Танк ИС-1. Как родился первый из «Сталиных»
4 сентября 1943 года на вооружение в СССР был принят танк ИС-1, что означает «Иосиф Сталин», первая серийная модель. Сам по себе он не оставил заметного следа в истории, но стал началом линейки первых удачных тяжелых танков Советского Союза. 42.TUT.BY вспоминает вехи развития первого удачного тяжелого танка СССР.
Казалось бы, тяжелые машины стояли на вооружении бронетанковых войск Союза и раньше. Но с ними не все было ладно. Например, хваленый КВ-1 (названный в честь Климента Ворошилова) имел довольно толстую броню, но при этом скромную 76-миллиметровую пушку — такую же, как на Т-34. А его переутяжеленность делала танк не особо маневренным.
Уже во время войны последовали модернизации, приведшие к созданию КВ-1с. Но у него была все та же 76-мм пушка, улучшения коснулись в первую очередь облегчения машины и улучшения проходимости. А более крупные орудия в башню «Клима Ворошилова» влезать особо не желали. Нужны были не модернизации, а новый танк.
Тем более, что немцы, в начале войны ставившие на блицкриг с использованием легких машин, в 1942 году обзавелись первыми монструозными «Тиграми». Пробивать их нужно было чем-то более мощным — даже легендарный «дырокол», 57-мм ЗИС-2, брала лобовую броню немецкого тяжелого танка только с 500 метров. Потому самым логичным вариантом было поставить на танк что-то похожее на 85-миллиметровую зенитку 52-К — она боролась с броней «Тигра» более успешно. Так постепенно оформился облик танка, которому суждено было стать первым «ИСом».
Первым изменением конструкции будущего «Сталина», к слову, стала не пушка, а ходовая часть. Пять опорных катков, характерных для предшественника КВ-13, сменились шестью — двигаться по грунту стало легче. Отличием от «Климов Ворошиловых» стал и новый двигатель — мощностью 650 лошадиных сил, с ресурсом в 300 моточасов и пониженным расходом топлива. Маневренность танка улучшалась благодаря применению так называемого планетарного механизма поворота.
Вопрос с пушкой, кстати, тоже был непростой. К моменту начала испытаний танка подготовили два варианта 85-мм орудия — С-31 и Д-5Т. В результате выяснилось, что орудия примерно равноценны, но Д-5Т удобнее в обслуживании, легче и не требует дополнительных грузов для уравновешивания ствола. В результате это орудие победило.
Впрочем, «победить» броню «Тигра» на первых испытаниях получалось посредственно. Под углом 30 градусов 102-мм бронеплита тяжелого немецкого танка не пробивалась и на 500 метрах, и даже при стрельбе в упор пробитие считалось «неполноценным». В результате после испытаний Государственная комиссия СССР потребовала внести ряд изменений, после которых можно было принимать танк на вооружение. Среди них значилось, кстати, требование сделать возможной установку более крупных орудий — калибром 100 и даже 122 миллиметра. В умах руководства уже маячил призрак будущего ИС-2, который и похоронил карьеру предшественника.
Корпус нового танка практически весь сваривался из катаных бронеплит толщиной от 20 до 90 мм. Лобовая деталь с рациональными углами наклона брони имела толщину от 30 до 120 мм и была литой, как и башня.
ИС-1 получился довольно компактным танком: очень плотная компоновка вынудила убрать пятого члена экипажа (стрелка-радиста, который был еще и на КВ-1с). Теперь огонь из курсового пулемета вел не целясь механик-водитель, а радиосвязь поддерживал командир. Неприцельная стрельба не давала практически никаких результатов, так что впоследствии от пулемета отказались вообще.
Три из четырех членов экипажа располагались в башне: заряжающий справа от орудия, наводчик и командир танка слева. Для командира была предусмотрена наблюдательная башенка, чтобы обзор был лучше.
Основным вооружением танка была Д-5Т калибра 85-мм. В боекомплект входили 59 выстрелов одного из четырех видов: бронебойный с тупоголовым, остроголовым или подкалиберным снарядом и осколочный.
Обзорность машины была неплохой: командиру и заряжающему полагались перископы, в командирской башенке было пять смотровых щелей, а мехвод имел смотровой прибор с триплексом. Машина оснащалась прицелами для стрельбы и прямой наводкой и с закрытых позиций.
Испытания ходовой части опытных ИС-1 показали, что по сравнению с танками КВ-1с новые машины имеют лучшую проходимость, более подвижны, передвигаются достаточно плавно, и при аналогичной заправке способны пройти большее расстояние.
Несмотря на то, что танк оказался скорее удачным, ему на смену уже приходил ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой, способной несравнимо лучше бороться и с немецкими тяжелыми танками, и с укреплениями (против которых ИС-1 вообще был малополезен ввиду отсутствия мощного фугасного снаряда). Поэтому «Иосифов Сталиных» с 85-миллиметровой пушкой произвели не более 130 или, по другим данным, 107 штук.
В бою ИС-1 впервые побывали уже зимой 1944 года — несколько тяжелых танковых полков были укомплектованы ими: по 21 танк на полк. Об особой важности тяжелых танков говорит тот факт, что в каждой машине было по два офицера (командир и мехвод).
Боевое крещение ИС-ы получили в Украине, в ходе Проскуровско-Черновицкой и Корсунь-Шевченковской операций. Основные потери танки несли от длинноствольных пушек немецких «Пантер» и легендарных «ахт-ахт» (88-миллиметровых зениток). Правда, случались и курьезы. Так, нижний лобовой лис одного из танков умудрились пробить из тяжелого противотанкового ружья.
В марте 1944 года ИС-ы впервые столкнулись с «Тиграми» 503-го тяжелого танкового батальона под Староконстантиновом (тогда Каменец-Подольская, сейчас Хмельницкая область). В бою был подбит один ИС и повреждены три, ответный огонь советских танков повредил два «Тигра». В целом, дуэли между ИС-1 и немецкими тяжелыми танками обычно заканчивались в пользу последних — как и ожидалось, 85-мм пушка оказалась не супероружием против немецкой толстой брони.
Тем не менее, часть ИС-1 дожила до конца войны и приняла участие в штурме Берлина. Официально же их сняли с вооружения только в 1954 году. А преемники этого танка — ИС-2, ИС-3, ИС-7 — были уже во всех отношениях удачными и даже уникальными машинами.