«Минск "умнее", чем Питер». Рассказываем, как столичные активисты меняют город

Источник материала:  
15.08.2019 09:00 — Разное

В Минске регулярно что-то меняется — как-никак столица должна соответствовать своему званию и всегда быть современной. Большой процент заслуг в этом вопросе принадлежит самим минчанам. В последнем материале проекта «Я изменил город» мы, вооружившись для съемок смартфоном Huawei P30 Pro, пообщались с активистами из Минска — руководительницей благотворительного проекта KaliLaska Натальей Горячей, велоофицером Павлом Нищенко и урбанисткой Илоной Эльяшевич. О том, какие сложности есть у Минска, почему нашей столице не следует равняться на другие города и что объединяет всех минчан, читайте в нашем материале.

«В Советском Союзе деньги не считали»

Павел Нищенко пришел в Минское велосипедное общество в 2018 году. До этого он работал архитектором в «Минскградо». Эта организация разрабатывает генеральный план развития столицы на несколько лет вперед — результаты видны не сразу. А нашему герою хотелось видеть результаты своей деятельности «здесь и сейчас». Так он стал велосипедным офицером.


Павел Нищенко

— Люди часто бурно реагируют на название моей должности, но это калька с английского. Cycling officer — лицо, через которое проходят все велосипедные вопросы в городе, — объясняет Павел. — Как бы связующее звено между администрацией города, ГАИ, проектировщиками, администрациями районов. Этот человек владеет всей текущей ситуацией с велосипедным движением в городе и дает обратную связь. Мне помогает архитектурно образование и опыт работы по проектированию генплана.

Своей целью Павел называет изменение общих принципов проектирования города. Минск, по его мнению, во многом наследует советскую позицию: у нас строят неоправданно широкие проспекты, где большая часть пространства не используется, и неудобные подземные переходы. От этого следует избавляться.

— Каждое решение должно быть обосновано, в том числе с точки зрения экономической выгоды, — убежден он. — В Советском Союзе не надо было считать деньги, и все строили широченные улицы. Но мы живем в другое время, и к городскому пространству следует относиться внимательнее. Меня в первую очередь интересует развитие транспортной системы, ведь она в большой степени влияет на функционирования города.


Сейчас велосипедное общество работает с администрациями районов Минска. Специалисты проводят встречи и мониторинги, где выявляют текущие проблемы и показывают, как можно их решить за небольшие средства и прямо сейчас.

— Последний из примеров — встреча с администрацией Центрального района Минска, — говорит Павел. — Ее глава сам заинтересован в развитии велодвижения, и это он собрал нас вместе с коммунальщиками и ГАИ, чтобы выяснить, что нужно велосипедистам для удобного передвижения по району.

Раньше проезжало 500 человек в день, теперь — в час

Последние три года Минское велосипедное общество при поддержке Евросоюза реализует большой проект «Городское велодвижение в Беларуси». Благодаря ему появляются концепции развития велодвижения в разных городах, и это, считает Павел, ключевой момент: таким образом планируется будущее.


— Из примеров того, что мы делаем в рамках этого проекта, могу назвать разработку белорусской части велосипедного туристического маршрута EuroVelo 2, который соединит ирландский город Голуэй и Москву. Уже реализована полоса движения по улице Веры Хоружей. Вроде бы мелочь, а работа и согласование по этому вопросу велись три года. И то, что все в итоге получилось, — большой успех для города, — делиться активист.

В Минске своя концепция развития велодвижения появилась в 2011 году. Тогда основными проблемами были высокие бордюры и отсутствие связной инфраструктуры. Но менее, чем за 10 лет, активисты получили потрясающие результаты.

— Тогда в городе было около 300 тысяч велосипедов, и на них совершалось около 0,1% поездок. По велодорожке в Свислочи, которая тогда только появилась, проезжали 500 человек в день. Сейчас — 300−500 человек в час! Процент поездок увеличился в десять раз и достиг 1%, а количество велосипедов сравнялось с количеством автомобилей — 800 тысяч. Велодорожка стала катализатором велодвижения в Минске. Появилась инфраструктура: вопрос с бордюрами решен, среда стала безбарьерной. Теперь надо делать шаг дальше — обособлять велодорожки, потому что все сложнее совмещать пешеходов и велосипедистов на тротуарах, — рассказывает герой.


Еще одно важное изменение, которое отмечает велоофицер, — в Минск пришел байкшеринг. Пока рано делать выводы об успешности проекта, но количество людей, использующих велосипед как средство передвижения, по мнению Павла, увеличилось.

— И даже новости о выброшенных в реку велосипедах не особо влияют на эту цифру, — говорит Павел. — Я сперва реагировал болезненно, но потом понял: люди, на которых проект был направлен, подхватили идею и стали чаще выбирать экологичный вид транспорта.

Но Минску есть над чем еще трудиться. Ту же велодорожку, объясняет собеседник, надо доработать: в некоторых местах она обрывается, а в некоторых проходит по неудобным мостам. Все эти нюансы отражены в стратегическом плане развития велодвижения в Минске.


— Чтобы велосипед стал полноценным средством транспорта, надо изменить подход к проектированию. — добавляет собеседник. — Каждая новая улица или реконструкция должна предусматривать инфраструктуру для велосипедистов в соответствии со схемой маршрутов, по которым передвигаются люди. Это не обязательно велодорожка — мы понимаем, что такой эдемент стоит дорого. Но можно делать велополосы на проезжей части. Есть разные варианты.

Личная цель Павла — создать проектное бюро нового уровня, чтобы организовывать городское пространство, удобное для всех. Велоофицер хочет не только мониторить и говорить остальным, как надо, но самостоятельно разрабатывать проекты.

— Я люблю Минск, у города прекрасные исходные данные. Нам не нужно менять тут все коренным образом, нужно только правильно подойти к расстановке приоритетов и проектировать пространство так, чтобы никого из участников движения не ущемлять.

«Мало просто делать, надо самим создавать спрос»

Илона Эльяшевич — архитектор по образованию. Вопросами городской среды девушка стала заниматься еще в университете. А два года назад, когда героиня окончила магистратуру на архитектурном факультете БНТУ, ее пригласили стать участницей Минской урбанистической платформы.


Илона Эльяшевич

— Я очень люблю Минск, и мне многое здесь нравится, — говорит она. — Но есть вещи, которые хотелось бы изменить. После прихода в организацию я не раздумывая занялась городской средой. За два года в урбанистической платформе удалось сделать многое, и каждый новый год становится все более насыщенным.

Первыми проектами Илоны стали воркшоп по видению Пролетарского района и организация Минского урбанистического форума в 2017 году. Девушка быстро влилась в движение урбанистов и продолжает менять Минск до сих пор.


— Сейчас мы проводим мероприятия для разных людей: от простых горожан до администрации. Это и форумы, направленные на поиск новый контактов и обмен опытом, и проекты, связанные с реальным строительством. Один из последних — тактильный сад для детей и взрослых во дворике галереи «Ў». Здесь все можно трогать, а растения отличаются по запаху, чтобы людям было интересно взаимодействовать с растениями. Еще планируем установить в саду песочницу для детей.

При этом, как говорит Илона, мало делать проекты, на них надо выращивать спрос. Чтобы люди ценили улучшение городской среды. Для этого и нужны образовательные мероприятия, куда зовут простых жителей. Когда спрос на удобную среду от них есть, надо работать и над предложеем. То есть, снова организовать мероприятия, но уже для представителей власти, ведь именно эти люди решают, как выглядит город.

— Мне нравится решать все через спокойную коммуникацию. В администрации работают люди, которые вряд ли делают что-то плохое специально. Возможно, они просто не знают, какие практики будут более удачными для Минска. Вот мы и стараемся им показать, — объясняет она.


Посчитать, сколько проектов по улучшению городской среды прошло «через руки» Илоны за два года, сложно. Все они, говорит активистка, перетекают друг в друга. Например, недавно вместе с галереей «Ў» провели мониторинг пространства на улице Октябрьской и исследовали ее инклюзивность.

— Мы получили много интересной информации, которую потом сразу же использовали в организации фестиваля Vulica Brasil. Это позволило сделать его более инклюзивным. А еще есть целая ветка проектов по работе со дворами в спальных районах. В июле как раз исследовали двор в районе Каменной горки, — расказывает она.

Основная проблема Минска сейчас, как считает Илона, — это однообразие городской среды. В городе много пространства, которое пустует. И власть не всегда стремится сэкономить средства, которые тратятся на поддержание пустующего пространства. В итоге это не дает никакого интересного опыта горожанам, а только создает неудобства.


Фронтальная камера Huawei P30 Pro с искусственным интеллектом распознает лица, корректирует их контуры и увеличивает яркость и четкость изображения

— У Минска огромный потенциал, — считает героиня. — Тут есть, где строить, не надо искать дополнительные площадки. Взять ту же Октябрьскую: за последние два года здесь открылось множество новых заведений, причем люди стали использовать не только сами площадки, но и прилегающие к основной части улицы пространства, то есть дворики.

Идеальный город — какой он?

Многие любят сравнивать развитие Минска с другими городами, например с Берлином. Естественно, не в пользу первого. Но Илона считает, что это не совсем правильно. Наоборот, как говорит активистка, не нужно слепо копировать чужие практики.

— Минск — уникальный город с уникальной историей. То, что идеально работает в одном месте, здесь может быть бесполезным. Я бы перенимала некоторый опыт городов ближнего зарубежья, но без фанатизма. Ведь даже способы управления городским бюджетом везде разные. Поэтому Минску нужно искать свои пути.


Идеальный город Илона описывает как место, где у каждого есть возможности получить удовольствие. Такое место предоставляет каждому возможность жить так, как он хочет, и не чувствовать себя изолированным. Это город, который эффективно использует пространство и развивается.

В плане технологического развития Минск, считает активистка, ушел далеко от многих городов в соседних странах.

— С точки зрения транспорта белорусская столица даже умнее, чем условный Санкт-Петербург. У нас есть электробусы, установлены табло на остановках, показывающие время прибытия автобуса, все ходит по расписанию. В Минске транспорт работает эффективно, — гвоорит она.


Для дальнейшего развития города следует «прокачивать» осознанность горожан. Умному городу нужны такие же управленцы, которые будут знать, как использовать все инструменты во благо людям. А отвественный горожанин должен осознавать, как его ежедневные решения влияют на город. Какой транспорт мы выбираем, где и какое снимаем жилье — все это демонстрирует городской админимтрации наш спрос. Он, в свою очередь, формирует предложение.

Чтобы улучшить городскую среду, ее надо регулярно исследовать. Илона признается, что в будущем хотела бы заниматься консалтингом в области градостроительства и применять какие-то решения для города на основе своих исследований.

— Количество «осознанных горожан» в Минске увеличится. Но нужно постоянно проводить образовательные мероприятия, а еще воспитывать детей определенным образом и учить их ценить город. Это даст положительный результат, — уверена она.

Собирали 500 кг вещей в день, теперь — по 5−6 тонн

Команда благотоврительного проекта KaliLaska собирает ненужные вещи у одних людей и передает другим — тем, кому они действительно необходимы. Наталья Горячая руководит инициативой уже три года.


Наталья Горячая

— Мы работаем не только в Минске, но и по всей Беларуси. А чтобы отвезти вещи нуждающимся, надо нанимать грузчиков, водителей. Благодаря открывшемуся два года назад магазину Kali Laska у нас появилась стабильная финансовая база, и теперь мы можем все это себе позволить, — рассказывает она.

Сейчас KaliLaska — это пункт приема вещей и магазин. Из-за нюансов в белорусском законодательстве оформить социальное предпринимательство трудно. Поэтому проект пришлось разделить на коммерческую и некоммерческую части.

— Некоммерческая KaliLaska принимает вещи (примерно 95 процентов от общего объема), сортирует и передает нуждающимся — благотоврительным и социальным орагнизациям, — объясняет Наталья. — Коммерческая принимает оставшиеся 5% вещей, после чего продает их. Правда, продается в итоге примерно 3% от общего объема, остальное мы возвращаем назад и развозим нуждающимся.


Магазин — не единственное нововведение в работе проекта. KaliLaska, говорит Наталья, все время растет: увеличивается как число принимающих вещи орагнизаций, так и количество людей, сдающих вещи.

— Уже в сентябре, по моим подсчетам, мы будем собирать 17 тонн вещей в месяц, — говорит осбеседница. — В месяц у нас по два-три приемных дня, это примерно 5−6 тонн за раз. Однажды, когда я только пришла в проект, мы собрали 515 кг. Тогда думала, что это победа, и мы уже серьезная организация. Но за три последних года показатели выросли еще сильнее.


В планах — контейнеры в бизнес-центрах

Сейчас в команде KaliLaska пять человек, не считая Натальи. И, как признается руководительница, именно работающими в проекте людьми она гордится больше всего:

— Они поражают своей самоотдачей. Делают даже больше, чем я от них жду. Трое из нас работают в магазине, двое — на приемном пункте. У всех получается примерно «пятидневка». Я же, хоть все и курирую, но на зарплате не числюсь и подключаюсь только по мере необходимости. На связи круглые сутки.


Многие вопросы по проекту Наталья решает вне офиса KaliLaska. Женщина владеет кофейней и магазином хэндмейд-вещей в центре Минска, на что тоже требуется время. А у проекта сейчас сезон активностей: сорудники выезжают на мастер-классы и леции в другие организации, чтобы рассказать о себе и помочь организовать собственную барахолку. В сентябре должен запуститься обновленный сайт проекта.

— Несмотря на то, что команда небольшая, а площадь склада всего 100 м², хотя нам надо в четыре раза больше, мы справляемся, — делится собеседница. — День принимаем вещи — затем всю неделю их развозим. Хотя таких проектов должно быть больше. Отсутствие альтернативы — основная проблема. Большой спрос порождает большие ожидания, и мы пока не можем удовлетворить всех.


Большое количество продвинутых сенсоров и режимы съемки для разных сценариев позволяют делать на Huawei P30 Pro снимки превосходного качества

Наталья говорит, что стала развивать проект, потому что всегда чувствительно относилась к проблемам других людей. И сейчас, видя, как KaliLaska расширяется, можно сделать вывод: женщина все делает правильно. Хотя все могло закончиться, так и не начавшись.

— Критический момент был, когда мы долго не могли открыть магазин из-за юридических сложностей, — вспоминает героиня. — Я понимала: если это не решится сейчас, проект придется закрывать. Но нашлись юристы, которые вникли в суть и помогли нам. Теперь думаю, куда расширяться дальше.


Собеседница уже рассчитала, что проекту нужен склад минимум на 400 «квадратов», а в команде должно быть около 9 человек. Ближайший план Натальи — приобрести в KaliLaska собственный транспорт, открыть второй магазин и установить контейнеры для сбора одежды в бизнес-центрах.

— За время работы в проекте я увидела, как благотворительность объединяет всех: людей с разным достатком, с разными представлениями о жизни, увлечениями. Меня это радует, появляется вера в людей, — резюмирует Наталья.

Партнер проекта:

Фотографировать по своим правилам легко, когда у вас в руках топовая мобильная камера Huawei P30 Pro. Искусственный интеллект, потрясающий зум 50X и алгоритмы обработки изображений Leica — когда попробуете, уже не согласитесь на меньшее.

Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на выставку-фестиваль

←Соболенко вышла в 3-й круг турнира в Цинциннати, Азаренко и Саснович выбыли

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика