Сергей Варивода: Здоровый образ смерти
Почему мы гибнем в горах?
Очередной август отметился очередными трагедиями на подступах к горным вершинам. У трагедий нынешнего лета женское лицо. Соболезнования родным и близким. Не обвиняйте ни в чем ушедших, гордитесь ими.
Новости об очередной жертве гор пользуются повышенной популярностью. Мало кого интересует, сколько этим летом утонуло в белорусских водоемах или с перепою, а вот альпинист не вернулся с гор – это да, есть о чем посудачить.
Особенно умиляют многочисленные замечания на форумах в духе: «а вам это надо? Подумали бы о семье! Что вам, дома не сидится? …»
Не сидится. Горно-пешеходный туризм, любительский альпинизм становятся все более и более популярными даже в нашей стране «лесов и озер». Желание попробовать «что-то новенькое», выделиться из толпы друзей-сослуживцев и проверить себя на прочность толкают людей в горы.
Амбиции влекут людей к вершинам. Без амбиций не бывает альпиниста. Физические и моральные нагрузки столь высоки, что без сильнейшего мотивирующего стержня на вершину не залезть.
На другой чаше весов должен быть опыт, трезвый расчет, точное и безусловное следование правилам выживания на высоте. Вот с этим в любительском альпинизме посложнее. Хочется все и сразу. Явное несоответствие навыков и поставленной цели являются главным субъективным фактором несчастных случаев на высоте.
Найдите баланс своих возможностей и сложностей горного маршрута. Это совет «любителя со стажем». Для начала походите горные трекинги. Горы снизу не менее красивы, чем на высоте. И эмоций, хоть отбавляй, и образ жизни останется здоровым.
Удивительно, но факт: подавляющее большинство несчастных случаев в альпинизме происходит на относительно легких маршрутах 1А-2Б. Что-то среднее между летним Килиманджаро и зимним Эльбрусом. Очевидно, именно эти маршруты привлекают массовый любительский альпинизм.
Несоответствие возможностей и вызовов приводит к тому, что большинство из нас ходит «на авось». «Авось», как правило, срабатывает. Это успокаивает и толкает к еще более экстремальным маршрутам.
Фактор везения никто не отменял. Вот только уповать на него вряд ли стоит. В чистом виде объективных причин несчастных случаев в горах бывает крайне мало. Таких, как землетрясение в 2016-ом в Непале, спровоцировавшее лавину на базовый лагерь Эвереста или лавина, уничтожившая в 1990-ом лагерь выше «сковородки» на Ленина.
Однако более 90% несчастных случаев в горах – следствие человеческих ошибок. Как правило, не одной, а целой череды. Поздно вышли из штурмового лагеря, растянулись на маршруте, потерялись в темноте, накрыл циклон, в итоге не все вернулись – это «не повезло» или дело рукотворное?
Массовый спрос на коммерческий альпинизм порождает столь же массовое предложение. А массовое не бывает качественным. Особенно с этим регулярно приходится сталкиваться на постсоветском пространстве.
Я, кстати, за услуги в горах. Услуги горных гидов, которые досконально знают маршрут: каждую трещину на леднике, даже ту, которую в этом сезоне еще не видно, каждый лавиноопасный вынос, камнеопасный кулуар.
Но кроме услуг проводника предпочитаю нанятого гида ничем не нагружать. Право принятия тактических решений лучше оставить за собой. Ваша жизнь никому так не дорога, как лично вам. Тем более, желание нанятого заработать бОльшие деньги за меньшее время и с меньшими усилиями еще никто не отменял.
Большинство трагедий происходит на снегу. Высотный альпинизм начинается там, где начинается ледник. Но в Беларуси нет условий для снежно-ледовой подготовки. На мой взгляд, Белорусская федерация альпинизма могла бы продумать вопрос организации платных курсов по снежно-ледовой подготовке. Думаю, спрос был бы достаточный.
А так связал вас коммерческий гид веревкой – и вроде как иллюзия безопасности. Вот только почему-то срыв связки со склона – одна из самых частых причин массовых несчастных случаев в альпинизме. Устойчивое второе место после гибели альпинистов в лавине.
Кто-то нечаянно зацепился «кошкой» за штанину или веревку и упал на склон. Если навык самозадержания не отработан до автоматизма, то через секунду-две упавший срывает второго. Ну а двое третьего утягивают моментально. Только что ничего не предвещало беды, но если трое кубарем летят по склону, шансов избежать трагедии, увы, не много.
Это, как прогулка по карнизу «многоэтажки». Идешь по карнизу – проблемы нет, шаг в сторону – и трагедия. К сожалению, опыт моих личных наблюдений за участниками наших любительских экспедиций позволяет утверждать, что большая часть идущих в связке могут играть в ней лишь пассивную роль и вряд ли смогут предотвратить скольжение даже своего падающего тела по склону, а уж тем более, подстраховать партнера.
Человека, который отправляется в горы, не заставишь учиться и сдавать «спортивно-технический минимум». Как не обяжешь каждого, кто едет к морю, изучать правила поведения на воде. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Каждый, кто отправляется в горы, должен трезво оценивать свои силы и возможности и быть готовым к чрезвычайной ситуации. При этом, как показывает практика, рассчитывая в основном на свои силы. Мораль в горах – штука особенная. Когда пахнет жареным, далеко не каждый протянет руку помощи.
Желаю горникам везения, трезвых решений и удачи. Чтобы путь в поднебесье больше ни для кого не стал дорогой на Небеса.