Стало известно, каким будет Пушкинский скверик в Бресте на Мицкевича
Начали подготовительные работы по преображению ещё одного уголка Бреста.
Рядом с БрГУ имени Пушкина установят памятник поэту и скамеечки в стиле ретро.
Что было раньше
Брестчане сюда практически не заглядывали, полагая, что, раз забор что-то ограждает, значит, там что-то есть. А там ничего не было. Нашёлся старожил, который рассказал, что там в советские времена был зооуголок, откуда доносились вопли павлинов. Уже в нашу эпоху на этом пустыре возникло оживление в связи с заменой труб теплоцентрали с предварительной изоляцией. И снова ворота замкнули.
Пустырь был окружен забором. В трёх пролётах на северном участке ещё встречались аутентичные кирпичи, остальной забор был выложен уже современными, причём довольно криво. Скорее всего, сказалась война и послевоенная торопливость.
Некоторое время назад в университете строили планы по освоению этой территории и ремонту прилегающего спортзала. В связи с этим у Министерства культуры получили разрешение на снос забора, не представляющего ценности.
Очень символично
Место выбрали удачное. Даже странно, что до сих пор в Бресте не было памятника Пушкину. Его дополнят имеющиеся памятники Шевченко, Гоголю и Мицкевичу. Все четверо оставили яркий след в литературе и культуре. То, что их имена вызывают и сейчас жаркие споры, — тому доказательство. Пустые письмена следа не оставляют…
Символично, что, например, бульвар Шевченко и улица Гоголя не пересекаются: литераторы знали друг о друге, но не горели желанием встречаться. Вот и улицы не пересекаются, их разделяет бульвар Космонавтов.
А вот Мицкевич и Пушкин, несмотря на сложность отношений, были высокого мнения друг о друге. Они даже дружили, но геополитические споры и оценка восстания в Варшаве их на время разделили. Однако некролог великому русскому поэту Мицкевич подписал «друг Пушкина». И хорошо, что сейчас два памятника стоят на одной улице. Политика их развела, но муза примерила.
Будем читать стихи
О том, что на этом месте появится Пушкинский сквер, месяц назад договорились председатель горисполкома Александр Рогачук и Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев. Изготовление памятника оплачивает российская сторона.
То, что памятник будет рядом со старым корпусом университета, тоже вызывает симпатию и теплоту. Заодно и заброшенный участок городской земли преобразится.
А дальше начинаются практические вопросы. Снос забора — это самое простое, дело одного дня. После того как вывезли обломки кирпичей, стало видно фасад подсобного помещения, где хранится инвентарь. Вид его, скажем уклончиво, не соответствует эпохе. Помещение капитально отремонтируют, но уже после того, как разобьют сквер. На время его затянут баннером, по которому можно будет судить об окончательном виде.
Ещё университету предстоит провести ремонт отмостки и гидроизоляции вдоль стены. Есть и такая эскизная задумка: на стене пустить светящиеся цитаты из стихов поэта. Это тоже дело непростое, требующее согласования в Минске, ведь здание представляет собой памятник архитектуры.
К памятнику проложат дорожки, установят скамеечки в стиле ретро. Будет где посидеть с томиком стихов. Но и тут есть инженерная заморочка: на площадке четыре люка, под которыми подземная камера теплоцентрали. Девятого сентября, когда комиссия под председательством главного архитектора Николая Власюка осматривала площадку, эти люки были одной из обсуждаемых тем.
Споры вызвали также деревья. Два каштана вдоль улицы Мицкевича накренились под углом, корневая система обнажена. Деревья жалко, но кто возьмет на себя ответственность, когда они наверняка упадут? Решили, что свое авторитетное слово должна сказать комиссия «Коммунальника». Прозвучала и такая идея: «У университета хороший питомник, пусть он пожертвует что-нибудь красивое».
Еще рядом с площадкой запланирована велостоянка. Это очень нужная вещь: всё больше студентов приезжает на учебу на велосипеде. Таким образом, можно подытожить, что подготовка к 1000-летию научила решать намного более сложные задачи.