Король Швеции Карл Густав XVI принял решение исключить из списка членов Королевского дома сразу пятерых своих внуков. Согласно опубликованному Королевским домом заявлению, данное решение распространяется на детей принца Карла Филиппа и троих детей принцессы Мадлен.
Согласно принятому решению, теперь к ним нельзя применять обращение «королевское высочество». В то же время королевские внуки сохранят титулы принцев и принцесс.
Нет, речь не идет о семейном конфликте. Это не тот случай, когда обиженный дедушка решил вычеркнуть родственников из завещания. Простым людям нелегко понять все тонкости жизни особ королевской крови.
«За Швецию — в ногу со временем»
73-летний Карл Густав XVI является королем Швеции с 1973 года. Он сменил своего деда, правившего до 90 лет, и стал самым молодым королем из династии Бернадотов — в тот момент ему было 27 лет. Девизом своего правления молодой король выбрал фразу «За Швецию — в ногу со временем». Этому принципу он пытается следовать на протяжении всей своей жизни.
В 1972 году, еще будучи наследником престола, Карл Густав на Олимпиаде в Мюнхене познакомился с переводчицей Сильвией Ренатой Зоммерлат, дочерью немецкого бизнесмена и знойной бразильянки. Несмотря на то, что девушка не имела никакого отношения к монаршим фамилиям, Карл Густав, следуя своему девизу, предпочел по любви жениться на простолюдинке, нежели подбирать себе «правильную» пару.
Королева Сильвия подарила мужу троих детей — дочерей Викторию и Мадлен, а также сына Карла Филиппа.
Старшая и младшие
Старшая дочь, чье полное имя звучит как Виктория Ингрид Алиса Дезире, стала наследницей престола. В 2010 году она, в полном соответствии с девизом отца, вышла замуж за спортивного тренера Улофа Даниэля Вестлинга. В браке родились дочь Эстель и сын Оскар.
Эстель теперь является второй в очереди к престолу после матери. Так что ближайшие десятилетия, скорее всего, на шведском троне будут сидеть королевы, а не короли.
Дети кронпринцессы Виктории, Эстель и Оскар не попадают под действие нового указа дедушки и остаются полноправными членами Королевского дома. Речь в этом распоряжении идет об их двоюродных братьях и сестрах.
Сын Карла Густава XVI Карл Филипп женился на модели Софии Хелльквист. Принца не смутило даже то, что его избранница раньше снималась для мужского журнала и участвовала в телевизионном шоу с элементами эротики. София, получившая титул принцессы, родила мужу двоих сыновей — Александра и Габриэля.
Младшая дочь шведского короля, принцесса Мадлен, вышла замуж за американского бизнесмена Кристофера O`Нилла. У пары к настоящему времени трое детей — сыновья Леонор и Николас, а также дочь Андриенна.
«Они смогут стать кем хотят»
Внуков своих король любит одинаково, и нынешнее решение как раз вызвано желанием сделать жизнь потомков своих младших детей более свободной.
Если детям кронприцессы Виктории, Эстель и Оскару от различных обязанностей и церемониалов не уйти, то их кузенам и кузинам участвовать во всем этом необязательно.
Эксперт по королевской семье Швеции Карин Ленмор заявил изданию Svenska Dagbladet, что исключение из списка членов Королевского дома позволит внукам Карла Густава XVI вести жизнь, не обремененную различными формальностями и обязательствами, связанными с их статусом: «Они смогут стать кем хотят, в том числе заниматься политикой или бизнесом».
Обойдемся без «королевского высочества»
Эта тенденция касается не только Швеции. В европейских королевских домах младшие сыновья и дочери монархов, не претендующие на престол, стараются максимально облегчить жизнь своим потомкам, освободив их от формальностей, связанных с высоким статусом.
Например, дети младшего сына Елизаветы II принца Эдварда, Луиза и Джеймс, согласно закону 1917 года (Патентному письму Георга V), имеют право на титул «Ее королевское высочество» и «Его королевское высочество». Однако по желанию родителей и с согласия королевы Елизаветы II дети Эдварда титулуются как дети графа Уэссекского, а не принца.
Пока простые люди видят в жизни современных королевских домов сказку, те, кто по рождению является членом монарших фамилий, стараются уходить от различных обременительных церемониалов. Все-таки XXI век на дворе.