Как сказано в пресс-релизе Нобелевского комитета, Майор и Кело удостоены премии «за открытие экзопланеты, вращающейся вокруг звезды солнечного типа». А Пиблз — «за теоретические открытия в физической космологии».
«Это загадка и вызов современной физике»
Наблюдения за экзопланетами — тренд в современной астрофизике. Открытия в этой области происходят постоянно, и Нобелевский комитет рано или поздно должен был бы их отметить.
Экзопланеты — это планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы. Интерес к ним вызван в первую очередь тем, что на них возможна жизнь. Модель Большого взрыва, принятая современной физикой, описывает Вселенную с самых первых моментов её возникновения: почти 14 миллиардов лет назад она была чрезвычайно горячей и плотной, но затем расширилась, стала больше и холоднее. Через 400 тысяч лет после Большого взрыва Вселенная стала прозрачной настолько, что лучи света смогли путешествовать в пространстве. Даже сегодня это древнее излучение окружает нас.
Работы Джеймса Пиблса в области физической космологии обогатили эту сферу научных исследований. Они изменили саму космологию.
«Результаты его работ показали нам Вселенную, в которой известно всего 5% её содержания: это та материя, из которой состоят звёзды, планеты, деревья и мы. Остальные 95% — это неизвестная нам тёмная материя и тёмная энергия. Это загадка и вызов современной физике», — сказано в заявлении Нобелевского комитета.
«Лауреаты изменили наши представления о космосе»
В октябре 1995 года швейцарские исследователи Мишель Майор и Дидье Кело объявили о первом открытии планеты за пределами нашей Солнечной системы. Эта экзопланета вращается вокруг звезды солнечного типа в нашей домашней галактике: Млечном Пути.
Используя изготовленные на заказ инструменты наблюдения, учёные смогли увидеть планету 51 Pegasi b — газообразный шар, сравнимый по размерам с Юпитером, крупнейшим гигантом Солнечной системы. Впоследствии астрономы обнаружили более 4 тысяч экзопланет. Воистину, это была революция.
«Лауреаты этого года изменили наши представления о космосе, — сообщает Нобелевский комитет. — Теоретические открытия Джеймса Пиблса способствовали нашему пониманию того, как развивалась Вселенная после Большого взрыва. Но Мишель Майор и Дидье Кело исследовали космические окрестности Земли в поисках неизвестных планет. Их открытия навсегда изменили наши представления о мире».