«Белорусы долго притираются к новой еде». Как работает мексиканский фудтрак за 20 тысяч долларов
В прошлом году в столице появилась локация с уличной едой «Песочница». Минск быстро заполонили фудтраки на любой вкус: одни готовят блинчики, другие шаурму, третьи — бургеры. Минчанин Виталий Нородовский, когда с женой впервые заглянул в ту самую «Песочницу», моментально загорелся идеей купить свой фудтрак. Уже через три дня заветное кафе на колесах было в его собственности. Еще через три дня он стал кормить из el Chapo горожан.
«Латиноамериканская еда интересная и красиво выглядит»
Идея купить фудтрак, признается Виталий, у него появилась давно — еще в 2005 году, тогда, когда на американских сайтах он увидел объявление об их продаже. Но Минск не Америка, и в 2005 году вести такой бизнес здесь было как-то не принято.
— В прошлом году мы пришли в «Песочницу» поужинать. Посмотрели, как это все интересно работает, и давняя идея опять всплыла в голове. Буквально через три дня мы купили трак, еще через три дня он работал в «Песочнице».
С тем, что все получилось так быстро, признается Виталий, просто повезло: его жена работает в компании, которая продает оборудование для ресторанов и магазинов. В Гомеле у них как раз был клиент, который делал фудтраки. Над тем, что продавать из кафе на колесах, тоже долго не раздумывали и остановились на латиноамериканской еде.
— Таких предложений в Минске мало. Рынок небольшой, а почти все готовят одно и то же: хот-доги, гамбургеры, шаурму. А это что-то необычное, мексиканская еда интересная и красиво выглядит. Поэтому решили попробовать.
Тем более что в Минске практически нет заведений мексиканской кухни. Два специализированных кафе не так давно закрылись: Vienna, которое работало под мероприятия, и Mixto, что просуществовало пару месяцев.
— Мы даже не успели попробовать, что там предлагают, как заведение закрылось. Локация там будто проклятая — постоянно меняются заведения. Нет «проходящего» трафика, а привести людей к себе — это большой объем работы.
«На Октябрьской люди не тратят столько, сколько на Зыбицкой»
Первое боевое крещение Виталия в общепите прошло в «Песочнице»: когда его трак впервые туда приехал, выстроилась очередь, ждать заказ нужно было 40 минут.
— Работать было сложно, до этого на коммерческой кухне я никогда не готовил. Если профессиональный повар нарезает овощи за 10 минут, у меня могло на первых порах уйти полчаса, — смеется владелец мексиканского заведения на колесах.
В своем фудтраке мужчина готовит тако четырех видов (4−5 рублей), буррито (10 рублей), кесадилью (8 рублей). Меню с женой разрабатывали самостоятельно.
— Мы гуглили, смотрели YouTube, — смеется Виталий. — Готовим не классический мексиканский тако, потому что наши люди не совсем готовы к такой кухне: она очень острая, мексиканцы используют другое мясо. У нас более европейский вид тако, к тому же он больше по размеру (размер классической тортильи — 5 сантиметров, нашей — 15 сантиметров).
После работы в «Песочнице» фудтрак переехал на улицу Октябрьскую и припарковался рядом с бургерной BurgerLab. Эта улица Виталию нравится, но он называет ее «не совсем про бизнес».
— Здесь в основном гуляет молодежь и средние чеки небольшие. Нет таких чеков, как на Зыбицкой, но и аренда не такая. Но она подходит нам по духу, поэтому этот сезон мы работаем здесь.
Заведений на колесах в Минске вроде бы много, но профессиональные траки можно пересчитать по пальцам одной руки, считает собеседник. Из необычной кухни ему нравятся митболы от More Less и фо-бо от Grill Man. Что касается спроса на мексиканскую еду, то среди белорусов он невелик: почти половина клиентов фудтрака el Chapo — иностранцы.
— Многие мексиканцы, которые живут в Минске, ели у нас, и им понравилось, есть постоянные гости. Белорусы к новым блюдам долго притираются, а вот в Европе и Америке те же бургеры уходят на второй план, а азиатская и мексиканская кухня, наоборот, в тренде.
Самые интересующиеся гастрономическим разнообразием столичного общепита люди — это гости гастрофестиваля Vulitsa Ezha, говорит Виталий.
— Необычные продукты там продаются хорошо, потому что люди, которые туда приходят, целенаправленно идут пробовать что-то новое. А вот просто на улице прохожие скорее возьмут хот-дог, чем тако: хот-дог им знаком, привычен.
«Людям нужна не только еда, но и экшн»
Сам фудтрак обошелся бизнесмену в 20 тысяч долларов. Можно было сэкономить, но хотелось купить что-то хорошее.
— Считаю, что для готового трака это оправданная цена. Я предполагал, что он будет стоить даже дороже, потому что в Штатах фудтраки стоят от 70 тысяч долларов. А чтобы запустить его там, нужно иметь от 150 до 200 тысяч долларов: во-первых, нужны деньги, чтобы получить лицензию (и перемещаться с места на места в любое время), во-вторых, оборудование в фудтраках там серьезней (из-за полного цикла приготовления). Одна система пожаротушения стоит бешеных денег — из-за этого у нас не разрешают работать на газу, все должно быть электрическое.
Виталий же по санитарным нормам не может все для своих блюд готовить в фудтраке. Поэтому приходится арендовать отдельный заготовительный цех, в машине все только доготавливается.
— Не скажу, что это сильно усложняет жизнь, но приносит лишние затраты: аренда кухни, зарплата людям. Есть проблема, что понятия «фудтрак» в законодательстве не существует и подходящие под нашу работу нормы тоже не прописаны. В этом году Всемирный банк взялся нам помогать с этим кейсом, но пока новостей нет. Думаю, это вопрос времени.
Конкуренции среди фудтраков, считает Виталий, сегодня в Минске нет: в двухмиллионном городе постоянно работает лишь 20 фудтраков — это немного.
— Пока мы не конкуренты, а коммьюнити, которое пытается развивать этот бизнес, искать новые локации. Мы все общаемся по-дружески. Чем больше в одной локации предложений, тем больше трафика она привлечет. Грубо говоря, как Зыбицкая с барами. Я думаю, что не в этом сезоне, но в следующем Октябрьская будет улицей стритфуда и составит конкуренцию «Песочнице», потому что мероприятий здесь тоже много.
Собеседник говорит, что прошлый сезон для них получился тестовым, в этом году команда училась работать и зарабатывать, в следующем сезоне бизнес должен крепко стоять на ногах и приносить доход. Сколько в итоге времени понадобится, чтобы вернуть вложения, владелец el Chapo не знает.
— Не могу прогнозировать. Все зависит от количества успешных мероприятий в сезоне, а пока их немного. Думаю, за пару лет мы вернем эти деньги. Опять же, есть история, как у ребят с хот-догами на открытии «Песочницы»: по слухам, они окупились за два дня. Так что никто не знает, когда ты станешь популярным и «выстрелишь». Надо просто работать.
Тем, кто подумывает купить фудтрак, Виталий советует действовать по ощущениям.
— Если на это есть силы и энергия — почему нет? Думаю, ближайшие пару лет это будет актуальный тренд. Но нужно понимать, что с продуктом надо работать, он должен быть интересен людям, ваш фудтрак должен задавать атмосферу. Открыть очередной трейлер с хот-догом в Минске уже неактуально. Людям нужна не только еда, но и экшн.
Все бесплатные события в Минске каждый день по этой ссылке