Немецко-фашистские захватчики внесли коррективы в социально-экономическое развитие Смолевичского района. В районе были сожжены  2582 дома, разграблены колхозы, вывезено или уничтожено большое количество скота. После освобождения  Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Смолевичский район начал свое восстановление.

(Начало в №№ 65)

С сентября 1944 года Смолевичскую милицию возглавил лейтенант госбезопасности Михаил Дмитриевич Филин, а в 1945 – старший лейтенант госбезопасности Леонид Петрович Овчинников, затем – капитан Виталий Семенович Грибов.

Вооруженные уголовные банды и бандиты-одиночки активно действовали не только в западных областях БССР, но и под самым боком столицы республики и, в частности, на Смолевиччине.

Газета «На страже Октября» в марте 1945 г. писала:«В Смолевичском районе Минской области сотрудники уголовного розыска с участием начальника районной милиции П.Д.Довгаленка ликвидировали банду грабителей в составе 8 человек, которая совершила 15 тяжелых преступлений, в том числе 2 убийства. Задержано 6 гастролеров-грабителей, прибывших в район из других мест страны».

В мае 1945 г. оперативной группой в составе П.Д.Довгаленка, участкового уполномоченного С.А.Таболича и оперуполномоченного уголовного розыска В.В.Суратовича была задержана бандитская группа, совершившая 5 грабежей граждан, в составе главаря по кличке «Глухой» и двух бывших полицаев.

Достаточно серьезной проблемой в послевоенные годы стало скотокрадство. Согласно официальной милицейской историографии :

«Разоблачение скотокрадов было одной из многочисленных обязанностей работников милиции. На первый взгляд кажется, что такое преступление, как скотокрадство, нетрудно раскрыть. Однако на самом деле это далеко не так. Дело в том, что преступники нередко объединялись в воровские группы, были вооружены и очень хитро маскировались.

Так в Смолевичском районе Минской области действовала группа скотокрадов из 22 человек. Разоблачил эту воровскую шайку сам начальник областного управления уголовного розыска (1945-1948) Михаил Михайлович Соловьев, который пришел на службу в милицию еще в 1922 году».

Там же есть и следующее сравнение:«В Минской области была уничтожена воровско-грабительская шайка «Черная Кошка», кровавый след которой пролегал по территории не только Минской, но и Барановичской области. Бандиты подобных воровско-грабительских банд были ликвидированы сотрудниками милиции в Смолевичском, Борисовском, Светиловичском и Климовичском районах».«Черная Кошка»  и борьба с бандитизмом

Из рассказа Владимира Владимировича Дерябина, 1944 г.р., жителя д. Лекаревка Минского района:

«Сразу после войны я с родителями проживал в Смолевичах в доме материных родителей. Где-то уже в 1950-е ходила у нас молва о банде «Черная Кошка», которая грабила магазины и людей. Но об убийствах я не слышал. Помню, как по вечерам, когда начинало смеркаться, бабушка загоняла меня в дом, а двери тщательно закрывали на запоры. Боялись бандитов».«Черная Кошка»  и борьба с бандитизмом

На самом деле это были не обычные уголовники, а настоящие смолевичские «лесные братья», атаманом у которых был крымский татарин Тимур Измаилов. Банда действовала  в пограничье Смолевичского с Логойским и Борисовским районами в районе д.Бабий Лес и Юрьево. Вооруженная банда совершила ряд ограблений магазинов в Емельяново, Жодино, Верхмени, Курганах.Одним из членов банды, или даже ее главарем был некто Бяка (Бяко).«Черная Кошка»  и борьба с бандитизмом

Из воспоминаний Сергея Антоновича Лашука, 1926 г.р., бывшего партизана партизанской бригады «Смерть фашизму», фронтовика, подполковника милиции в отставке, старейшего из бывших сотрудников Смолевичского РОВД:

«На работу в Смолевичскую милицию я пришел в 1952 г. Сразу работал дознавателем. Начальником отделения дознания у меня тогда был Молчан Василий Филиппович. От него и других старых сотрудников знаю про послевоенного бандита Бяку. Был он родом из д.Черниковщина. Хорошо играл на гитаре, интересовался стариной. О том, чтобы он совершал какие-то убийства, или зверства, в том числе в годы оккупации, я не слышал. Оперировал в районе Петровичского и Драчковского сельсоветов. В перестрелке ранил Молчана. Взял его участковый Полегошко. Как-будто он ехал по лесу верхом на коне и случайно лоб в лоб столкнулся с вооруженным бандитом, успел выстрелить первым, застрелил его».

Из воспоминаний Геннадия Федоровича Морозова, 1937 г.р., жителя г.Смолевичи, сына послевоенного начальника Смолевичского РОМ Федора Спиридоновича Морозова (лето 1950-1954 гг.):

«Помню, как милиционеры привезли труп известного тогда в районе бандита Бяки и посадили его на землю, прислонив спиной к стене здания райотдела на всеобщее обозрение, чтобы население своими глазами увидело, что с ним покончено».

Согласно книге «Очерки истории милиции Белорусской ССР 1917-1987», в 1948 году органами милиции республики в основном были ликвидированы крупные организованные воровско-грабительские банды, наносившие огромный вред государству и населению. Однако рецидивы этого чрезвычайно опасного вида преступности время от времени продолжали проявляться в 1949, 1951 и 1952 годах».

В послевоенные годы Смолевичское районное отделение милиции возглавлял Федор Спиридонович Морозов, достойно и мужественно нес милицейскую службу. В годы войны он служил в контрразведке «СМЕРШ». За службу в органах госбезопасности и внутренних дел В.С.Морозов был награжден орденами Красной Зведы, Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». А за мужество и героизм, проявленные в борьбе с преступностью, в 1954 году был отмечен высокой наградой Родины – орденом Ленина. Такая оценка труда сотрудника службы охраны правопорядка – единственный факт в истории смолевичской милиции.

(Продолжение в след.номере)

К печати подготовила  Ольга ЦЫБУЛЬКО.

Данные предоставлены Смолевичским РОВД.
«Черная Кошка»  и борьба с бандитизмом «Черная Кошка»  и борьба с бандитизмом