Учебный год – непростой период для ребенка.
Моя многолетняя педагогическая практика свидетельствует о том, что для большинства школьников в году два одинаково знаковых месяца – май и сентябрь. В мае учащиеся и их законные представители в приподнятом настроении мечтают о долгих летних каникулах или о долгожданном последнем звонке. А в конце лета и начале осени они с теми же чувствами и в ожидании лучшего начинают новый учебный год.
И не секрет, что для многих детей и родителей учебный год влечет за собой определенные трудности. Кончается беззаботная жизнь, продолжавшаяся три месяца, когда целый день можешь делать, что хочешь, когда можно ложиться поздно вечером, а утром – высыпаться. И вдруг резко – ранние подъемы, строгий распорядок дня, выполнение домашних заданий…
Как справиться ребенку и родителям? Как могут педагоги помочь детям настроиться на школьные будни?
Принято считать, что помощь в адаптации требуется лишь первоклассникам. Это не совсем так. Поддержка нужна и младшим школьникам, и выпускнику, и пятикласснику. Адаптация после отдыха бывает у всех: и у детей, и у нас, взрослых, когда мы из отпуска возвращаемся.
И, конечно, категорически нельзя допускать много дополнительной нагрузки в начале учебного года. Правильно делают те родители, которые ближе к концу летних каникул начинают корректировать распорядок дня, понимая, что первые несколько дней учебы ребенок будет не высыпаться, перестраиваться с ритма отдыха на ритм учебы.
Обычно на первой неделе мудрые учителя стараются много не задавать, чтобы детям можно было побольше погулять, продлить летние любимые забавы, чем обеспечивают определенную успешность адаптации.
Новые учителя, поиск кабинетов в средней школе, новые предметы и новые требования могут повлиять на учеников пятого класса. Они очень часто в первые недели, даже месяцы учебы, не справляются, и не со школьной программой, а с новыми правилами организации образовательного процесса. То есть, раньше было понятно: обычно уроки задают сегодня на завтра, причем, это три-четыре совершенно понятных предмета. А тут начинается много предметов, уроки могут задавать на «через неделю», и не понятно, когда их делать. Легко забыть что-то, что просили принести. Разные учителя, разные требования, разные тетрадки…
Обычно к пятому классу родители особо не контролируют детей в том, как они подготовились к школе, ничего ли не забыли, не следят за выполнением домашнего задания: дети, вроде бы, стали самостоятельными. Однако, теперь пятиклашкам, как когда-то первоклашкам, снова нужна родительская помощь. И именно – в организации учебной деятельности. В первые учебные месяцы родителям стоит помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки, сколько помочь справиться с новым расписанием, с планированием. Чтобы не получилось, что какой-то день он вдруг сидит до 11 вечера, пытаясь выполнить все заданное.
Подростковый возраст требует еще большего пристального внимания. Среди учащихся 9-х, 11-х классов начинается сильное волнение по поводу предстоящих экзаменов, централизованного тестирования. И здесь с первых дней учебного года требуется внимание и компетентная помощь взрослых.
Переход в пятый класс, перевод в другую школу, переезд на другое место жительства, смена учителя или новые ученики, а также индивидуальные особенности учащегося – важные факторы, влияющие на успешный процесс адаптации в каждом учебном году.
Что же делается в нашей Верхменской средней школе им. В.А.Тумара для того, чтобы адаптация школьников в начале учебного года была успешной?
Прежде всего, своевременно ведется информационно-просветительская работа с учащимися и их законными представителями. Практически все классные руководители готовили единый урок знаний «Занімай, Беларусь маладая мая, свой пачэсны пасад між народамі…» совместно с учащимися: подбирали материал, готовили презентации, музыкальное сопровождение.
Проведены в конце августа встречи со школьниками, во время которых они определились в конкретном выборе факультативов, объединений по интересам, вспомнили все требования, которые предъявляет школа к ученику, правила, как следует себя вести, выполнять распорядок дня. Прошли родительские собрания с законными представителями школьников, где даны рекомендации, как помочь детям настроиться на учебу в новом учебном году. На повестке рассмотрены важные вопросы:
— особенности оказания помощи учащимся по обеспечению успешности учебно-познавательной деятельности;
— современные подходы к организации образования и развития учащихся в условиях агрогородка Алесино.
Родителям выданы памятки с рекомендациями о том, как с первых дней нового учебного года помочь ребенку при выполнении домашних заданий, формируя навыки самостоятельности.
В работе администрации ГУО “Верхменская средняя школа им. В.А.Тумара” (директор М.А. Кресик, заместитель директора по учебной работе Г.А. Лаптенок) приоритетным является поиск таких методов и форм работы, которые будут стимулировать и поддерживать у обучающихся познавательный интерес, а у педагогов – желание создания в сельской школе эффективной системы формирования проффесиональных компетенций учителя, индивидуальных образовательных маршрутов сельских школьников.
Грамотно осуществлена управленческая деятельность по подготовке школы к новому учебному году, качественной организации образовательного процесса.Своевременно все учащиеся обеспечены учебниками. Проведен косметический ремонт учебных кабинетов, служебных помещений. В материальном плане это составляет 2735,50 белоруских рублей внебюджетных средств и 1800 белорусских рублей – спонсорская помощь. Большинство учащихся осознанно понимают, что это делается ради их блага, этим обеспечиваются оптимальные условия для их образования и развития.
Четко ведется контроль за грамотным распределением часов дополнительного образования с учетом личных интересов, способностей и возможностей учащихся при соблюдении недопущения перегрузки каждого. В школе организованы факультативные занятия в количестве 27 групп, которые содержат определенную направленность. Это углубление знаний по учебным предметам, подготовка старшеклассников к централизованному тестированию, школьников к олимпиадам, формирование профориентационной компетентности учащихся, общекультурное развитие учащихся, приобщение учащихся к исследовательской деятельности, коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Занятиями объединений по интересам охвачено свыше 75% школьников. Эти занятия направлены на активизацию творчества, интеллектуального, духовного и физического развития, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, формирование национального самосознания, организацию активного досуга.
Уделяется огромное внимание администрацией и коллективом работников школы созданию благоприятной среды для воспитания школьников в духе гражданственности и патриотизма. Проведена частичная модернизация музея боевой славы: изготовлен современный стенд на сумму 300 рублей, выделенных районным Советом ветеранов (председатель А.И. Чечеткин) по итогам результатов районного конкурса школьных музеев.
Пришкольная территория выдержана в стиле национального ландшафта цветников и малых архитектурных форм, что вызывает хорошее настроение всех участников образовательного процесса.
Учащиеся и их законные представители с большим интересом восприняли предложение новых возможностей для гармоничного развития детей во внеурочное время. Ведется организационно-просветительская работа по созданию филиала ДШИ на базе сельского клуба, по открытию на базе учреждения образования Школы робототехники, где планируется обучать учащихся програмированию, собирать роботов, создавать мобильные приложения.
Активно включились педагоги и учащиеся в акцию по сбору пластикового вторсырья “Новая жизнь в обмен на крышечки”.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что организованное начало учебного года обеспечивает успешную адаптацию, безболезненный переход от отдыха к учебе.
Хочется обратить внимание родителей на следующее. Если дополнительные занятия в школе искусств, детской музыкальной школе, факультативы, занятия объединений по интересам начинаются в первые же недели, то нужно внимательно смотреть на собственного ребенка. Дети разные. Есть такие, которые с удовольствием бегают по занятиям с утра до вечера и чувствуют себя отлично. А есть ребята, которым такой график сразу дается тяжело, значит, темп нужно наращивать постепенно.
В общем, главное – быть внимательным к ребенку, быть рядом с ним, и учебный год будет успешным. Благоприятная атмосфера в семье и в школе, понимание интересов, нужд и тревог ребенка помогут сохранить доброжелательное отношение к учебно-познавательной деятельности и образовательному процессу в целом.
Уважаемые педагоги, дорогие родители, желаю Вам мудрости и позитива! А детям – любви к школе, родительской поддержки, плодотворного и успешного учебного года!
Мария САЩЕНКОВА, учитель ГУО «Верхменская средняя школа им. В.А.Тумара», Отличник образования.