Причиной аварии стали птицы, попавшие в турбину сразу после взлёта авиалайнера. Людей спас экипаж, блестяще выполнивший свой долг.
Спустя сутки после аварии президент России наградил всех семерых членов экипажа. Командир воздушного судна Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин стали Героями России. Старший бортпроводник Дмитрий Ивлицкий и его подчинённые Надежда Вершинина, Яна Ягодина, Алия Слякаева и Дмитрий Гончаренко стали кавалерами ордена Мужества.
А 233 человека тогда, 15 августа, разом поверили в судьбу. И если кому-то на роду написано жить долго, помешать этому не могут ни прогресс, ни случайность. Просто надо, чтобы рядом оказался человек, у которого есть цель в жизни.
2 минуты – и всё!
А как всё хорошо начиналось: вылетали чётко по расписанию. Казалось, что море – вот уже, рядом, часа через три занырнём… Как потом показал хронометраж, весь полёт продолжался 2 мин. 4 сек. Это один из пассажиров грубо нарушил правила безопасности и снял на видео всё происходившее. Примерно на 40-й секунде в самолёт А321 буквально врезается стая чаек. Птицы попадают в турбину. Как потом напишут очевидцы в соцсетях, в салоне начали «мигать лампы» и «запахло гарью». Из турбины показался огонь. Те из пассажиров, кто его увидел, начали кричать. К панике присоединились женщины и дети. В этот момент самолёт практически теряет второй двигатель, ещё одна птица лишает турбину 2/3 мощности. На высоте 240 м в заправленном под завязку керосином самолёте командир Дамир Юсупов принимает единственно верное решение – в нарушение «Руководства по лётной эксплуатации» сажать машину на брюхо. Через минуту после посадки самый нетерпеливый пассажир напишет в Интернете: «Нас эвакуируют, ребята, я благодарен пилотам не меньше, чем Богу…»
В небо – со второй попытки
Главный герой этой истории (который сам себя героем не считает) – командир воздушного судна Дамир Юсупов. Он родился в северной Игарке в 1977 г. Вся семья была связана с авиацией: мать 20 лет отработала в аэропорту, отец – пилот вертолёта Ми-8. Ему в своё время тоже пришлось совершить аварийную посадку на своём вертолёте. И тоже тогда никто не пострадал. Так что героика и мастерство у Юсуповых потомственные. А дом, в котором они жили, в посёлке называли «аэропортовский». Все его обитатели имели воздушные профессии. Надо ли говорить, что и Дамир грезил небом? Любимый головной убор мальчишки – парадная фуражка отца, а игрушки – модели самолётов.
«Дамира помню с первого класса, – вспоминает одноклассника директор Игарского центра физической культуры и спорта Наталья Сорокина. – Тихий, спокойный, опрятный, чрезвычайно воспитанный, целеустремлённый. Помочь на контрольной? Пожалуйста. Решить дополнительный вариант? Запросто! При этом он никогда не был «заучкой» или, как говорят, «ботаном». В случае необходимости мог и постоять за себя, хотя драк с ним я не помню».
После 9-го класса семья Юсуповых уехала из Игарки, но связи с классом Дамир не утратил. Ребята знали, что по здоровью он не смог поступить в лётное училище. Пошёл в армию. Потом получил высшее юридическое образование. Женился.
«Мы все знали, как Дамир мечтал о небе, – продолжает Наталья. – Поэтому никто не удивился, когда уже взрослым человеком он опять пошёл в лётное училище и добился своего – стал пилотом». В 32 года Юсупов поступил в филиал Санкт-Петербургского университета гражданской авиации в г. Бугуруслане, который окончил с отличием в 2013 г. В этом же году начал работать в «Уральских авиалиниях». В 2018 г. Дамир стал командиром воздушного судна и получил вторую специальность в Ульяновском институте гражданской авиации по направлению «Аэронавигация». На момент аварийной посадки командир воздушного судна Юсупов имел налёт 3000 часов – по авиационным меркам совсем немного. Пока ведутся следственные действия, пилот находится в отпуске.
Гордятся пилотом не только близкие и друзья пилота, но и вся страна. Во время футбольного матча между «Уралом» и «Крыльями Советов», который прошёл в выходные в Екатеринбурге, на поле вышел весь экипаж А321, а Дамир Юсупов сделал первый удар по мячу. Когда экипаж появился на поле, 20 тыс. зрителей аплодировали им стоя.
Звание Героя России получил и второй пилот Георгий Мурзин. Молодому человеку всего 23 года, общий налёт – более 600 часов. В 2017 г. он, как и Дамир Юсупов, окончил бугурусланский филиал Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. В 2018 г. принят в отряд «Уральских авиалиний». Как рассказали «АиФ» в школе, в которой учился Георгий, он также с детства мечтал стать пилотом: мальчик вырос в семье, связанной с авиацией, – родители до сих пор работают бортпроводниками в «Уральских авиалиниях». «Чувство ответственности было присуще ему с младших классов, родители часто находились в длительных командировках, поэтому Георгий был самостоятельным и умел решать свои проблемы сам. Никогда ни с кем не конфликтовал», – рассказывает бывшая классная руководительница пилота Светлана Горинова.
«Идём на солнце»
Старший бортпроводник 31-летний Дмитрий Ивлицкий – автор ставшей уже крылатой фразы: «Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». Как рассказал сам бортпроводник, в поле солнце стало единственным ориентиром. «Когда я вышел, пассажиры бродили в кукурузном поле и спрашивали, куда бежать. Я смотрю: слева кукуруза, справа кукуруза. Поэтому ориентиром стало солнце. Я проверил, что на борту никого нет, пострадавших тоже нет, доложил командиру. И только после этого позвонил маме», – пояснил Дмитрий.
Всех пассажиров вывели из самолёта меньше чем за минуту. Руководил эвакуацией именно Дмитрий. По его словам, в тот момент он работал как робот и действовал так, как учили на тренировках в авиакомпании, где он работает уже 5 лет. Последние три года Дмитрий занимает должность старшего бортпроводника. Он признаётся, что до конца осознать произошедшее ещё не смог. Впрочем, летать после пережитого всё равно не боится.
Авиакомпания, надо отдать ей должное, регулярно проводит тренировки бортпроводников. Отрабатываются и действия во время внештатных ситуаций. «Мы действовали согласно инструкции. И пассажиры вели себя сдержанно, слушали команды и быстро эвакуировались», – говорит 24-летняя бортпроводница Надежда Вершинина. Справедливую оценку дал экипажу сам Дамир Юсупов: «Ребята сработали профессионально. Очень смекалистые бортпроводники. Я уверен, что количество пострадавших сведено к минимуму благодаря их действиям».
Не менее регулярно тренирует авиакомпания и пилотов. Моделируются ситуации отключения одного двигателя, двух, попадания птиц, возгорания двигателей. «Когда человека обучают по, допустим, десяти разным ситуациям, он из них комбинирует уникальную и получает правильное решение, – пояснил коммерческий директор компании Кирилл Скуратов. – Нам даже производитель иногда советует: в таком-то городе был такой-то случай, нужно добавить его в тренировку, потому что мы летаем в тот же регион». Может, и в этом тоже есть частичка чуда – что кто-то в наше время решил не экономить на подготовке профессиональных кадров?
Подвиг, который не заметили
Елена Лапуцкая в одиночку спасла 43 пассажира.
Авиакатастрофа с Ан-24, произошедшая 27 июня в бурятском Нижнеангарске, унесла жизни двух членов экипажа – командира и бортмеханика, принявших на себя основной удар. Второй пилот покинул самолёт через аварийный отсек.
У Ан-24, летевшего из Улан-Удэ, отказал один двигатель. Самолёт авиакомпании «Ангара» выкатился за пределы ВПП на 100 м и столкнулся с очистными сооружениями аэропорта. На борту начался пожар. Жертв могло быть больше, если бы не героизм 41-летней Елены Лапуцкой, единственной стюардессы на этом рейсе, организовавшей эвакуацию пассажиров через аварийный выход в хвостовой части. (В передней части уже был дым.) За пять минут она помогла выбраться из салона 43 пассажирам, включая одного инвалида и одного ребёнка. Некоторых растерявшихся в хаосе огня, дыма и человеческих тел силой выталкивала наружу. И, лишь убедившись, что на борту никого не осталось, выбралась сама. Позже вся в синяках и с переломами рёбер, она вернулась на резервном рейсе в Иркутск.
Итак, ещё раз: когда командир и бортмеханик погибли, одна стюардесса спасла из горящего самолёта всех 43 пассажиров.
Она не стала ни Героем России, ни кавалером ордена Мужества.
Наверное, просто потому, что та катастрофа случилась далеко от Москвы.
Как защитить самолёты от птиц?
Предотвращение столкновений с птицами – одна из проблем авиации, возникшая с момента её зарождения. К сожалению, в России с каждым годом таких случаев становится всё больше.
Статистика начала расти с 2015 г., причём резко. Если раньше авиаторы фиксировали по 30–50 столкновений в год, то сейчас их количество доходит до 1 тыс. Одна из причин в том, что подавляющее большинство инцидентов с участием птиц не приводит к каким-либо повреждениям, а тем более к катастрофам, поэтому в прежние годы их не регистрировали. Теперь же стало понятно, что учитывать и анализировать надо все столкновения.
Но статистика растёт не только по этой причине.
Кто опаснее всех?
Любой аэродром – очень привлекательное место для птиц. На его территории мало людей, зато много свободного пространства и для ночёвок, и для гнездования. В конце лета численность популяций увеличивается. В воздухе мечется молодняк, ещё не набравший жизненного опыта и плохо реагирующий на опасность. И это усугубляет проблему. Подсчитано, что пик столкновений самолётов с птицами приходится на август (до 19% от общего количества), следом идёт сентябрь (до 13%). Осенью пернатые начинают мигрировать к местам зимовок, что также увеличивает вероятность их столкновений с самолётами.
«Самая серьёзная угроза для самолётов – чайки, – говорит завлабораторией экологии и управления поведением птиц Института проблем экологии и эволюции РАН Ольга Силаева. – Хотя это околоводные птицы, но они давно стали синантропными – живущими рядом с человеком. Они летают большими стаями, что гораздо опаснее одиночных птиц. Угрозы для самолётов также представляют врановые, стрижи и некоторые хищные птицы».
По данным Отраслевой группы авиационной орнитологии, более 70% всех столкновений происходит днём, а наиболее опасными являются высоты до 100 м. «Разные части воздушного судна несут различную нагрузку соударений, – обращает внимание руководитель группы Сергей Рыжов. – Птицы попадают в двигатели более чем в 40% случаев, в части крыла – в 25%, в обтекатель радиолокатора – в 8%, в фары и остекление – в 6 и 4% случаев соответственно».
Как уменьшить риски?
«Руководство по орнитологическому обеспечению полётов» требует, чтобы в зоне 15 км вокруг аэропорта не было никаких свалок, полей, засеянных зерновыми, и предприятий, привлекающих птиц, – например, элеваторов или мясокомбинатов. В идеале в этой зоне не должно быть и водных объектов (озёр, дачных прудов). Но разве за этим уследишь? Обследовать окрестности должны штатные специалисты по авиационной орнитологии, но они есть далеко не во всех аэропортах. Большинство предприятий, обслуживающих воздушные перевозки, работают с этими специалистами по договорам, обращаясь к ним эпизодически. А Отраслевая группа авиационной орнитологии в начале нулевых была выведена из ГНИИ гражданской авиации и теперь действует в составе небольшого частного предприятия. В её штате лишь 4 специалиста, и они работают только по прямым заказам.
«Конечно, было бы правильно восстановить эту группу в рамках госструктуры, – считает Сергей Рыжов. – В последние годы на российском воздушном транспорте фиксируется рост количества столкновений с птицами. Но на самом деле их ещё больше, чем регистрируется».
Задача авиационных орнитологов – не только отпугивать птиц, для чего уже выработан широкий набор методов. По мнению Сергея Рыжова, для каждого аэропорта нужно составлять индивидуальный паспорт, в котором будут учтены все природные особенности (наличие рек и морских побережий, характер растительности, урожайность семян, качественный и количественный состав птичьих популяций), а также факторы, привнесённые деятельностью человека, – те же свалки и агропредприятия поблизости. И на основе такого паспорта можно будет разрабатывать программу обеспечения орнитологической безопасности. Хотя и в этом случае 100%-ной гарантии защиты от столкновения с птицами никто не даст. Но риск повторения ЧП, случившегося под Жуковским, будет сведён к минимуму.