«Поверила в свои силы». Шестиклассница пробежала 21 км Минского полумарафона, не переходя на шаг
Нестандартный случай: на Минском полумарафоне семья с двумя подростками — Полине 11 лет, Тимофею 14 — пробежала 21 километр. По правилам забега, регистрация на такую дистанцию возможна только с 18 лет — или под расписку родителей. GO.TUT.BY узнал у спортивной семьи, как дался полумарафон, почему они боялись сойти за сектантов и зачем детям такие нагрузки.
Сергей и Светлана Прудниковы с детьми живут в Минске около года. Пара — индивидуальные предприниматели. У главы семейства бизнес по ремонту бытовой техники, у мамы — осуществленная мечта: собственная парикмахерская. Дети ходят в 34-ю гимназию: Полина в 6-й класс, Тимофей в 9-й.
— Наверное, спортивные секции посещают?
— Нет, пока не записаны, — объясняет Сергей. — Это связано с периодом адаптации к новому месту, да и с собственными беговыми тренировками.
Тимофей признается, что «ноги еще отходят после полумарафона». Полине дистанция тоже далась нелегко. Но в гимназии дети уже стали звездами: за пару дней после Минского полумарафона их фото успели повесить на Доску почета.
«Подумали, что мы в секте»
Прудниковы начали бегать больше двух лет назад, они тогда еще жили в Борисове. Сразу на пробежку отправилась Светлана. Потом запустилась цепная реакция: через пару дней из интереса присоединилась Полина, а затем и Сергей с Тимофеем. Первые пробежки делали только по утрам. Дистанции небольшие — до километра — и без специальных тренировочных планов. Сергей уверяет, что никто никого не заставлял — все на добровольной основе.
— Выбегали не позже шести утра, чтобы никто не видел и не ходило лишних разговоров. Мы жили в частном секторе, нас знала вся улица. Начнешь бегать — и будут все смотреть широкими глазами. Хотя позже до меня стали доходить слухи, что мы в какой-то секте.
Полина вспоминает, что в Борисове могли бегать и в снег, и по сугробам. При этом специально никто не утеплялся.
— А зачем? — спрашивает Тимофей. — Это только сразу холодно, а после километра уже жарко. А если укутаться, то будет лишняя нагрузка.
В какой-то момент, по признаниям Сергея, в Борисове стало «некомфортно, будто в луже». Не нравился и доход, семья уперлась в потолок.
— Дом, работа, Турция. Больше мы ничего не видели. Для себя я начал искать варианты. «Как заработать миллион» — так и гуглил. Стал читать много книг, еще активнее заниматься спортом, — не скрывает глава семейства.
Семья перебралась в столицу. Здесь у них изменились и жизнь, и тренировки: в Минске они встречают меньше косых взглядов.
«500 метров — это несерьезно»
В прошлом году папа, мама и сын пробежали свой первый семейный полумарафон — 21 км без стартовых номеров. Полина, которой тогда было всего десять, осилила 5 км Минского полумарафона. После школьники участвовали и в городских забегах: по их меркам, расстояния незначительные — 5 и 10 километров.
Минский полумарафон в этом году для семьи стал поводом для гордости: никто во время 21-километровой дистанции не перешел на шаг. Финишировали Прудниковы в два захода: за 2.05 дистанцию преодолели папа с сыном, за 2.13 — мама с дочкой.
— Полина — самая юная участница минского забега, — считает Сергей. — Младше Тимофея тоже школьников не было. Но он-то с расстоянием был знаком по прошлому году. А вот дочка не верила в свои силы и не собиралась бежать. За неделю до полумарафона мы привезли свои стартовые пакеты, ей понравились. В этот же день дочка пробежала 14 километров. Вернулась домой и приказала ее регистрировать на забег. На зоне выдачи номеров все спрашивали: «Как? Неужели она пробежит?» А она просто поверила в свои силы.
— Почему не детский забег на 500 метров? Такой на полумарафоне тоже был, по возрасту Полина бы подошла.
— Эта дистанция несерьезная, она скорее для трехлеток, — улыбается девочка. — А хотелось пробежать что-то большое. Для меня на полумарафоне были сложными последние пять километров.
Бегуны на дистанции, говорят школьники, на них не особо реагировали: были слишком погружены в свои мысли. Зато семью удивили участники, которые просто шли.
— Остановиться — это значит сдаться. Сыну на последних двух километрах было нелегко. У него заболел бок, он бежал, согнувшись, — вспоминает Сергей.
Тимофей говорит: папа на дистанции поддерживал — но справиться с челленджем помогло не это.
— Сам для себя решил не останавливаться. Если б перешел на шаг, папа бы меня не ругал. Но я бы сам пожалел, что сдался.
Официально бежать 21 километр могли только совершеннолетние. Организаторы Минского полумарафона пояснили, что единственным пропуском на такой старт для детей могла стать расписка от родителей. Именно такую Сергей и написал: он в возрастных ограничениях опасности не видит. По его мнению, полумарафон — это прежде всего про цели и их достижение.
— Наша семья живет против правил. Например, мы с сыном ныряем в прорубь. Сын впервые окунулся, когда ему было 9 лет, супруга начала в прошлом году. Да, 21 км — это длинная дистанция. Врачи такие расстояния детям бегать не разрешают. Но ни с врачами, ни с тренерами мы не общаемся. Когда знаешь правила, видишь ограничения. А так — никаких заборов.
В следующем году Прудниковы хотят пробежать полумарафон в Европе. К ограничениям и удивленным взглядам они готовы — и будут бороться за возможность бегать всей семьей.
Тренер: «Дистанции должны быть соизмеримы возрасту»
GO.TUT.BY поинтересовался мнением тренера Ирины Нафранович. Она готовит взрослых к забегам на длинные дистанции, работает и с детьми.
— Как тренер я бы на такие дистанции ребенка не брала. Есть определенные периоды развития детей, и выносливость начинает развиваться с 14 лет. Если мы тренируем это качество раньше, то забываем про другие: координацию, ловкость, ориентацию в пространстве. Определенному возрасту должны соответствовать определенные нагрузки, чтобы развитие ребенка было поэтапным. То есть бегать можно и детям, но дистанции должны быть соизмеримы их возрасту. Родители, которые берут ребенка на пробежку, должны контролировать, чтобы он был одет по погоде, бегал в специализированной обуви. Также важно выбирать маршрут с мягким грунтом (избегать тротуаров и асфальта), следить за водным балансом и питанием юного бегуна до и после пробежки.