Автомобили без водителей: когда грядет полный автопилот?
Прошли времена, когда беспилотный автомобиль упоминался разве что в фантастической литературе, — испытания автономных машин на дорогах и улицах городов уже реальность. Но как скоро серийные автомобили будут способны передвигаться самостоятельно, превратив водителя в пассажира?
На этот вопрос у разработчиков точного ответа по-прежнему нет. AUTO.TUT.BY в одном из материалов уже затрагивал тематику беспилотного вождения — в частности, речь шла о технологиях, которые можно назвать первым этапом на пути к полностью автономному вождению.
С тех пор, как говорится, много воды утекло — испытания беспилотников становятся все более активными и масштабными, а компании объявляют о новых планах и решениях по дальнейшей автоматизации автомобилей.
В настоящее время беспилотными технологиями занимаются практически все ведущие автопроизводители, а некоторые из них (Tesla и Volvo) даже успели «засветиться» в ряде трагических инцидентов, виновниками которых называют как раз искусственный интеллект. Тем не менее настоящего беспилотного автомобиля как такового пока попросту нет, хотя современные автомобили «умнеют» прямо на глазах — все больше новых моделей производители основательно «шпигуют» электроникой, страхующей водителя. Не секрет, что уже сейчас автомобили умеют автоматически парковаться, держать дистанцию, двигаться в пределах полосы, ускоряться, тормозить и рулить на автомагистралях. Но в конечном итоге разработчики систем автономного управления ставят цель избавить водителя не только от управления, но и от слежения за дорогой (по классификации международного общества автомобильных инженеров SAE, это уже третий уровень автономности, eyes off, или условная автоматизация), а впоследствии позволить ему отдыхать или заниматься в салоне своими делами (четвертый уровень автоматизации или «mind off», когда водитель освобожден от контроля над дорожной обстановкой, но его вмешательство в некоторых случаях все-таки может потребоваться).
Именно такой беспилотник с четвертым уровнем автономности минувшим летом представила BMW. Это прототип на основе седана седьмой серии, который способен справляться без участия человека с большинством сложных и нестандартных дорожных ситуаций. Такую «семерку» можно вызвать и через смартфон — машина самостоятельно подъедет в нужную точку. Впрочем, в BMW о возможном появлении самоуправляемой «семерки» в открытой продаже не говорят ни слова — такой автомобиль окажется чересчур дорогим, и в краткосрочной перспективе вывод его на рынок не имеет никакого смысла.
Над беспилотной системой, которую можно было бы установить на легковые модели, активно работает и Mercedes. Одна из ее важных составляющих — это полностью автоматическая парковка, пилотный проект которой с 2017 года реализуется совместно с Bosch. В этом году немцы получили от властей земли Баден-Вюртемберг разрешение на эксплуатацию автоматической парковочной системы в гараже музея Mercedes в Штутгарте.
Сервису автоматической парковки водитель не нужен — ему достаточно заехать на паркинг, выйти из машины и активировать мобильное приложение: автомобиль самостоятельно отправится к назначенному ему месту стоянки и там припаркуется. Распложенные на паркинге датчики, отслеживая коридор движения автомобиля, а также окружающее его пространство, отправляют информацию в систему управления автомобилем — благодаря этому он может самостоятельно въезжать и съезжать с пандусов, а также менять этаж многоуровневого паркинга. Если датчики инфраструктуры распознают препятствие, автомобиль немедленно остановится.
Над беспилотными технологиями работает и российская компания «Яндекс». Первые испытания прототипов беспилотных автомобилей компания провела весной 2017 года, а сейчас в Сколково и Иннополисе (Татарстан) уже работают тестовые зоны, где можно прокатиться на такси без водителя. В конце прошлого года «Яндекс» получила лицензию на испытания беспилотного транспорта в Израиле, а минувшей весной подписала соглашение о намерениях создать программно-аппаратный комплекс для беспилотников 4-го и 5-го уровня автономности с Hyundai Mobis (подразделение корейского гиганта по выпуску автомобильных компонентов).
К июлю этого года был готов беспилотный прототип седана Sonata. «Зрением» для него стал смонтированный на крыше блок с камерами и радарами, хотя об уровне автоматизации машины создатели не обмолвились. Испытания беспилотной Sonata прошли на закрытой территории, а до конца года седан планируется вывести на улицы Москвы.
Несмотря на все старания разработчиков, легковой автомобиль с пятым уровнем автоматизации, то есть без привычных органов управления и какого-либо участия человека, к запуску в серию не готов — повторимся еще раз, его просто не существует. И если массового внедрения самоуправляемых легковушек ждать придется еще долго, то в сфере коммерческого и общественного транспорта беспилотные технологии начнут активно внедряться уже в ближайшее время. Впрочем, область их применения на первых порах будет сильно ограничена. Речь идет о низкоскоростных беспилотных транспортных средствах, которые могли бы использоваться для доставки заказов (как в случае, например, с Renault EZ-Pro), для пассажирских перевозок на небольшие расстояния в центре крупных городов, каршеринга, на территориях заповедников, курортов и т.п.
Например, Toyota на только что открывшемся автосалоне в Токио показала беспилотный шаттл e-Palette, который уже в следующем году будет работать на Олимпиаде в японской столице. У машины длиной 5,25 м и высотой 2,76 м — раздвижные двери, облегчающие посадку и высадку выдвижные пандусы и салон, рассчитанный на посадку до 20 человек. Причем один из них — это оператор для подстраховки: уровень автоматизации у e-Palette четвертый из пяти возможных. Максимальная скорость шаттла — всего 20 км/ч, а пробег на одной зарядке достигает 150 км.
Автономный «кубик» привезла в Токио и Daihatsu — называется он Ico Ico. Этот компактный беспилотник может использоваться для перевозки людей или мелкого груза — правда, в отличие от Toyota e-Palette, подробностей об этом челноке пока совсем немного. Известно, что ширина машинки равна 1,47 м, что должно облегчить маневрирование в городском потоке, а на борту, по всей видимости, могут разместиться не больше четырех человек.
Свой подход к разработке подобного транспорта на Токийском автосалоне продемонстрирует и Suzuki — на примере концепта Hanare с пятым, то есть максимальным уровнем автономности, который разработчики окрестили «автономным мобильным офисом». Электроника может вести однообъемник без вмешательства человека — на борту Hanare места оператора не предусмотрено, на высокую степень автоматизации намекает и отсутствие органов управления. Информации о технике фактически нет — известно только, что 3,9-метровый Hanare с узкими окнами и большой подъемной дверью передвигается на электротяге.
О совместной разработке автономных шаттлов на батареях не так давно договорились еще две японские компании — Sony и Yamaha. Их перспективный проект — это SC-1 Sociable Cart с множеством датчиков, ультразвуковыми сонарами и лидаром, но пока не имеющий атрибутов готового к эксплуатации автомобиля (он должен появиться через несколько месяцев). Задуман он в качестве мобильного билборда — вместо окон у модуля четыре 55-дюймовых дисплея для наружной рекламы. Впрочем, предусмотрены и другие варианты использования такого «куба», внутри которого расположены пять посадочных мест. По замыслу разработчиков, электромотор SC-1 Sociable Cart должен получать энергию от съемного блока литий-ионных батарей и разгонять шаттл до 19 км/ч.
Что ж, «автомобильного» в автомобилях становится все меньше, а электроники все больше — впереди эра «электророботизации», когда в руках, хотим мы этого или нет, «баранки» не окажется. Тем не менее пока люди все же не готовы доверить собственную жизнь машинам без водителя, к тому же необходимо вносить изменения в дорожное законодательство. Да и большинство экспертов склоняются к тому, что первоначальные сроки появления полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования сильно переоценены: мы их не увидим в течение как минимум нескольких десятилетий — совершенствование систем автопилота, прежде чем они начнут широко внедряться на серийных моделях, займет немало времени. А пока понятие «водитель» не стало достоянием истории — продолжаем наслаждаться вождением!