Лучший пикирующий бомбардировщик Рейха. Пять фактов о легендарной «Штуке»
17 сентября 1935 года в воздух впервые поднялся самолет Ju 87 — пикирующий бомбардировщик, ставший символом мощи люфтваффе и блицкрига в принципе. О нем известно многое, поэтому вместо полной биографии легендарной «Штуки» 42.TUT.BY решил рассказать пять фактов, связанных с «87-м».
Юнкерс Ju 87 еще называют «Штукой» или, по-немецки, Stuk, что означает Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик.
Кровавое 15 августа
За две недели до вторжения в Польшу именно «Ю-87» понесли одни из самых страшных небоевых потерь, произошедших в одно время и в одном месте.
Первая группа 76-й эскадры оттачивала мастерство перед будущей войной и для этого перелетела на полигон Нойхаммер в нижней Силезии (сейчас это Свентошув в Польше). На новом месте предстояло отбомбиться учебными бомбами, показав свое мастерство высоким гостям, что делали уже много раз.
Низкая облачность не испугала опытных летчиков: метеорологи передали, что нижняя кромка облаков будет на 900 метрах, а бомбы предстояло бросать с 300 (по другим данным с 500) метров. Оттого задача становилась только экстремальнее: спикировать сквозь облака, пробить их, опуститься ниже и снайперски уложить бомбы в указанное место в лесу.
Однако перед самой атакой полигон затянуло вполне безобидным туманом. Теперь нижняя кромка облаков заканчивалась… на земле. И 30 машин на высоте 4000 метров обрушились в пике. Впереди командир группы, гауптман Вальтер Зигель, за ним два ведомых и три эскадрильи Первой группы — третья, вторая, первая. Шла секунда за секундой, облака не расходились. А потом, наконец, стали реже, и Зигель увидел в каких-то 100 метрах под собой землю, куда пикировали остальные два с лишним десятка машин. Гауптману повезло: крича по радио «Выход! Выход! Впереди земля!», он сумел вывести самолет из пике на высоте буквально пары метров.
Следующим повезло меньше. Огненными шарами взорвались два ведомых Зигеля, потом все девять «87-х» третьей эскадрильи. Имевшие чуть больше времени «Юнкерсы» второй эскадрильи попытались выйти из пике — получилось почти у всех. Подвело то, что пикировать пришлось на лес, два бомбардировщика при выходе зацепили деревья и взорвались.
Первой эскадрилье повезло: на момент начала катастрофы они только вошли в облака и не потеряли в итоге ни одного самолета. Всего разбилось 13 из 30 самолетов, 26 человек погибли — по два на бомбардировщик.
Нойхартская катастрофа стала одной из страшнейших за историю военной авиации — на Вторую мировую отправились на 26 ветеранов люфтваффе меньше.
Первый сбитый
ВВС Германии вступили во Вторую мировую с отличным истребителем Messerschmitt Bf 109. И все же первую воздушную победу люфтваффе одержал не он. Вероятнее всего, первый сбитый противник немцев в воздухе стал жертвой Junkers «Ju 87». Несмотря на низкую облачность пикировщики 1 сентября 1939 года взлетели и отправились на бомбежку аэродромов Польши.
Около 7 утра пикировщиков Второй эскадры перехватили польские истребители. Будь противники равными, «штуки» были бы, возможно, быстро уничтожены. Но основным истребителем польских ВВС на то время был PZL Р.11С — стремительно устаревающая машина, по скорости не превосходящая «87-й».
Догнать «штуку» поляки не могли и атаковали их на встречных курсах, так что сбить PZL Р.11С мог и стрелок Ju 87, и пилот — из курсовых пулеметов.
Впоследствии польские ВВС так и не сумели оказать люфтваффе значимое сопротивление — и количественное, и качественное превосходство нацистских ВВС сделало их хозяевами положения.
Самая крупная цель
Именно на счету Ju 87 оказалась самая крупная цель немецких летчиков на Восточном фронте — линкор «Марат», бывший «Петропавловск».
С сентября 1941 годна немецкие бомбардировщики, как пикирующие, так и горизонтальные, активно бомбили Кронштадт и Балтийский флот. Сначала на крупнейшие корабли балтийцев, включая «Марат», падали сравнительно небольшие бомбы в 250−500 кг. Затем из Германии срочно доставили бронебойные бомбы весом в тонну каждая. За штурвалом одного из самолетов выпало сидеть человеку, который после стал бомбардировочным асом Рейха номер один: Гансу Ульриху Руделю.
Небольшой Ju 87 с такими огромными бомбами раньше в боевых вылетах не бывал. Но зенитное и истребительное прикрытие Кронштадта было не самым лучшим, и бомбардировщики могли действовать в комфортных условиях.
23 сентября 1941 года бомбардировочный налет обрушился на корабли Балтфлота, включая «Марат». Линкор пытался отстреливаться даже из главного калибра (305 миллиметров!), но «Штукам» это не помешало. Бомба в тонну весом снайперски попала в корабль, и ее 160 килограммов взрывчатки сдетонировали в артиллерийском погребе. Линкор разломился, затонул и лег на грунт.
Спасло «Марат» только то, что на месте его стоянки было неглубоко: со временем часть артиллерии линкора сумели ввести в строй. Но плавать ему уже было не суждено, единственная бомба «Штуки» навеки поставила на этом крест. В 1953 году бывший линкор разделали на металл.
Правда, Ju 87 может похвастаться самой крупной целью только на Восточном фронте. На Средиземном море самый крупный потопленный авиацией корабль — это итальянский линкор «Рома», почти в полтора раза больше «Марата». Он шел сдаваться антигитлеровской коалиции, когда стал жертвой управляемой планирующей бомбой «Friz X», сброшенной с бомбардировщика Dornier Do 217.
«Юнкерсы» и итальянцы
Не слишком известной страницей в истории Второй мировой стало участие итальянских военно-воздушных сил. Обычно итальянцев воспринимают как «вечных мальчиков для битья». А между тем летчики «Реджио Аэронаутика» подчас показывали себя неплохо.
Летали они и на «Штуках». Несколько десятков Ju 87 было передано ВВС Италии еще в 1940 году, через два месяца порядка полусотни итальянских пилотов начало переподготовку в Австрии. Они вспоминали, что готовили их неважно — немцы не слишком рассчитывали на малобоеспособного (как им казалось) союзника. Потому летчики Италии вынуждены были разрабатывать свою военную науку.
Основным театром военных действий для них, разумеется, стал Средиземноморский, потому бомбить приходилось зачастую морские цели. И итальянцы первыми среди стран Оси стали применять, в том числе и на «Штуках» — их мелодично переименовали в «Пиччиателло» — топмачтовое бомбометание. При такой системе бомбу бросают не в сам корабль, а на воду поблизости от него. При определенной высоте и скорости полета бомба начинала скакать по поверхности воды, как плоский камешек, в итоге врезаясь в борт корабля.
Вот как это выглядело.
Обычно соединение «Пиччиателло» строилось кругом и начинало по очереди пикировать на жертву. Несмотря на то, что ни у немцев, ни у итальянцев не было особого превосходства в воздухе, противостоящие им британцы чувствовали себя крайне дискомфортно. Отдельные участки Средиземного моря они со страхом называли «аллеей бомб» — самолеты Оси не давали покоя «владычице морей».
29 июня 1941 года итальянцам удалось потопить с бомбометания австралийский эсминец Waterhen. Примечательно, что его атаковали всего семь самолетов, тогда как британцы из-за страха и неразберихи насчитали в небе 42 бомбардировщика.
Самая успешная импровизация
Junkers 87 не был задуман как штурмовик: он не обладал ни броней, ни пушечным вооружением. И при этом стал едва ли не самым успешным самолетом класса штурмовиков во Второй мировой.
Это была практически импровизация: серийную «Штуку» облегчили как могли, лишили возможности сбрасывать бомбы и подвесили под крыльями две 37-мм автоматические пушки. Орудие было не рекордным ни по бронепробиваемости, ни по точности, ни по скорострельности. А самолет с ним стал хуже управляться, летать медленнее и вообще просел по характеристикам. Зато из пушек, как показали испытания, можно было отлично попадать не просто во вражеский танк, но в его определенные места — броня не везде одинаково толстая. На две пушки у «Густава» было всего 12 снарядов, но создатели решили, что этого хватит.
Переоборудованные в «Густавы» самолеты были объединены в «Экспериментальную команду по борьбе с танками». Уже первые четыре недели на фронте позволили пушечным «Штукам» записать на боевой счет больше 110 танков (безусловно, могли быть приписки, но в любом случае эффективность оружия была огромной: в условиях эксперимента безгранично врать не получилось бы).
На Курской дуге летом 1943 года тактика противотанковых «Штук» была отточена: они действовали в тандеме с обычными пикировщиками. «Традиционные» Ju 87 подавляли ПВО, охранявшее колонны бронетехники, после чего штурмовики заходили в атаку, стреляя сверху по уязвимым местам танков. Уже упомянутый лучший бомбардировочный ас Ганс-Ульрих Рудель в общей сложности записал себе на счет больше 500 советских танков — хотя в последние годы его достижения подвергаются пересмотру.
В результате мы имеем одну из успешнейших в мире военных импровизаций: самолет, задуманный совершенно не для штурмовки колонн бронетехники, оставил далеко позади множество специализированных машин этого класса.