В прошлом номере «АиФ» затронул очень важную тему: действительно, наши города рискуют превратиться в загазованные, непригодные для жизни гетто.
Проблема в том, что мы не хотим понять простые вещи: ничто не существует обособленно, все - часть единой системы. Ну почему, если мы принимаем какие-то решения, то не просчитываем последствия? А они неизбежны даже при самых благих намерениях.
Уплотнились?
Например, когда речь идет об уплотнении, о людях, архитектуре, понятно, мало кто думает. Ну и пусть себе будет город - архитектурная «похлебка», с домами, глядящими окна в окна. Но это полбеды. Беда начинается, когда стройку закатили, а про инфраструктуру просто не подумали. Поэтому даже во дворах автомобильные пробки, школы переполнены до состояния «1 «Ф» класс, 34 человека», на очередь в детский садик нужно становиться задолго до планирования ребенка. Причем постфактум все это построить уже негде. Потому что все застроено торговыми центрами. А ведь это на сотни лет! И тогда снова принимаются решения, которые работают на сиюминутные улучшения, но в долгосрочной перспективе ведут к катастрофе. Да, можно вырубить последние три дерева и разгрузить дворы, построив парковку, а на оставшихся сантиметрах пристроить-таки детский сад и школу. Подумаешь, гулять негде, пожилые люди и дети могут гулять на балконах…
Вставай на лыжи
Или вот, например, самокаты и велосипеды эти злосчастные. Государство выделяет деньги на оздоровление населения и решение экологических вопросов. Наверняка есть и иностранные вложения. И что мы делаем (из благих, разумеется, намерений)? Выдаем «шапкозакидательские» призывы: «Вылезай из автомобиля, покупай велосипед!» И не важно, что соответствующей инфраструктуры нет, нет внятных правил движения для этих видов транспорта, нет культуры вождения. Кроме того, новый вид проката не подразумевает ни ответственности, ни уважения к окружающим. Надоело тебе ехать, закончилась «зарядка» - бросил транспортное средство там, где остановился, и пошел дальше. И вот в нашем плотно застроенном мире, где на дорожке двоим пешеходам не разминуться, начинается хаотичное движение велосипедов и самокатов. При этом от автомобилей никто не отказывается: с чего бы это? В автомобиле возить велосипед удобнее, чем в трамвае. Понятно, что пожилые люди и дети еще крепче пускают корни на балконах. Словом, ни к западному, ни к здоровому образу жизни мы оказались не готовы. И очень сильно рискуем нашим будущим, если не научимся сначала думать, а потом делать.
Тамара Сороко, Минск