Спасение аистов как искупление вины за геноцид. История одной удивительной брестчанки
Чем кот Матроскин лучше покемонов для поколения «стерильных» детей? Какие особенности поведения есть у аистов-«девочек» и аистов-«мальчиков»?
Кто здоровается с бабочками и извиняется перед комарами?
Об этом Зелёному порталу рассказала брестчанка Наталья Лапука – экономист по профессии и спасительница аистов и ужей по призванию.
Брестчанка Наталья Лапука периодически спасает аистов, собак, крыс, ужей и другую живность. Попавшие в беду представители фауны встречаются ей с завидной регулярностью: то возле трассы, а то и на центральной городской улице.
Истории спасения у женщины все разные: одни смешные, другие трогательные, от третьих на глаза наворачиваются слёзы… Вы спросите, зачем ей всё это нужно?
Наталья отвечает так: «Своей деятельностью мы, люди, устроили животным геноцид на планете Земля. А они безмолвно нас терпят. Поэтому, если мы можем хоть что-то для них сделать – надо делать!»
Замёрзший аист или история про верность (с хорошим концом)
Полтора года назад, зимой, мы с мужем нашли неподалёку от города Берёза замёрзшего аиста. Птица была вся во льду, страшная и скрюченная – боялись, не выживет.
На первое время удалось пристроить её погреться в помещение одного предприятия, которое находилось поблизости. Потом хотели перевезти в Брест, но директор этого предприятия разрешил птице остаться и набраться сил.
Аист выглядел почти безнадёжным. Мы все были приятно удивлены, когда через несколько дней он полностью восстановился – просто отогревшись и отоспавшись.
Всё то время, пока птица находилась в помещении, снаружи её терпеливо дожидался второй аист. Видимо, «девчонка» подмёрзла, а её кавалер каждый день прилетал и ждал, пока она поправится.
Вскоре как раз наступила оттепель, мы выпустили нашу «даму» на свободу, и довольные птицы вместе улетели – счастье случилось.
Умирающий уж в центре города (почти ужастик)
Мой офис расположен в самом центре Бреста, на пешеходной улице. Не знаю, как туда попал уж и что с ним случилось, но он лежал, свернувшись, прямо на тротуарной плитке и выглядел полуживым. Вокруг бродили шипящие коты.
Думаю, возьму ужика, отвезу в Брестскую крепость, поближе к реке. Достала из машины дежурную собачью миску, аккуратно его туда положила и немного прикрыла сверху – уж совсем не шевелился, решила, что без проблем его так довезу.
А теперь представьте ситуацию: я приезжаю в крепость, открываю багажник, а ужа-то и нет…У меня сразу в голове зазвучало, как в американских фильмах ужасов: «Тадам! А змея где-то здесь…»
Не то, чтобы стало страшно, но неприятно. К счастью, нашла достаточно быстро: «оживший» уж оказался под запасным колесом. Пришлось вытаскивать все из багажника и откручивать запаску.
Конечно, разумные опасения и осторожность в таких ситуациях всегда присутствуют. Я осознаю, что животное может, например, оказаться бешеным или укусить.
Но когда я смотрю на людей, которые ныряют за котами прямо в коллекторные трубы или вытаскивают щенка из смолы, понимаю, что надо просто верить в свои силы, тогда и животное доверится тебе.
Местами забавная история про аиста-«девочку» и аиста-«мальчика»
Мы ехали на машине в лес за грибами и неподалёку от озера Медно увидели на поле аиста с больным крылом. Скорее всего, птица ударилась о линии электропередач, потому что суставной мешок и связки были полностью перерезаны – летать аист уже никогда не сможет.
Наша собака (у нас лабрадор) была крайне удивлена, когда я притащила к машине какую-то большую птицу и стала пристраивать её в багажник. По дороге останавливалась каждые 10 минут и открывала багажник, боялась, что аист может задохнуться.
Но птица сидела тихо. Ещё по первому спасённому аисту я знала, что эти птицы очень быстро привыкают к людям, характер у них почти как у собак.
Мы сразу поехали в ветлечебницу к знакомому ветеринару, который уже не задаёт лишних вопросов, когда я появляюсь у него с собаками, аистами или крысами (у меня дома раньше жили две крысы, у них то глаза слезились, то насморк одолевал).
Сделали снимок, необходимые процедуры и уколы. Я опубликовала пост о «находке» в соцсетях, и мне стали присылать телефоны орнитологов, приютов, предлагать помощь.
Ветеринар попросил заодно пристроить ещё одного аиста. Оказалось, к ним в клинику принесли выпавшего из гнезда аистёнка с раздробленным плечевым суставом.
После нескольких звонков и переговоров аистов согласились принять в семейном зоосаде в Ружанах. Отвозить их надо было на следующий день, поэтому я решила, что одну ночь найденный аист вполне может провести у меня дома.
Была достаточно комичная ситуация, когда соседи увидели меня, подходящую к дому: в одной руке строительная пленка, чтобы завесить ей стены и пол, в другой сумка с сырыми куриными грудками для аиста, а под мышкой – живой аист в наполовину размотавшихся бинтах.
Естественный порыв соседей – желание помочь. Они пытаются взять аиста, аист от страха хватает меня за палец… В конце концов со всем справились.
Дома я определила птицу в отдельную комнату, заново перебинтовала – первое образование у меня медицинское.
Аисты – очень умные птицы. Когда врач обрабатывал рану, птице было больно, но она понимала, что мы сильнее. Поэтому она (судя по поведению, это стопроцентная «дама»!) усердно делала вид, что почти умерла.
Утром я посмотрела через дверное окошечко: ходит моя барышня, всё разглядывает с интересом. Открываю дверь – она моментально падает в позицию «я умерла». Выглядело это очень забавно.
Но, как только я передала притворщицу в руки помощника, который вызвался держать её в машине по дороге в Ружаны, она резко вышла из своего «обморока». Почувствовав в мужчине защитника, птица, как истинная дама, кокетливо приосанилась, выпрямила шею и всю дорогу поглядывала на меня с вызовом.
Кстати, аист, которого мы забрали из ветклиники, скорее всего «мальчик»: всю дорогу он придвигался на заднем сиденье поближе к моей коллеге, которую я попросила помочь, и клал голову ей на колени.
В зоосаде наших аистов приняли, на мой взгляд, в шикарные условия. Судя по всему, для хозяина его зоосад – любимое дело в жизни.
Недавно снова ездили туда, навещали наших аистов. Мелкий совершенно адаптировался, бегает по территории и дёргает хозяина за шорты. «Барышня» начала есть самостоятельно, до этого ей приходилось закладывать еду в клюв.
Про законы и кота Матроскина
После истории с аистами мне писали в соцсетях, что по нашему законодательству я не имела права подбирать птицу, и меня могли оштрафовать. То есть, мне надо было проехать мимо и оставить всё как есть, чтобы птицу съели волки.
Может, в природе и нужен такой естественный отбор, но ведь конкретно эта птица не от хищника пострадала, а от проводов, установленным человеком. Мы обязаны помогать животным, потому что лишаем их домов, семей, здоровья, жизни – когда вырубаем леса, отравляем воду, сбиваем их машинами на трассе, охотимся ради прихоти.
Иногда мне кажется, что человечеству в этом нет прощения. Разве что наши домашние животные попросят за нас перед Богом, мол, не совсем ещё пропащие эти люди, нас-то любят...
Надо приучать наших детей жить в согласии с природой. Читать им книги о животных. Объяснять, что кот – это не новая игрушка, у него есть чувство собственного достоинства и личное пространство.
Мультфильмы про кота Матроскина учат тому, что животное может быть другом, товарищем и братом. А мы включаем детям мультики про каких-то непонятных покемонов…
В европейских странах можно приходить с собакой в кафе, магазин или на пляж. Это показатель культуры, когда люди живут благополучно и самодостаточно. У нас ещё с советских времён осталась установка: «человек – царь природы».
Мы ведём ребёнка в передвижные зоопарки и дельфинарии, чтобы показать ему больного верблюда или дельфина, которого «всё-равно же уже привезли» в тюрьме. А заодно рассказать, что мы – цари природы, поэтому можем делать всё, что захотим.
Только представьте, если бы, к примеру, вороны вели себя так, как ведут люди, нам бы мало не показалось: стая ворон запросто может заклевать человека…
История про собаку. Печальная
Моя подруга подобрала собаку, у который оказалось множество огнестрельных ранений. Один из моих знакомых вызвался помочь её отвезти в ветеринарную клинику. Кстати, он же помогал и с аистом.
В жизни ты обычно рассчитываешь на одних, а помощь приходит совершенно от других, от кого и не ждёшь. С этим человеком у нас ещё раньше вышел спор из-за разного взгляда на традицию в какой-то скандинавской стране, когда убивают дельфина в честь взросления сына.
И тут вдруг он везёт собаку к врачу и даёт крупную сумму денег на её лечение. Я была приятно поражена… Собаку подлечили, но она очень мучилась из-за ран, поэтому через неделю пришлось её усыпить.
Сын копал яму для могилы, а мы с подругой стояли и думали: «Что должно твориться в голове у человека, чтобы он стрелял в собаку, а потом полуживую, с отнявшимися задними ногами, вывез её в лес, чтобы она умирала в жестоких мучениях?!»
Когда я передаю поводок своей собаки кому-то другому, она смотрит на меня вопросительно: «Что я сделала не так, что ты меня бросаешь?» Когда человек отвозит старую собаку, прожившую у него много лет, в лес и привязывает её там, она будет умирать с мыслями о том, что это она сделала что-то не так…
Поколение стерильности
Поколение наших отцов и дедов здоровее нас: у них были другие продукты, они жили в домах вместе с коровами и собаками, а коты ходили сами по себе и ловили мышей.
Сейчас мы зациклены на инфекциях и растим детей в стерильных условиях: антибактериальные салфетки, бумажные носовые платки, одноразовая посуда.
Своим желанием уберечь ребёнка от грязных собачьих лап или вызывающих аллергию котов мы обрекаем их на постоянные болезни из-за неполноценно сформировавшегося иммунитета.
У моей коллеги живут 4 кота и 3 собаки. Почти все беспородные, подобранные где-то, у каждого – свой характер, своя история появления. При этом дом всегда полон детей и внуков, и семья живёт в благости.
Лучше здороваться с бабочками, чем стрелять в собак
Недавно я предложила мужу сыграть в «Спортлото», главный выигрыш составлял около 2 миллионов долларов. Муж посмеялся: «Куда ты денешь столько денег?»
А я ответила: «Куплю большой участок земли на краю деревни, поставлю дом и на пенсии буду жить там вместе с животными».
Может, когда-нибудь я сяду и напишу весёлую детскую книжку о животных, о том, что человек – не царь природы, а её часть.
Я смотрела передачу про семью буддистов. Они каждое утро ходят в церковь, чтобы заранее попросить прощения за то, что в течение дня могут нечаянно убить червячка или наступить на ящерицу, причинить кому-то боль.
Мне близок такой образ мыслей. Возможно, на старости лет я продам здесь всё и уеду в Индию. Отращу себе дреды, заведу священную корову, сяду на камень на берегу моря и буду медитировать. Лучше, как буддисты, здороваться с бабочками и извиняться перед комарами, чем стрелять по собакам.