целый год ходил за мужем и говорил: «Папа, я хочу кататься!» И в четыре года мы отдали его в школу фигурного катания. Изначально их там учили скользить на коньках, выполнять какие-то базовые элементы. Потом пошли более серьезные тренировки. После каждого года занятий дети сдают экзамены, а после трех лет, по итогам экзаменов и тестов их зачисляют в городской центр олимпийского резерва. Там сейчас и тренируется Ярослав. Старший Владислав уже зачислен в Республиканский центр олимпийской подготовки как спортсмен, показавший высокие результаты.
— У вас в это время было двое детей: одному четыре, второму два года. Было трудно?
— Основная нагрузка в этот период легла на меня, — рассказывает мама Светлана. — Своей машины у нас в тот момент не было. Маршруки так хорошо, как сейчас, не ходили. Приходилось четырехлетнего Влада с двухлетним Ярославом в коляске возить на электричке в Минск и обратно. В любую погоду, четыре раза в неделю, два из которых — будние дни, плюс суббота и воскресенье. Когда подрос Ярослав, он, глядя на старшего брата, тоже захотел научиться кататься. Мы, признаться, его отговаривали. Говорили, что это очень тяжело, что Влад очень устает, да еще и уроки нужно подготовить. Но он сказал: «Почему Владу можно, а мне нельзя? Я тоже хочу!» Так у нас появился второй фигурист.
Дети-трудяги или … я бы не справился
— Расскажите, пожалуйста, про режим дня детей. Сколько времени они отдают на тренировки?
— Тренируются они много. Старший Влад учится в 10 классе в средней школе № 47 в Минске, у него спортивный класс. Помимо занятий по основным предметам, у него ежедневно по две или три трехчасовые тренировки в Республиканском центре олимпийского резерва. Если посчитать, то это 6-9 часов тренировок в день. Ярослав — ученик 7 «Б» класса Смолевичской районной гимназии. У него также ежедневно две тренировки, но пока в Городском центре олимпийского резерва в Минске. Это может быть утренняя трех- или четырехчасовая тренировка. Потом, если он успевает, он едет на несколько уроков в гимназию. После гимназии опять возвращается в Минск на дневную или вечернюю тренировку. Твердого графика тренировок нет, расписание «плавающее». Бывает, что первая тренировка начинается в 7.45, а бывает и в 6.30.
— Наши дети – трудяги, — с гордостью о сыновьях говорит отец. – То, что они делают, я бы не сделал! С утра рано встать, поехать на тренировку, вернуться в школу поучиться, снова вернуться на тренировку, приехать домой, сделать уроки, поспать. И опять рано вставать. И так каждый день.
— Детям, наверное, очень тяжело совмещать общеобразовательную школу и спорт?
— Да, им тяжело. Уроки делают чаще всего поздно вечером. Устные предметы изучают в маршрутке или машине по дороге на тренировку или обратно. Хочется выразить слова благодарности тем учителям, которые поддерживали и поддерживают наших детей в школе, где-то дают индивидуальные задания, где-то занимаются с ними отдельно. Тем учителям, которые понимают, что это их жизнь, их выбор. И выбор насколько красивый, настолько и ответственный. Ведь не каждый взрослый выдержит такой темп, не говоря о ребенке.
— Жалуются ли дети, что им тяжело?
— Дети не жалуются, мама жалуется, — шутит Светлана. — Дети утром встают, быстро собираются, греют воду в чайнике. А нам с мужем уже и совестно лежать в постели. Хоть, что скрывать, тоже устаем не на шутку. Делать нечего — встаем и идем.
— Есть ли у детей свободное время? Часто ли вы его проводите вместе?
— Свободного времени нет вообще. Перерыв между льдом есть в конце мая, две последние недели. Но в это время активно нужно «доучиваться» в школе. Поэтому у тренеров время на отпуск есть, а у детей его нет. Стараемся посещать мероприятия в Минске, например, в промежутках между тренировками. Самая активная пора тренировок — лето. В июне этого года, например, они были месяц на сборах в Украине. Весь июль тренировались в Раубичах. Там, нужно сказать, тренировки были очень напряженные: с раннего утра и до позднего вечера с перерывами на еду. Август этого года — сборы в Польше. Так что все лето мы с мужем старшего и среднего сына не видели.
Кем быть?
— Кем вы видите своих детей в будущем?
— Выбирать свою профессию исключительно им самим, мы их переубеждать ни в коем случае не будем, — утверждают родители фигуристов. — Пока у нас план «минимум» — чемпионат мира по фигурному катанию. Конечно же, план «максимум» — Олимпийские игры. Иначе, зачем заниматься делом, если не ставить высоких целей? Мы с женой хотим, и дети очень этого хотят и системно идут к этому. Конечно, карьера фигуриста очень быстро заканчивается. После нее, возможно, сыновья будут тренерами по фигурному катанию. Выбирать только им. Возможно, они получат еще какую-то дополнительную профессию. Младший сын Мирослав прочел все книги, какие у него только есть, как говорится, от корки до корки. Особенно любит энциклопедии. Просто засыпает нас вопросами на абсолютно разные темы. Ему нужно «докопаться» до самой сути вопроса и обязательно найти решение. А вот к фигурному катанию или к другому какому спорту – равнодушен. Активен в силу своего возраста, но не более. Из него выйдет, я думаю, ученый или законотворец.
«Звездная болезнь» — это не про них
— Признайтесь честно, не зазвездились ли мальчики?
— Нисколько не зазвездились, — утверждает Михаил. — Они простые дети. Даже, когда по телевизору мы смотрим их выступления, они уходят в другую комнату. Конечно, им приятно побеждать, но «нос они не задирают». Они берут пример с нас, родителей. Мы всегда стараемся все проблемные вопросы решать мирно и со всеми общаться уважительно. И сыновей так же воспитываем.
Говорят чемпионы…
— Есть ли в ваших победах заслуга родителей?
— Конечно же, ни одну нашу победу мы не смогли бы одержать без помощи наших родителей, — обнимая Светлану и Михаила, признаются чемпионы Беларуси Влад и Ярослав Сытики. — Они неимоверное количество сил и времени вложили и продолжают вкладывать в нас. Они любят нас, они поддерживают нас во всем. Именно их оптимизм заставляет нас, споткнувшись, вставать и идти вперед! Мы знаем, родители гордятся нами!
***
Очень важно вовремя увидеть в своем ребенке талант. Еще важнее — помочь ему раскрыться! И не обязательно это должен быть большой спорт, оперный голос или театральное мастерство. Присмотритесь к своим детям и вы обязательно его найдете.
Надежда МОЛЧАНОВА.
Фото автора.