«Друзья постоянно спрашивали, когда я что-нибудь открою». Эти блогеры стали владельцами заведений
Если ты постоянно ходишь по кафе, барам и ресторанам или готовишь дома, а потом пишешь об этом в блог, рано или поздно у тебя появляются мысли об открытии своего заведения. Иногда мысли так и остаются мыслями, но это не о наших сегодняшних героях. Рассказываем о Юлии, Григории и Татьяне — блогерах из Минска, которые стали по ту сторону ресторанного бизнеса и открыли свои проекты в сфере общепита: бар, кафе, фудтрак.
Юлия
2,2 тысячи подписчиков
«Чтобы открыть бар, пришлось с боем пробиваться через глупость, лень, тупость и нелогичность»
Юлия Полонецкая ведет блог barpass.by (сайт и Instagram) около трех лет. Говорит, что цели стать блогером у нее не было, и шутит, что она им так и не стала.
— Когда я переехала в Минск после шестилетнего отсутствия, мне хотелось чем-то заняться кроме работы на фрилансе (я довольно долго работала с израильской компанией, которая занимается образовательными программами для ребят из СНГ). До этого я лет 10 была так или иначе связана со сферой гостеприимства. Для меня зайти в бар, пусть даже на кофе, всегда было чем-то романтично-необходимым. Когда жила в Петербурге, работала сначала официантом, потом барбеком (работа, связанная с подготовкой бара к смене. — Прим. ред.), потом стала наливать за баром. Это был диджей-клуб Radiobaby и очень крутое время. Я там проработала почти четыре года.
В путешествиях, признается девушка, хорошие бары всегда были в обязательной программе — так блог и родился. Юлии хотелось писать о чем-то, что вызывает эмоции, в первую очередь в ней самой.
— Цель была очень простая — рассказывать о хороших местах, о разнообразии, делиться впечатлениями и атмосферой.
Микроблогер (так, смеясь, называет себя Юля) признается, что на своем хобби она не зарабатывает: за все время удалось сделать только один коммерческий проект.
— Зато я его очень люблю. :) С поддержкой компании «Белвингрупп» осуществила давнишнюю затею и сделала барную карту города. Прямо настоящий печатный вариант. Его можно бесплатно взять в баре «Алкоголи» и в других, если еще не закончились.
Поскольку последние 10 лет жизни девушки так или иначе были связаны с барами, всем вокруг казалось очень логичным, что Юля откроет свое заведение. Идей было несколько, но после того, как нашлось подходящее помещение, решили, что открывать будут perfect serve бар (концепция подразумевает, что ко всем коктейлям подается маленькая закуска, раскрывающая напиток).
Эту концепцию создатели позаимствовали у друзей Юлии из питерского бара «Полторы комнаты» и воплотили ее так, как видят. Прошли в Санкт-Петербурге стажировку. Назвали бар «Алкоголи» — так называется сборник стихов Гийома Аполлинера, французского поэта с корнями из Новогрудка. Бар Юля открыла вместе с мужем и другом — потому что это люди, которым девушка доверяет на 100 процентов. «Ну, может быть, на 98», — улыбается она.
— У Германа и Сергея есть основные работы, поэтому они принимали участие в стройке настолько, насколько могли. Герман, как истинный дипломат, вел все переговоры с «Минской спадчиной», а Сергей — наш финансовый мозг. Всем остальным занималась я, и это было очень тяжело. Было много глупости, лени, тупости, нелогичности, сквозь которые приходилось пробиваться с боем. Обо всем этом я подробно писала в группе «Как я открываю бар». И было очень круто получать теплый фидбек, потому что иногда просто руки опускались.
На открытие бара, кстати, ушел целый год (если считать с момента подписания документов на аренду). Сама стройка заняла примерно полгода. В бар вложили 120 тысяч долларов, хотя планировали потратить 80. На вопрос, планирует ли Юлия открыть в Минске другие проекты, отвечает: «Если будут подходящие помещения, то все возможно».
С началом работы над собственным проектом Юлия стала меньше ходить по другим заведениям. Но она не теряет оптимизма: когда бар станет на более-менее ровные рельсы, можно будет снова вернуться к barpass. Кстати, за барной стойкой в своем заведении совладелица работать не будет.
— Я за то, чтобы каждый занимался своей работой и делал ее хорошо. Я стояла за стойкой восемь лет назад и наливала «Боярский» и виски-колы. Вот когда я открою рюмочную, в которой не будет ни одного шейкера, тогда я снова постою за барной стойкой. А пока у нас отличная команда! Тем не менее я сейчас нахожусь в баре почти каждый день. Стараюсь знакомиться и общаться с гостями. На днях была шикарная история. К нам зашла женщина серебряного возраста, смерила меня взглядом, сказала: «Вы Юля? Ну пойдемте, Юля, поговорим». Оказалось, что Майя Аркадьевна живет в этом доме с рождения. Она долго рассказывала мне о том, что здесь было раньше и как раньше выглядела эта улица и этот двор, а потом поделилась рецептом своего любимого коктейля. Бесподобно, правда?
Григорий
28,8 тысячи подписчиков
«Когда открывались, лепить пельмени я не умел. Сейчас могу налепить армию пельменей»
Григорий ведет Instagram «ГдеХодил» с 2015 года. Но это, признается собеседник, не первый аккаунт, в котором он рассказывает о минских заведениях. Завести подобный блог его заставил один из ресторанов, в котором Гришу в плохом смысле поразило все.
— Работа у меня была очень свободная, в сфере продаж: у меня был интернет-магазин. Я все время ездил по городу, и есть дома было крайне неудобно. Я мог себе позволить заехать в любое заведение, будь то пиццерия или Grand Café. Я писал, на что людям стоит обратить внимание в заведении, а что лучше не заказывать. Это было субъективно, но люди это понимали.
И сегодня у молодого человека свободный график, который позволяет часто бывать в разных местах и писать об этом. Такое блогерство помимо прочего требует немало средств: в один месяц, признается Гриша, он может потратить на заказы в заведениях 200 долларов, в другой — тысячу.
— Почему отсеиваются многие блогеры? Во-первых, у студентов нет денег на еду, а сосиску в тесте обозревать не очень интересно. Во-вторых, гастрономическая осведомленность и образованность должна присутствовать. Или как минимум у тебя должны быть суперсоветчики в виде шеф-поваров разных кухонь. Третий момент: нужно учиться самому готовить и понимать, как тот или иной продукт готовится, хотя бы примерно. Ты и так субъективен, но субъективность направляет людей, поэтому нужно разбираться.
При этом на блог «ГдеХодил» как на источник заработка Гриша не смотрит, хотя реклама в блоге есть. Поскольку о заведениях молодой человек знал много, у него появилась цель: стать «по ту сторону» ресторанного бизнеса и заниматься открытием в Минске концептуальных мест. Так Гриша вместе с двумя близкими друзьями открыл на проспекте Независимости кафе «Мука» с пельменями и варениками.
— Изначально этот концепт придумали московские ребята и вдохновили меня. В голове созрел план, я предложил его лучшим друзьям, мы все обсудили — и вместе сложились как творчески, физически, так и финансово. Не могу сказать, что «Мука» — это огромнейший проект. Нет, он такой локальный, добрый. Нам хотелось продвигать славянский продукт, который нам близок.
Кухню поставил шеф-повар Артем Ракецкий, ремонт во многом делали сами, справились с открытием, кстати, за три месяца. Сколько в заведение вложили, Григорий не озвучивает, но говорит, что эта сумма меньше, чем Юлия с партнерами вложили в «Алкоголи». Окупилась пельменная, кстати, за два года.
— От основной работы я решил отойти, потому что понял, что хочу полностью погрузиться в общепит. Сейчас «Мука» — мое единственное место работы. Когда мы открывались, лепить пельмени я не умел. Нет, я лепил, конечно, но это была не та лепка пельменей, как здесь, — смеется молодой человек. — Доверился шеф-повару, который научил. Сейчас скилл у меня очень крутой, за час я могу налепить целую армию пельменей.
Из заведений с монопродуктом в Минске блогеру нравится блинная «Дэпо», которую он не может назвать концептуально крутой, но главную функцию — накормить гостя блином — место выполняет. Да и в целом Грише нравится, как в гастрономическом плане развивается город М. (так он называет Минск).
— Если в Москве волна энтузиастов, которые с запалом открывают заведения, прошла, то у нас эти ребята еще есть, и это круто. Мы и сами сейчас думаем о развитии «Муки», об открытии нового большого заведения с посадкой и большим цехом. Хотя масштабироваться, как некоторые проекты, которые открываются на каждом углу, не хотим: все-таки проект должен оставаться домашним.
Татьяна
15,9 тысячи подписчиков
«Друзья постоянно задавали вопрос: «Когда ты, Таня, уже что-нибудь откроешь?»
Татьяна Кирьянова более 12 лет работает в сфере ИТ, занимается тестированием. Фудблогером стала почти случайно: вдохновленная кулинарными передачами, девушка начала готовить, а потом и снимать еду, публиковать в соцсети. Чтобы не копипастить рецепты друзьям, завела блог в «ЖЖ». Со временем перешла на kirilife.com и хранит свои рецепты там. Параллельно завела соцсети, в том числе и Instagram.
— Я никогда не считала себя прям блогером, у меня есть основная работа. Но прошлым летом поняла, что хочу большему числу людей рассказывать о том, как просто готовить дома — и сходила на курсы маркетинга, где узнала, как увеличить охват. За год мой аккаунт «вырос» с 7 до 16 тысяч подписчиков.
В заведения общепита Татьяна ходила постоянно, а когда завела блог, стала посещать их еще чаще — чтобы пробовать еду других поваров и вдохновляться. Но как фудхантер (блогер, который оценивает еду в заведениях. — Прим. ред.) развиваться не стала.
— Появилось много фудхантеров, и все эти люди начали продаваться. Я поняла, что мне неинтересно писать о том, было ли мне вкусно, а если было невкусно, то «залажать» это. У меня другой принцип: я уважаю любое заведение. Если у меня есть какие-то вопросы, я свое субъективное мнение выскажу либо официанту, либо владельцу, либо шеф-повару.
Друзья, знакомые и подписчики фудблогера постоянно задавали ей вопрос: «Когда ты, Таня, уже что-нибудь откроешь?». Девушка хотела свой проект, но понимала, что начинать со стационарного заведения сложно: нужно знать всю «кухню», к тому же это огромные вложения. Поэтому было решено купить фудтрак.
— Машину искали долго, в итоге везли из Гродно. Мы вообще думали, что открыть фудтрак намного проще. Со всеми затратами он обошелся нам в 12 тысяч долларов. Хотя когда принимали решение о покупке, думали, что уложимся тысяч в пять.
Готовить в More Less решили митболы. Почему? Когда девушка бывала на гастрофестивалях, то не понимала, почему все готовят бургеры и хот-доги. Фудблогеру же хотелось готовить какой-то монопродукт, который будет простым, домашним, вкусным. Работать Татьяна и партнер Роман (он совмещает работу в фудтраке с работой бартендера) решили не каждый день, а только по выходным, в свободное от основной работы время.
— Получается, одна часть моей работы — тестирование — техническая, она заставляет мозг думать. Вторая часть — кулинария, это расслабляет. Это круто, ведь я переключаюсь с одной сферы на другую и чувствую, что в моей жизни — баланс и гармония.
На своем фудблоге, признается Татьяна, она практически не зарабатывает. По крайней мере это точно не те деньги, которые она получает в ИТ. Фудтрак пока тоже не успел окупиться, и когда это произойдет, сказать сложно.
— Целей на этот счет не ставили — чтобы не расстраиваться. Но сейчас могу сказать, что задумываюсь об открытии стационарного кафе или ресторана. Правда, не в этом году и не в следующем. Хотя до открытия фудтрака таких мыслей вообще не было! Я шла открывать ИП и думала: «Ааа, что вообще происходит, куда что нести, как платить налоги?». Не могу сказать, что я сейчас в этом специалист, но шаг за шагом многие вещи понимаются лучше. Мы с Ромой всегда друг друга поддерживаем, каждый делает ту часть работы, которая нравится, поэтому все счастливы.
Все бесплатные события в Минске каждый день по этой ссылке