12 впечатляющих зданий советского модернизма, которые стоит увидеть
Советская архитектура — это не только однотипные безликие здания, но и необычные новаторские проекты, которые интересны и профессионалам, и любителям. Музеи, кафе, театры и даже жилые дома в эпоху советского модернизма были манифестом времени — в каждом крупном городе бывшего СССР можно увидеть постройки, которые ярко выделяются на фоне других. В Минске, кстати, тоже есть на что посмотреть.
Музей на горе Сулайман-Тоо (Киргизия, Ош)
До решения об открытии музея здание в природной скале планировали отдать под ресторан. Вход в него оформили в виде металлической арки, которая напоминает ухо. На стенах пещеры, которая стала выставочным пространством для 35 тысяч этнографических экспонатов, можно увидеть древние наскальные рисунки — петроглифы. С 2009 года пещера включена в список наследия ЮНЕСКО.
Ресторан «Жемчужина» (Азербайджан, Баку)
В момент постройки в 1962 году кафе в форме жемчужной раковины находилось у берега Каспийского моря, которое позже стало отступать. Форму конструкции советские архитекторы В. Шульгин и Р. Шарифов заимствовали у испанского коллеги Феликса Канделы. Четырьмя годами ранее он построил в пригороде Мехико ресторан похожей конфигурации. По обтекаемости формы с «Жемчужиной» перекликается современное здание Центра Гейдара Алиева, которое спроектировали по проекту Захи Хадид.
Пансионат «Дружба» (Россия, Ялта)
Пансионат в 1985 году открыли для отдыхающих из СССР и Чехословакии. Место под проект на Золотом пляже оказалось неудобным для строительства из-за оползней и постоянной сейсмической активности. Здание спроектировано по принципу табурета на трех ногах. Фасад в форме шестеренки придуман таким образом, что из каждого номера открывается вид на море и при этом не видно соседей. Благодаря своей необычной форме пансионат привлек внимание американских кинематографистов: его можно увидеть в фильме «Обитель зла: Возмездие» в роли бывшей советской военной базы на Камчатке.
Министерство автодорог Грузинской ССР (Грузия, Тбилиси)
Это одно из самых известных модернистских зданий в Грузии. Архитектор Георгий Чахава на момент проектирования занимал должность министра автодорог, поэтому был и заказчиком, и исполнителем работ. Конструкция в форме балок, которые перпендикулярно лежат друг на друге, придумана так, чтобы компенсировать 30 метровый перепад между двумя улицами Тбилиси. Форма здания отдаленно напоминает проекты горизонтальных небоскребов Эля Лисицкого.
Академический театр драмы (Великий Новгород, Россия)
В проектировании этого здания участвовал Андрей Макаревич, в честь которого негласно назвали пристройку в виде колонны. В 2009 году ее демонтировали из-за аварийного состояния. Создавая футуристическое здание, напоминающее космический корабль, архитектор Владимир Сомов вдохновлялся древними новгородскими храмами и церквями. Изначально по проекту здание должно было быть красного цвета, но из-за отсутствия специального материала стены оставили белыми.
Кинотеатр «Россия» (Армения, Ереван)
В 1980-е годы кинотеатр был самым вместительным в Армении. Кроме того, здесь работали выставочные залы, танцплощадки и кафе. Изогнутая форма двух частей здания выполняла функцию естественного усиления звука. На месте стыка двух корпусов кинотеатра архитекторы спроектировали прозрачный потолок, сквозь который зрители могли наблюдать звездное небо после вечерних сеансов. Во время распада Союза кинотеатр пришел в запустение: в 1990-х здесь работали торговые палатки, а в середине нулевых «Россию» планировали снести. К началу 2010-х часть здания реконструировали, приспособив под торговый центр.
Высотный жилой дом (Молдова, Кишинев)
Главный архитектор проекта Олег Вронский построил высотку, которую в народе прозвали «Ромашкой», вдохновившись жилищным комплексом «Марина-Сити» в Чикаго. 73-метровое сооружение — самый высокий жилой дом Кишинева с 16 жилыми этажами и четырьмя этажами технических помещений: прачечные, комнаты для сушки, чистки и глажения одежды. На крыше круглого комплекса находится пристройка, напоминающая летающую тарелку. Это смотровая площадка, с которой открывается вид на парк «Долина роз» и панорама на город.
Здание ТАСС (Россия, Москва)
Здание информационного агентства задумывалось в 25 этажей, но позже от такой высотности отказались из-за подвижности грунтов. Главная особенность девятиэтажной постройки — скругленные окна. По одной из версий, так архитекторы хотели обозначить преемственность по отношению к соседнему с ТАСС доходному дому Коробковой. Другая версия объясняет необычную форму аллюзией на экраны телевизоров, которые в 1970-е были не у всех и символизировали прорыв в новое информационное пространство.
ЦНИИ робототехники и кибернетики (Россия, Санкт-Петербург)
Так же как и Останкинская телебашня в Москве, высотное здание комплекса исследовательского института в Ленинграде символизировало амбиции СССР по освоению космоса. 77-метровая башня в виде бетонного тюльпана в 1980-х служила лабораторией для испытания космической техники. Здесь разработали системы мягкой посадки и жизнеобеспечения космических кораблей, мобильные робототехнические комплексы и роботы-манипуляторы. Примечательно, что в плане высотка вместе с четырехэтажным длинным зданием комплекса имеет форму креста, немного искривленного в западной части.
Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского (Россия, Калуга)
Музей задумывался как архитектурный памятник достижениям советских космонавтов, а в закладке фундамента поучаствовал Юрий Гагарин. Место для него выбрали не случайно: в Калуге прожил свои последние годы пионер космонавтики — Константин Циолковский. Архитектурный облик здания — это оммаж первым космическим конструктам 1920-х. Вытянутое по горизонтали здание «прорезает» купол планетария, который напоминает одновременно и космический корабль, и дирижабль.
Дворец спорта (Минск, Беларусь)
Дворец считали достижением советской архитектуры. Разрабатывали проект специально для Минска, но потом проект скопировали и реализовали в Челябинске и Волгограде.
Выставочный комплекс «БелЭкспо» (Минск, Беларусь)
Волнообразная крыша комплекса похожа на лепестки, которые тянутся к солнцу. Авторы проекта разработали уникальную для советских времен систему перекрытий, которые позволили создать такие формы. Архитектор Леонард Москалевич назовет эту работу лучшей в своем творчестве.