«Совинтерспорт» – организация, которая была создана специально для того, чтобы «продавать» советские спортивные кадры за рубеж. Сколько получало государство от сделок, а сколько – сами спортсмены и тренеры? Как Дасаев стал первым официальным богачом в СССР и почему деньги не сильно помогли нашему футболу? Рассказывает главный эксперт «Совинтерспорта», писатель Владимир АБРАМОВ.
– Поначалу мы просто оказывали услуги своим друзьям. Скажем, строим бокситодобывающий комплекс в Гвинее (добываемые там бокситы покрывали 1/3 потребностей алюминиевой промышленности СССР в сырье. – Ред.). Африканцы: «Коль мы так здорово сотрудничаем, помогите в области спорта, хотим развиваться». Крепнут отношения с Алжиром – газ, нефть, военные вопросы, а у них тоже спортивные амбиции – мы своих тренеров в Алжир. Чад – здесь Маслаченко поработал, до того, как стать комментатором. Тунис, Ливия, Камерун, Египет… Всё шло через Госкомитет СССР по внешнеэкономическим связям. Спортсменов и тренеров командировали как специалистов в области футбола. Платили им ежемесячную зарплату по 4-му тарифному разряду – 435 инвалютных руб. (725 долл.). Друзья отправляли нам какие-то деньги за спортпомощь, но это был лишь приятный бонус к сотрудничеству.
Но давайте я вам напомню, что происходило с советским футболом во второй половине 80-х. Чемпионат мира – 86, у нас сумасшедшая сборная – венгров порвали, французы еле ноги унесли, был шанс до финала дойти, но не повезло в матче с бельгийцами. Чемпионат Европы – 88 – у нас «серебро». Олимпиада-88 – обыгрываем в финале Бразилию. Только и разговоров, что об игре СССР. Все стучались к нам, заявок на футбольную помощь становилось всё больше. И мы вошли во вкус, решили зарабатывать на ноу-хау в области спорта. По решению руководства ЦК была создана всесоюзная внешнеторговая организация «Совинтерспорт», которой поставили задачу: «Добывайте валюту для страны». И тут пошло без разбора – друзьям и нет.
«А нам что с этого?»
Советских футболистов хотели многие. Но кого? Конечно, игроков «Динамо» (Киев), «Спартака», немножко минского «Динамо». Всем нужны были раскрученные имена. И вот Сергей Шавло («Спартак») отправляется в венский «Рапид» – 36 тыс. долл. за год. Другой австрийский клуб, «Форвертс», приобретает Олега Блохина (киевское «Динамо») за 115 тыс. долл. Что получают от сделок игроки? Всё тот же 4-й тарифный разряд. Как и Валерий Непомнящий, возглавивший сборную Камеруна. Тому африканцы платили 1500 долл. в месяц, но он, согласно установкам, из них оставлял себе лишь 700, а остальное сдавал в кассу торгпредства.
Но «экспортировать» Шавло и Блохина – не большой фокус. Первому на момент отъезда – 31 год, второму – 36. По возрасту, так сказать, положено. А вы попробуйте увезти из Союза звезду помоложе. Столько шума было! И бесконечное «а нам что с этого будет?». Спорткомитет кричал: «Нам! Валюта нужна, чтобы инвентарь, костюмы «Адидас» покупать для спортсменов!» Клуб: «Нам! Мы его воспитали!» Объясню. Одно дело, если бы я пошёл к Лобановскому (главному тренеру киевского «Динамо») со словами: «Итальянцы миллионы готовы дать за Заварова, часть – вам». И вопросов бы не было. Совсем другое, если сказать Лобановскому: «Тут миллионы, но вы из них ничего не получите». Чувствуете разницу? Советскому клубу ведь изначально ничего не полагалось. Это Лобановский выбил, потребовал 2 из 5 млн долл.: мол, иначе не будет никакого Заварова в «Ювентусе». Он же, чуть что, в ЦК Украины бежал…
Вообще, «Ювентус» не собирался платить за Заварова больше 3 млн (за 3 года), но Аньелли – глава концерна «Фиат» и главный спонсор туринского клуба – был влюблён в игру советского футболиста. Итальянцев тогда удалось раскрутить на 5 млн, плюс Лобановский захотел бонус – автобус и пару автомобилей. В Европе просто дар речи от этих цифр потеряли. 5 млн долл. тогда – это примерно 100 млн долл. сегодня.
Больше, чем у посла
Доходы от продажи Заварова поделили таким образом: 20% – госбюджету, 40% – «Динамо» и 40% – Госкомспорту (из них «Совинтерспорту» причиталось 4%). Самому же Заварову – 4-й тарифный разряд. Ну влюблён в него Аньелли – и что? Зарплата футболиста по решению ЦК не могла быть больше, чем у посла (1500 долл.).
Помню, как спартаковец, которого во Францию отправили, стонал громче всех, что его за коробку спичек отдали. Но чтобы вы понимали: получая 700 долл., можно было ежемесячно откладывать 400. Год – и вот тебе 5 тыс. За эти деньги можно было в Москве в конце 80-х через Внешпосылторг купить 3-комнатную квартиру. К тому же одной зарплатой дело не ограничивалось. У всех были «коврижки»: бонусы в карман от клуба за победы, машины и т. д. Заварову, например, в Италии особняк предоставили, услуги портье, частную школу для детей и т. д. Блохину австрийский мебельный комбинат (спонсор клуба) мебель в Киев пересылал. У нас же вся переписка сохранилась. Это сейчас бла-бла, а тогда отдельный файл по каждому игроку – кому, что, как, все их жалобы и жалобы на них.
Дасаев – лучший вратарь мира – 88 – отправился в «Севилью» в 31 год. Договорились с испанцами на 2 млн долл. за 3 года, вратарю – советская ставка плюс вилла с бассейном, премиальные за победы. Имеется и его расписка: «Я, Дасаев Ринат Файзрахманович, замечаний по условиям и оплате труда не имею». Но именно Дасаев стал первым легальным богачом в СССР. Как? На дворе 90-й год, перестройка полным ходом, и в качестве эксперимента по решению сверху игроку впервые разрешили выплатить некий процент от его контракта. В общем, «вытащили» из госбюджета и перечислили ему на счёт 339 тыс. долл. Надо было видеть реакцию нашего посла в Испании! У того случился разрыв сознания: такой важный человек – и вдруг нищий по сравнению с каким-то футболистом.
Погружение в хаос
В 1992 г. ворота окончательно открылись, все получили свободу. Тут же началось: зачем нам «Совинтерспорт», когда можно всё делать безотчётно?! Клубы стали сами проворачивать дела, и если вы попробуете найти документы по продаже футболистов в те годы, то не найдёте ни одного дела, не узнаете, кто и сколько получил, куда средства перевели. Всё погрузилось в хаос. А в хаосе началось воровство, убийства, потому что деньги стали гулять…