Компания Mattel, производитель знаменитой куклы Барби, запустила новую линейку гендерно-нейтральных кукол.
«Куклы не будут ограничены гендерными стереотипами»
Коллекция получила название Creatable World («Созидаемый мир»). В отличие от предыдущих версий в данном случае Барби будет лишена половых ограничений. Для каждой куклы можно будет подобрать свою прическу, одежду и аксессуары — как мужские, так и женские.
«Куклы не будут ограничены гендерными стереотипами», — заявили в компании Mattel.
Легендарная Барби в этом году отметила свое 60-летие. Ее начали выпускать в американском штате Висконсин. Создательницей куклы стала Рут Хэндлер, супруга основателя фирмы Mattel Эллиота Хэндлера. Женщина обратила внимание на то, что ее собственная дочь Барбара и ее подружки предпочитают играть не с куклами-пупсами, а с картонными куклами, изображающими взрослых женщин. Девочки с удовольствием переодевали их в бумажные наряды. Рут решила, что кукла, с помощью которой можно будет разыгрывать различные ситуации из взрослой жизни, может иметь успех.
Первоначально муж Рут весьма скептически отнесся к затее супруги. Тем не менее производство куклы, названной в честь дочери Хэндлеров, было начато. Поначалу Барби подвергали острой критике за «взрослость», но вскоре она покорила США, а затем и всю планету. Все слышали о кукольном приятеле Барби Кене, но в действительности «компания» ее куда шире: к началу 2000-х у нее было шестеро кукольных братьев и сестер и более 30 подружек.
Барби идет в ногу со временем
Барби следовала за изменениями в обществе, а порой даже их опережала. Так, «Барби-космонавт» появилась после полета в космос Валентины Терешковой, но почти на двадцать лет раньше, чем на орбиту отправилась первая американка. «Барби-кандидат в президенты» появилась еще в начале 1990-х, задолго до того, как Хиллари Клинтон всерьез попыталась стать первой женщиной- президентом. Став социальным явлением, кукла регулярно попадала под огонь критики. Ее клеймили за то, что она формирует стереотип красоты, связанный с худобой, что провоцирует у девочек анорексию и булимию. Из-за подобных обвинений компании Mattel даже приходилось увеличивать Барби талию.
В 1992 году Барби влипла в крупный скандал с феминистками. В продаже появились «говорящие Барби», в лексиконе которых были следующие фразы: ««Я люблю шопинг!» «Давай устроим вечеринку»! и «Математика — это трудно!». Борцы за права женщин сочли, что таким образом производители навязывают девочкам стереотип «тупой блондинки», неспособной к наукам и думающей лишь о тряпках.
Компания Mattel, дабы не допустить провала в продажах, четко следит за настроениями, преобладающими в обществе (в первую очередь — американском).
В 2017 году впервые появилась Барби в хиджабе. Прообразом куклы стала фехтовальщица-саблистка и чемпионка мира Ибтихадж Мухаммад — первая американка, выступавшая на Олимпиаде в хиджабе. Весной 2018 года вышла коллекция под названием «Вдохновлящие женщины». В нее вошли куклы, созданные в честь выдающихся особ, добившихся успеха в разных сферах деятельности, таких, как художница Фрида Кало, физик и математик Кэтрин Джонсон, летчица Амелия Эрхарт и другие.
Борьба с «гендерным насилием»
Выпуск гендерно-нейтральной линейки компания Mattel объясняет исследованиями, согласно которым современные дети не хотят, чтобы их игрушки делились по признаку пола.
«Игрушки — это отражение культуры. Поскольку мир продолжает показывать позитивное влияние инклюзивности, мы поняли, что пришло время создать серию кукол вне гендерных рамок», — заявила представитель Mattel Ким Калмоун.
Передовые тенденции таковы, что само понятие пола подвергается радикальному пересмотру. С точки зрения современных идеологов либерализма, пол не дается людям от рождения, а определяется ими самостоятельно. Соответственно, воспитание в семье, при котором мальчику навязывается традиционная мужская роль, а девочке — женская, объявляется «гендерным насилием».
Особо подчеркнем: речь не идет о равноправии мужчин и женщин. Речь о том, что ребенок должен сам определять, кто он: мальчик, девочка или представитель иного пола.
Сколько всего вариантов существует в новой системе, никто точно сказать не может. Соцсеть Facebook в 2014 году предложила пользователям при регистрации выбирать из 50 опций.
Mattel, the maker of Barbie, is introducing a new line of gender-neutral dolls. The “Creatable World” dolls, available in various skin tones, can wear different hair styles and skirts, pants, or both.https://t.co/McaW3XVsFx
— The New York Times (@nytimes) September 25, 2019
Бесполые дети звезд
Гендерно-нейтральное воспитание активно пропагандируют мировые звезды. Уиллоу, дочь певицы Пинк, в возрасте 7 лет появлялась на светских мероприятиях в мужских костюмах. Довольная собой исполнительница рассказала журналистам, что предоставляет ребенку полную свободу в половом вопросе и что Уиллоу «планирует жениться на африканской женщине».
Приемный сын актрисы Шарлиз Терон, 7-летний Джексон, одевается в женские наряды, носит косички и туфельки. Когда журналисты Daily Mail попросили звезду объяснить происходящее, та ответила: «Да, я тоже думала, что он мальчик. До тех пор, пока в три года он не посмотрел на меня и не сказал: „Я не мальчик!“ Вот и все! У меня есть две красивые дочери, которых, как и любой родитель, я хочу защищать и видеть успешными… Когда они вырастут, они сами поймут, кем они хотят быть. Я не вправе решать это за них».
Еще интереснее обстоят дела в семье Анджелины Джоли. Родная дочь актрисы и Брэда Питта Шайло с трех лет ходит в мальчишеской одежде и носит короткие прически. В 9 лет она потребовала от родных, чтобы те называли ее Джоном. Если Анджелина приняла выбор дочери, то Брэд встал на дыбы. Однако эту битву он проиграл: 13-летняя Шайло Джоли-Питт собирается делать операцию по смене пола.
В 2008 году у звездной пары родились дочери-близнецы: Нокс и Вивьен. И если Нокс выглядит сегодня как обычная девочка, то Вивьен по примеру Шайло носит мужские костюмы и прически. Собирается ли Вивьен менять пол, пока неизвестно.
Анджелина Джоли с близнецами Вивьен и Нокс выходит из книжного магазина. Вивьен камерам явно не рада) pic.twitter.com/ko4HrQPZkW
— BIMRU.RU (@bimruru) July 20, 2015
Наступление по всем фронтам
Все это сегодня касается жизни не только звезд, но и рядовых людей. В европейских странах (в частности, в Германии) проводятся «Дни гендерного равенства», во время которых в школы и детские сады мальчики должны приходить в женских нарядах и вести себя как девочки, а девочки, соответственно, — в мужских нарядах и вести себя как мальчики.
Есть не только «Дни гендерного равенства», но и гендерно-нейтральные детские сады. Причем подобного рода заведения стали открываться в Европе еще в конце 1990-х годов. Сегодня это уже общеевропейская норма.
Те, кто протестует против подобных норм, не только объявляются консерваторами, но и попадают под наблюдение органов опеки. У особо упрямых семей могут даже изъять детей.
В 2014 году феминистская организация FièrEs провела акцию в нескольких парижских магазинах игрушек. Коробки с куклами Барби, пластмассовыми пистолетами и другими игрушками, которые родители покупали своим детям в подарок, были дополнены вложенной внутрь запиской от феминисток: «Внимание, это сексистская игрушка!» Представитель организации FièrEs заявила, что активистки не повреждали подарочные упаковки, а просто аккуратно вложили записки внутрь коробок. Что же касается смысла акции, то он, по словам спикера феминисток, заключался в обращении ко взрослым, а не к детям. Феминистки считают, что папы и мамы, покупающие сыновьям и дочерям игрушки, не задумываются о том, какой вред они наносят им, формируя неправильные представления об окружающем мире: «Мы хотим привлечь внимание к тому, что изготовители и продавцы игрушек играют большую роль в том, что ни одна маленькая девочка не просит у Санты подарка в виде игрушечного меча».
В том же декабре 2014 года другая группа воинствующих французских феминисток парализовала парижский магазин товаров для детей Toys R Us, протестуя против того, что в нём на полках есть разделение игрушек для мальчиков и для девочек.
Сторонники радикальных изменений уверенно побеждают. На их стороне голливудские звезды, вожди либерального движения, ведущие СМИ. Компания Mattel, выпуская гендерно-нейтральную линейку кукол, просто пытается сохранить себя в этом дивном новом мире, где, кажется, уже не остается места тем, кто хочет вырастить из своих сыновей мужественных и смелых мужчин, а из дочерей — нежных и красивых женщин.