Сегодня трудно себе представить нашу жизнь без мобильного телефона. Он всегда рядом. Незаменим в процессе коммуникации. Позволяет оставаться на связи и при этом является альтернативой многим другим гаджетам, так как вполне может заменить компьютер, фотоаппарат, плеер, даёт возможность беспрепятственного доступа в интернет. Для одних он – верный слуга, выполняющий разные функции, для других – полновластный хозяин, подчинивший себе волю и рассудок.
Общественность бьёт тревогу: что делать, если современные технологии действуют не во благо, а во вред?
Иван КОРОБКО,
начальник отдела по образованию Кобринского районного исполнительного комитета:
– Еще в марте министром образования подписан приказ, согласно которому школы должны внести в правила внутреннего распорядка «мероприятия, ограничивающие использование мобильных средств». В данный момент на уровне министерства прорабатываются юридические вопросы для внесения изменений в уставы учреждений образования. Учреждениям может быть предложена, к примеру, такая модель ограничения пользования мобильными средствами в образовательном процессе: перед началом урока дети оставляют телефоны в контейнерах с ячейками, расположенных на столе у педагога или другом видном месте. Ребенок видит свое мобильное устройство, во время образовательного процесса оно находится на глазах у ребенка — в его ячейке, которая пронумерована по списку журнала. Учитель не будет иметь контакта с детскими гаджетами, чем обезопасит себя от неоправданных претензий. Однако здесь нужно вести работу по воспитанию сознательной дисциплины у учащихся, чтобы каждый ребёнок понимал: он сам ставит свой мобильный телефон в свою ячейку и сам его оттуда забирает, неся полную ответственность за целостность и сохранность устройства и не допуская посягательств на чужие вещи.
Руководство учреждений образования может выбрать и другие пути ограничения, например, учащиеся могут хранить телефоны в специальных закрывающихся на ключ шкафчиках или даже в портфелях, но в выключенном состоянии. Пользоваться телефонами во время уроков нельзя. Исключение составляют лишь те случаи, когда учебный процесс предусматривает использование смартфона. Например, в учебнике есть задания с QR-кодом, упражнения с дополненной реальностью, которые «оживляют» картинки.
Информация о выбранном способе ограничений будет внесена в устав учреждения, зафиксирована в правилах внутреннего трудового распорядка для работников и в правилах поведения для учащихся. Следует довести до сведения всех заинтересованных лиц, что съемка педагогов или детей в каких-то компрометирующих обстоятельствах недопустима.
Алексей ГОЛОВНЁВ,
учитель обществоведения ГУО «Средняя школа № 8 г. Кобрина»:
– Телефоны детям в школе совершенно не нужны. Они не просто отвлекают от занятий – они мешают детям развиваться. Сейчас для многих школьников пересказать текст – это проблема. Речь развита плохо, мысль выразить сложно. А почему? Потому что постоянно с телефонами, читают мало, библиотеку не посещают, даже отдохнуть на перемене не могут, потому что заняты телефонами. Мы, педагоги, объясняем ученикам, что зависимость от гаджетов – это ущерб здоровью и знаниям. Конечно, мы не изымаем телефоны, но беседуем, если видим, что ребёнок проявляет к мобильному устройству повышенный интерес. Понимаю, что родителям спокойнее, когда дети на связи, однако считаю необходимым ограничить пользование телефонами в школе. Если вдруг случится какая-то внештатная ситуация, то учитель сам свяжется с родителями. Тотальный родительский контроль здесь не нужен.
Виктория ЯКОВЧИК,
учащаяся 11 класса ГУО «Средняя школа № 8 г. Кобрина»:
– Телефоны нужны как средство связи, но не во время уроков, где они только мешают, отвлекая учащихся и педагогов. На переменах телефон тоже не нужен, ведь вытесняет живое общение. Кстати, я заметила, что учащиеся старших классов менее привязаны к гаджетам, чем малыши, которые много свободного времени проводят за играми. Чтобы ребенок был на связи, родители могут дать устройство попроще. Обычная кнопочная «звонилка» вряд ли заинтересует малыша – исчезнет соблазн проводить с ним всё свободное время. В школе мобильные устройства нужно сдавать учителю или хранить в рюкзаках в беззвучном режиме.
Ольга КОЖОКАРЬ,
родитель:
– Родители дают детям телефоны прежде всего для связи, поэтому хочется, чтобы они использовались по назначению. При грамотной позиции педагогов их наличие у детей не должно мешать образовательному процессу. Впрочем, я не думаю, что гаджеты способны сильно помочь в процессе обучения. Ведущим методом по-прежнему является живое слово учителя. Его не заменит никакой смартфон. Следует ввести ограничения по их использованию и запретить во время уроков. Если ребенок берет телефон с собой в школу, то пусть хранит его до конца уроков в портфеле в выключенном состоянии.
Беседовала Жанна ЕЛИЗАРОВА.