Глава государства, в частности, упомянул о налоговом маневре в нефтяной сфере России, отметив, что Беларусь в результате этого вынуждена в том числе искать альтернативные варианты поставок.
"Это не рычаги давления. Это поиск альтернативы", - подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что Беларусь, конечно, зависима от России в плане поставок сырья и углеводородов. "Но сегодня это не катастрофа. Налоговый маневр подкинули нам. Когда-то мы получали от переработки российской нефти, покупали у них нефть без таможни (у нас таможенный союз, свободная торговля). Но они настояли, чтобы мы, продавая нефтепродукты Украине и другим, часть денег им отдавали. Потом увидели, что это много (остается в распоряжении Беларуси. - Прим. БЕЛТА). Ввели этот налоговый маневр. То есть у себя ввели на нефть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Таможенной пошлины вроде нет в торговле, но они ввели налог, и нефть подорожала", - сказал Президент.
"Это значит, что наши два нефтеперерабатывающих завода оказались в невыгодном положении по сравнению с их заводами. Более того, сейчас дошли до того, что НДПИ забрали, сейчас возвращают НПЗ (российским. - Прим. БЕЛТА). Нашим заводам не возвращают. И нефть сразу подорожала. Нас подводят к мировой цене. На что я публично в Питере в последний раз сказал: раз так, тогда мы вынуждены будем закупать с рынка нефть", - подчеркнул глава государства.
При этом он отметил, что российская нефть марки Urals не самого высоко качества на мировом рынке. И Беларусь ранее уже отрабатывала альтернативные поставки нефти по нефтепроводу Одесса-Броды.
"Я на переговорах сказал открыто: мы имеем три варианта, просчитываем поставки нефти на свои заводы. Более того, мы эти заводы в этом году в основном модернизируем. Они уже будут прибыльными, когда мы купим дорогую нефть в Средиземном или Черном море, или на Балтике. Мы купим, переработаем и не будем в убытке", - заявил белорусский лидер.
"Но 25 млн т нефти мы можем сегодня переработать, и мы эту нефть привезем на рынок России (так они сейчас поставляют здесь). Возьмем, допустим, иранскую, американскую, саудовскую, у Арабских Эмиратов (недавно шейх здесь был, мы вели переговоры). Вам это надо (России. - Прим. БЕЛТА)? Вы потеряете рынок. Минимум 20-25 млн т. Уверен, не надо. Так давайте договариваться! Не получается", - добавил Александр Лукашенко.
Источник: БЕЛТА.