«Вам пора, вы и рожайте». Мнение о том, почему роды - это не панацея и не тема для обсуждений
А теперь к золотым хитам. Ну, признавайтесь, при каких обстоятельствах вы в последний раз слышали вопрос: «Когда ребеночка планируете?» На нашу колумнистку Насту Захаревич он в этот раз напал внезапно, из-за угла, когда она рассказывала знакомой о предстоящем путешествии… Кстати, а может, вы как раз из тех, кто любит спрашивать о детях? Боимся, что в этом случае мы должны сообщить вам кое-что неприятное.
2016 год. Я учусь в магистратуре, параллельно работаю и буквально живу на два города — в Минске у меня учеба, работа, мужчина и кот, а в Барановичах — папа, который выкарабкивается после жуткого ДТП. В общем, я вымотана и хочу разломать на части сим-карту, удалить страницы в социальных сетях, сменить адрес электронной почты и уехать на другой конец света подальше от этого всего.
Однажды вечером ко мне приходит подруга, и приходит она с четкой целью — убедить меня в том, что мне надо рожать, и чем быстрее, тем лучше. Желательно было сделать это еще вчера, но прошлого не вернешь, а вот о будущем обязательно надо позаботиться. И да, в ее понимании мне, двадцатидвухлетней магистрантке, разрывающейся между городами и едва сводящей концы с концами, был очень нужен ребенок.
Сейчас я научилась резко пресекать такие монологи, а тогда очень не хотела ее обидеть. «Да посадишь в слинг и побежишь на работу, в чем проблема?» — спрашивала она. И я терпеливо объясняла, что мне будет очень сложно, что сейчас не очень подходящее время, что у меня нет денег. Передо мной сидела мама двух детей, которая не успевала ничего, кроме базового обеспечения быта, и она совершенно серьезно убеждала меня, что ребенок никак не помешает мне работать.
Когда магистратуру я окончила, таких переживающих за мою несчастную и пустую бездетную жизнь становилось все больше. Мне предлагали родить, чтобы увильнуть от распределения, чтоб от меня не ушел мужчина, чтобы наполнить свою жизнь смыслом и даже чтобы улучшить состояние здоровья. А когда мне было 24, я впервые услышала на полном серьезе сказанное: «Ты что себе думаешь? У тебя же возраст уже!»
Время и правда идет, а вопрос у меня остается один и тот же: что не так со всеми этими людьми? Откуда это не стихающее желание диктовать окружающим, как им жить? И почему, черт возьми, в европейской стране двадцать первого века успешность женщины продолжает измеряться тем, есть ли у нее дети? Даже тема замужества, кажется, отходит на второй план. Ладно, мол, замуж можешь не ходить, но роди обязательно!
Да разберусь я сама, что мне делать с моей жизнью в целом и маткой в частности! И все другие женщины тоже разберутся как-нибудь без советчиц и советчиков со стороны. Хватит пытаться причинять нам добро и пользу — от этих попыток становится тошно и пропадает всякое желание общаться. Ну вот правда, как общаться с тем, кто смотрит на тебя не как на полноценного человека, а как на машину по производству детей, которая, кажется, сломалась?
Да и аргументы окружающих, озабоченных пустыми жизнями бездетных женщин, один абсурднее другого. Да, когда я работала по распределению, мне абсолютно серьезно предлагали родить, чтобы избавиться от этой «ужасной каторги». Опустим даже тот момент, что распределение у меня было сказочным, и предположим, что я страдала.
Чтобы сократить страдания в лучшем случае на год (пока поняла, что страдаю, пока забеременела, пока подошло время декретного отпуска, вот уже и прошел первый год распределения), мне предлагали родить ребенка. В лучшем случае восемнадцать лет ответственности, риски для здоровья, необходимость искать дополнительный доход и вообще быть мамой, и все это ради того, чтобы год не работать на раздражающей работе.
Нет, эти люди не видели, насколько нелогична их идея. Да, они называли меня инфантильной.
Просто многие люди по-прежнему убеждены, что у женщины есть предназначение быть матерью, а все остальные сферы жизни — это какие-то не обязательные глупости:
— В следующем месяце у меня небольшое экстремальное путешествие.
— Ты все куда-то ездишь, понятно. А рожать-то когда собираешься?
Я клянусь, это настоящий диалог, в котором не было ни капли иронии. И я могла бы сказать, что все эти люди, которые не могут спать ночами, потому что окружающие женщины не выполняют свое предназначение, — это какие-то недалекие особи, которых видно за километр и от которых очень просто держаться подальше.
Но все ведь не так! Это наши мамы, дяди, старшие коллеги, соседки и вообще кто угодно. У них может быть какое угодно образование и самый разнообразный жизненный опыт. Впрочем, после того, как в первую же мою неделю учебы на философском факультете доктор наук заявила, что женщина-философ — это и не женщина, и не философ, я зареклась удивляться таким нестыковкам между реальностью и стереотипами, которые выдают неглупые, казалось бы, люди.
Успешная бизнес-леди рассказывает о том, что только материнство делает женщину женщиной? И такое бывает, что ж скрывать. Обобщения, тезисы, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, пафос — вот стандартные ингредиенты таких заявлений. В качестве специи мое любимое: «Нет, ну все равно!» Об это «нет, ну все равно!» как об стену разбиваются любые логически выстроенные аргументы.
Вы хотите сначала заиметь финансовую подушку безопасности и только потом думать о детях? У вас повышенная тревожность и вы боитесь, что беременность, роды и младенец в доме ухудшат ваше психическое здоровье? Вам просто не нравится проводить время с детьми? Вы хотите заниматься полевыми исследованиями и не готовы оседать на одном месте? Нет, ну все равно!
Собственно, поэтому я уверена, что не стоит никому ничего объяснять.
— Почему не рожаю? Потому что не хочу.
— Но надо ведь!
— Я не буду это обсуждать.
— Почему?
— Потому что не хочу.
Как-то так я представляю себе идеальную реакцию на допросы о том, почему детей нет, а когда будут, а что ты себе думаешь, а чего ты ждешь. Но иногда, конечно, сложно сдерживаться, и это, я считаю, нормально. Да я даже хамство в ответ на такие расспросы считаю нормальным, потому что хамить-то на самом деле начинаю не я, а те, кто в пассивно-агрессивной форме учит меня, как правильно жить.
В конце концов, озабоченные чужой бездетностью люди вечно упускают из виду одну важную деталь: может, у женщины не может быть детей и она сама очень переживает по этому поводу?
Но да, они особенно не задумываются о деталях, что и неудивительно, ведь о главном они тоже не думают: чужие жизни — не их дело. А если им пора, пусть сами и рожают. Только от нас пусть отцепятся.