«Волновалась так, что после каждого урока ела все, что видела». Как минчанка открыла свою школу астрономии

Источник материала:  
04.10.2019 08:50 — Разное

— Часто слышу: «Купили телескоп. Что с ним делать дальше?». Это как с тренажером. Приобрели, чтобы заниматься спортом, а в итоге на нем висит одежда — удобно! Нет одного идеального телескопа. Они все для разных целей. Стоит просто определиться, чего вы хотите. А чтобы это понять, нужно знать хотя бы минимум о том, что есть на небе, — убеждена астроном Галина Секацкая.

Галине — 26 лет, у девушки модельное прошлое. Но год назад она открыла школу по астрономии для детей и взрослых «Млечный путь». О том, зачем астрономия нам, обычным людям, — в этом материале.


«Математика, физика — науки понятные. Но астрономия?!»

— Ко мне приходят учиться дети 6−7 лет и просят рассказать про черные дыры: «Читал, но не совсем понял», — рассказывает Галина. — Я в этом возрасте абсолютно ничего не знала о космосе. Все началось в 10 классе, когда начала посещать факультатив по астрономии. Можно сказать, что я пришла не на сам предмет, а к учителю — настолько вдохновила его манера преподавания, — вспоминает свой путь к звездам Галина. — Это был достаточно опасный момент, так как год перед поступлением все выпускники отдают на усиленную подготовку к ЦТ. Я же сделала ставку на другое. Знала, что диплом на республиканской олимпиаде по астрономии дает право поступления без тестирования в вузы на специальности физического, математического, технического, IT-профиля, а диплом 1 степени на городской — 100 баллов на ЦТ по физике.


В моем окружении далеко не все одобрили такой выбор: «Математика, физика — науки понятные. Но астрономия?!».

Однако победителей не судят: через год я привезла серебряную медаль с международной олимпиады по астрономии и астрофизике. Была возможность уехать изучать астрономию за границей, но не воспользовалась ею: на тот момент были другие планы и приоритеты. Пошла учиться на инженера-энергетика в БНТУ.

— Как-то однокурсник попросил помочь что-то разобрать по математике. Я подумала: «Если могу объяснять высшую математику, то почему не попробовать это же с астрономией?». Так я начала работать учителем астрономии в школе. В первый год преподавания у моих подопечных было три диплома на районном и один на городском этапе, а сейчас среди моих подопечных уже есть победители республиканских и международных олимпиад, — гордится девушка. — Регулярно различные учебные заведения приглашают меня для подготовки их учеников к соревнованиям. Сейчас параллельно работаю в нескольких школах.


А еще несколько лет я вела лекции и кружок по астрономии в Минском планетарии. Благо график позволял. Мое основное место работы — Минскметропроект. Спустилась с небес под землю! — смеется Галина.

«Люди путают астрономию с астрологией. Ассоциируют точную науку с гороскопами»

Сейчас Галина в декретном отпуске — своя школа астрономии появилась как раз после рождения сына.

— Как говорит муж, хочешь сделать хорошо — сделай сам. Сделала! — улыбается астроном. —  Создала сайт астрошколы, завела YouTube-канал.


Первые мои ученики — русскоязычная семья из Канады. Месяц-два онлайн-занятия были для меня стрессом из-за непривычного формата. Волновалась страшно! После каждого урока шла на кухню и ела все, что видела.

Сейчас онлайн-занятия — важная часть работы в астрошколе. У меня есть подопечные из Гомеля, Москвы, Ижевска. Только из Минска 5 человек! Никому не хочется тратить время на дорогу. Для олимпиадников такой формат обучения идентичен по результативности с обычным уроками в классах. Многие ребята нашли меня через YouTube-канал.

— Ученики у астрошколы есть всегда?

— Сейчас да, но было время, когда в младшей группе (5−6 лет) было всего 2 ученика. В средней (8−9 лет) — максимум 5 человек. В старшей (15−16 лет) — 3.

Взрослые же почему-то часто путают астрономию с астрологией. Ассоциируют точную науку с гороскопами, втюхиванием непонятно чего.


— А взрослым вообще имеет смысл начинать этому учиться?

— Конечно! Индивидуальный курс в основном длится 3−4 месяца. Но все зависит от цели, которую преследует человек. Я не сторонник рамок. Всегда говорю: сколько хотите, столько и учитесь! Мне всегда будет что вам дать. Вы можете прийти в 5 лет и уйти в 16 — я найду, чем с вами поделиться из области астрономии.

На сайте школы есть разделы с возрастами учащихся и названиями тем. Сделано это в первую очередь для родителей, которые хотят это видеть. Но я не всегда придерживаюсь заготовок, — говорит Галина.


— Работа с детьми приносит мне неимоверное удовольствие. Это то, что поддерживает интерес к астрономии из года в год, — улыбается. — Уверена, что каждую тему можно объяснить ребенку любого возраста. Вопрос только в том, как это сделать. В начале работы с малышами я постоянно была в поиске интересных материалов и методов работы. Сейчас многие идеи я генерирую самостоятельно. Бывает даже, что-то придумывается прямо во время занятий вместе с ребятами. Это такой полет фантазии, такое творчество, которое доставляет удовольствие всем! Бывает, захожу в детский магазин, вижу игрушку и понимаю, что с помощью нее смогу наглядно объяснить, например, своей младшей группе «эффект Доплера».

«Почему у нас лето, а в Австралии зима?»

— Для чего родителям вести ребенка в астрошколу, если, как говорится, в YouTube бесплатно найдется все?

— Родители часто задают вопрос: какую книгу по астрономии купить ребенку? На ваше усмотрение! Вреда от этого точно не будет. Но считаю, что книги, так же как и интернет, просто вбрасывают разрозненную информацию. Я же сторонник системных знаний. Покупать энциклопедии, смотреть «умные мультики» — все равно что начинать строить дом с крыши. Даже какие-то энциклопедические знания про те же планеты я стараюсь не давать ученикам в готовом виде. Моя задача не столько впихнуть в голову 7−8-летнего ребенка цифры, термины, сколько научить его мыслить, делать выводы.


У астрономии колоссальные межпредметные связи. Это я тоже стараюсь показывать своим ученикам. Наука о космосе перекликается не только с физикой и математикой, но и с химией, географией, отчасти историей, философией, религией, искусством, а еще с судоходством и авиацией. Нередко использую литературу из этих областей на занятиях.

Сейчас у меня учатся два старшеклассника, которые собираются поступать в образовательные учреждения, связанные с авиацией. Им нужны знания из области астрономии, а дипломы по этому предмету дают определенные льготы при зачислении.

— Где в повседневной жизни можно применить знания по астрономии?

— Сферическая астрономия отвечает на такие вопросы, как «почему солнце взошло в этой точке горизонта, а через четыре месяца — в другой?», «почему меняется продолжительность дня?», «почему меняется вид неба в разных точках земного шара?», «почему когда у нас лето, в Австралии зима?». Это то, в чем мы живем, то, что нас окружает! То есть, по сути, мы получаем базовые знания о нашей жизни.


«Материальных вложений при открытии школы не было никаких»

— Астрошкола приносит хороший доход?

— На сегодня это мой основной источник дохода. Но после декрета планирую выходить на основное место работы, в Метропроект. Заработок там стабильный. А в астрошколе все очень непредсказуемо.

— Супруг сразу поддержал вашу идею о собственном деле?

— Да. Причем поддерживает не только морально, но и организационно. Помогает по дому и с ребенком. Вместе разбирались в особенностях работы Google-рекламы.

Я пробовала разные виды рекламы (Google, соцсети, метро), чтобы люди узнали об астрошколе. Верила, что на меня начнет работать время, сарафанное радио. И в этом году учеников действительно гораздо больше, чем в прошлом.


Материальных вложений при открытии школы не было никаких — делать их было неоткуда. Единственное, плачу за домен, налоги и понемногу вкладываюсь в рекламу. Еще работаю как репетитор.

— С какими трудностями сталкиваетесь сейчас?

— У нас нет своего помещения. Мы базируемся на территории школы английского языка. Приходится подстраиваться под их расписание. Это не всегда удобно, конечно, но пока финансово нерентабельно снимать отдельный офис. К тому же условия сейчас у нас идеальные: есть все необходимое и для малышей, и для учеников постарше. Приобрести все самостоятельно на сегодня было бы для меня трудно.

— Как планируете развивать астрошколу?

— Олимпиады по астрономии проводят только среди 11 классов. Конечно, поучаствовать в них под силу и ребятам помладше. Например, одна из моих учениц в 8 классе стала победителем городской олимпиады, в 10 — республиканской, в 11 прошла на международную. Сейчас учится на втором курсе по специальности «астрофизика» в МГУ.

Так что не обязательно ждать напряженного выпускного года, чтоб попробовать свои силы в астрономии — лишних несколько лет могут дать полезный опыт и стать отличной репетицией финального выступления. Но все-таки раньше 7 класса решать задачи, рассчитанные на одиннадцатиклассников, довольно трудно. Получается, ребятам помладше просто негде проявить себя.


Моя глобальная цель — организовать в Беларуси олимпиады по астрономии для детей хотя бы среднего школьного возраста. И я делаю все возможное, чтоб идея обучения астрономии детей стала более популярной. Даже маленькие ребята сейчас нередко интересуются космосом благодаря обилию научной фантастики, развивающих мультиков, книг и приложений. Но люди чаще всего не задумываются или просто не знают о том, что этому увлечению можно придать практический смысл.

В прошлом году команду Минска к республиканской олимпиаде готовили я, мой учитель и мой бывший ученик. То есть уже целая династия, потому что астрономия — это на всю жизнь.

←Слишком дорогой удар

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика