«Я расчётливый и мерзкий тип, как все дельцы». Глава «А-100» Александр Центер — о бизнесе, убытках и безысходности
Глава группы компаний «А-100» Александр Центер дал интервью журналистке и радиоведущей Анастасии Баренцевой. Видео опубликовали на YouTube. Мы выбрали 11 наиболее показательных цитат Центера – о тревогах беларуского бизнесмена, убытках и продаже «А-100».
О выгоде кругосветного путешествия, в которое Центер отправился в прошлом году
«[Предполагали ли кругосветное путешествие бизнес-выгоду?] Конечно, я холодный, расчетливый и мерзкий тип, как все дельцы должны выглядеть. Трудно назвать «кругосветку» бизнес-проектом, хотя какое-то отражение на то, чем занимается наша команда, мы получаем. Но выгоды здесь прямой нет».
О продаже «А-100»
«Мы «А-100» не торгуем. Нормальный ответ? Если к нам обращаются какие-то люди и предлагают что-то [у нас] купить, мы в ответ говорим: «Предложите цену, от которой мы не сможем отказаться». Эти люди исчезают. Такое повторяется достаточно часто вот уже 20 лет. А потом эти люди говорят: «Вот, мы покупаем «А-100». Но я даже не знаю этих людей. Родиной мы не торгуем. Моя родина – это мой бизнес, моя семья и друзья.
[Если бы предложили много денег] Я бы продал, только смотря что. А продал бы зачем? Затем, чтобы вложить куда-то еще. А вот это вот «куда-то еще» – это то, над чем нужно работать годами и большими командами. Деньги же просто так никому не нужны, карманы – они маленькие, а в гробу карманов нет. Деньги нужны, чтобы их куда-то инвестировать, что-то развивать и создавать».
О бизнесе будущего
«Будущее – за бизнесом, в котором работают образованные, мотивированные, желательно молодые люди. Любой бизнес, соответствующий этим критериям, обречен на успех».
О цене на бензин
«Я за рыночные подходы. Считаю, что они, будучи неприятными в каких-то переходных периодах, во многом стабилизируют и оздоровляют ситуацию и делают ее более натуральной. Есть себестоимость любого товара или услуги, есть большая или маленькая доля прибыли, – вот так формируется цена. Она не должна формироваться декоративно. <…> Сегодня бензин должен стоить чуть больше доллара».
Об убытках
«[Мы несем убытки] Иногда. Не каждый месяц: ведь, если бы каждый месяц, мы бы уже закрылись. В целом уровень доходности критически низок. С одной стороны, он же определяется аппетитом акционеров – они хотят зарабатывать от бизнеса. С другой – он определяется здравым смыслом и необходимостью держания бизнеса в актуальном состоянии».
О (не)доступности жилого квартала «Пирс»
«Разные истории бывают. Есть люди, у которых деньги лежат в кармане, они готовы покупать. Есть люди, которые идут в банк и получают кредит. Есть люди, которые арендуют квартиру, и это очень популярно и логично для тех, у кого еще нет накопленного капитала. Точно так же, как прокат автомобилей, – это же не мы придумали».
О прогнозе на рынке недвижимости
«С точки зрения экономики, куда страна – туда и мы. <...> Смотрите за нашими темпами инфляции, за уровнями заработной платы. Если заработная плата будет медленно, но верно расти, мы все это почувствуем на себе. Если заработная плата будет резко расти, как этого требуют иногда, значит, нас ждут потрясения».
О неопределённости беларуского бизнесмена
«А вы думаете, швейцары живут в высокой степени определенности? Когда были сильные колебания евро пять-шесть лет назад, Национальный банк Швейцарии вынужден был разово девальвировать швейцарский франк чуть ли не на 20%. Представляете, каково это для страны, которая привыкла находится в абсолютно спокойном, предсказуемом состоянии? Это происходит всегда и везде, поэтому не нужно думать, что только у нас все плохо».
О безвыходности
«Я пока не фиксировал в себе такие изменения, анализируя которые, я бы сказал: «О! Наверное, кризис среднего возраста». Пока я себя на этом не ловил. <...> Но были ситуации, когда опускались руки. Дело в том, что я же не один, путник такой вот. Вокруг меня много людей – ярких, талантливых и сильных. Иногда я действительно не знаю, что делать, а люди рядом со мной знают. И мы так друг друга подтаскиваем, прикрываем друг другу спину – это работает».
О первых деньгах
«Первые деньги я заработал на воздушных шариках. Я учился в институте. Я попросил у папы машину, где-то нашел баллон с гелием, купил 500 резиновых шариков и поехал в Парк Победы в Минске надувать и продавать их по рублю. Деньги с шариков отдал маме – лет пять они у нее лежали где-то».
О любимых книгах и фильмах
«Мне нравится книга «Молодые львы» Ирвина Шоу. Это про войну. В первый раз я прочел ее лет 35 назад, сейчас она менее актуальна, но интересная книжка.
Насчет фильмов: конечно, «В бой идут одни старики». Здесь совпал и заказ, и идеология, и боль людей, которые прошли через войну. Это просто удивительный сплав. Мне нравится, например, «Вокзал на двоих». Причем я посмотрел его, когда мне было 18 или 20 лет. А современные фильмы – сериал «Кухня». Это классная, талантливая команда. Абсолютно не хуже, чем американцы».