Белорусские ученые смогут не возвращать деньги за неудачные по объективной причине исследования
Телеканал СТВ спросил у председателя Государственного комитета по науке и технологиям Александра Шумилина, увеличатся ли расходы на научную деятельность в 2020 году, и будут ли ученые иметь «право на риск». Публикуем отрывки из интервью.
Журналист Юлия Огнева отметила, что одним из камней преткновения, который тормозит развитие научной мысли в Беларуси (и других странах) — это отсутствие «права на ошибку». То есть, если ученый берет бюджетные деньги на исследования, в случае провала ему придется их возместить.
Однако, по словам Александра Шумилина, ситуация должна измениться
— Мы в этом году уже несколько скорректировали законодательство, прописали объективные причины. Объективная причина какая? Условно, разрабатывалось лекарство, в нем были некие элементы, выходит законодательство, что эти элементы запрещены. Какая вина здесь ученых? — сказал он.
Глава комитета отметил, что комиссия по научно-технической политике при правительстве сможет доказывать, что причины неудачных исследований были объективными. Сейчас «нарабатывается практика принятия таких решений».
— Главное создать механизм. Мы дали право комиссии по научно-технической политике при Совете Министров под руководством премьера, ученым, если были объективные причины, вынести рассмотрение на данную комиссию. И комиссия может принять решение, что да, причины объективны — тогда деньги возвращать не обязательно.
Еще один вопрос — это авторские права на результаты научной деятельности, если она частично или полностью осуществлялась за бюджетные деньги. Александр Шумилин заверил, что эта проблема по большей части урегулирована.
— Сегодня мы приняли: по умолчанию авторское право принадлежит разработчику, потому что как можно оторвать изобретение или еще что-то непосредственно от человека, который его создал.
Но, естественно, сегодня рынок. Если человек работает в научной организации, и мы как государство платим за эту разработку, как это во всем мире, может быть написан договор и разработка может принадлежать, если посчитают нужным, этому институту.
Правда, мы сделали такую интересную, скажем, либерализацию или подход. Если научная организация не заинтересована запатентовать данное изобретение, данную разработку, то она должна уведомить автора, и автор будет иметь право запатентовать на себя и иметь эту разработку в качестве полного владельца.
Глава комитета также отметил, что расходы на научную деятельность в следующем году вырастут на 16%.
— Мы добились определенного роста, хотя, конечно, это очень незначительно.