Получите домик и… Что с ним делать дальше? Отвечают специалисты!
Мы публиковали очередной перечень старых домов на усадьбах, за которыми никто не ухаживает, неизвестно о дальнейших намерениях вступивших в наследство или не сделавших этого. Лица, имеющие право владения этими домами, уже не раз получали извещения о необходимости уведомить местные власти, как собираются распорядиться оставшейся недвижимостью и будут ли наводить там порядок.
А если никакой реакции опять не последует? Как в данном случае будет применен Указ № 357 «О пустующих и ветхих домах» от 4 сентября 2018 года?
Объясняет специалист
За пояснениями обратились к главному специалисту отдела архитектуры, строительства и ЖКХ райисполкома Сергею ГУРИНЧУКУ.
– Если в течение месяца от лиц, имеющих право владения и пользования данной недвижимостью, никаких уведомлений не поступит, эти дома в течение 15-и рабочих дней (после истечения месячного срока) будут включены в реестр пустующих. Непредставление собственником (лицами, имеющими право владения и пользования данной недвижимостью) уведомления в течение вышеназванного срока является отказом от права собственности на жилой дом. Не позднее двух месяцев со дня включения жилого дома в реестр пустующих домов документы отправятся в суд, о дате которого владельцы будут извещены, и суд может признать дом и участок собственностью исполкома. Затем в течение 30-и рабочих дней должно быть принято решение – старый дом снести или продать (напрямую или с аукциона). Причем суд однозначно выступает на стороне граждан, поэтому нередко поиск ненайденных наследников еще какое-то время продолжается.
Увы, большинство подобных домов не имеют госрегистрации, наследство никем не открывалось: считается, что в деревне и так знают, что и кому принадлежит. Между тем, заявление о намерениях представляется по установленной форме, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих право собственности.
Добавлю, что райисполком не заинтересован в «пополнении» реестра пустующих домов: их нередко ожидает снос, и на эти цели в местном бюджете необходимо предусмотреть средства. Поэтому и делается все возможное, чтобы отыскать потенциальных наследников: а вдруг кто-то из них пожелает привести в порядок усадьбу, восстановить дом или самостоятельно разобрать его. Или поторопиться с продажей.
С реестрами пустующих и ветхих домов можно ознакомиться на сайте райисполкома. По вопросам, находящимся в компетенции райисполкома, можно обратиться по телефону 2-13-51.
С чего начинать?
На эти вопросы ответила Юлия КУНДА, зам. начальника Пружанского филиала РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру».
– Единого «рецепта» нет. Каждая ситуация разная. Однако «возраст» домика не влияет на стоимость оформления наследства.
А начинать надо с обращения в нотариальную контору. Один из документов, который попросит нотариус, – выписка из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав или справка об отсутствии в едином госрегистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сведений в отношении объекта недвижимого имущества (стоимость выписки – 0,2 базовой величины, или 5,10 руб., справка об отсутствии сведений – бесплатно). Выписку или справку можно получить по заявлению в территориальной организации по государственной регистрации (в народе до сих пор БТИ) либо эти документы могут быть запрошены нотариусом в рамках «одного окна».
Затем надо обратиться для госрегистрации недвижимого имущества в территориальную организацию по государственной регистрации (ТОР).
РАССМОТРИМ ТРИ САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СИТУАЦИИ.
Первая: с документами все в порядке – умершим были зарегистрированы и земельный участок, и дом.
В данной ситуации надо со свидетельством о праве на наследство обратиться в ТОР с заявлением о госрегистрации перехода прав на земельный участок (стоимость услуг – 0,5 б. в. (12,75 руб.) + 0,3 б. в. (7,65 руб.) за выдачу земельно-кадастрового плана на участок + госпошлина 0,5 б. в. (12,75 руб.), а также – жилой дом (0,5 б. в. – 12,75 руб.) Изготовление технического паспорта не требуется.
Вторая: у умершего имелись документы на жилой дом, но отсутствовали на земельный участок (дом зарегистрирован, участок – нет). В этом случае, прежде всего, надо решить вопрос с предоставлением земельного участка: обратиться в отдел землеустройства райисполкома либо в сельисполком, который рассмотрит заявление и направит его в специализированную организацию для установления границ земельного участка. Эта услуга платная (в нашей организации – 133,39 руб.) После этого исполком выносит решение о предоставлении земельного участка. С этим решением и со свидетельством о праве на наследство можно обращаться в ТОР для госрегистрации участка и прав на него и одновременно – прав на дом. Стоимость услуги по госрегистрации создания земельного участка зависит от наличия или отсутствия ограничений в использовании земельного участка, а также от вида права, на котором предоставляется участок (чаще всего – на праве пожизненного наследуемого владения; в данном случае госрегистрация создания участка и возникновения права на него будет стоить от 1 до 1,2 б. в. (от 25,50 до 30,60 руб.) + госпошлина 0,5 б. в. (12,75 руб.); госрегистрация перехода права собственности на жилой дом – 0,5 б. в. Изготовление техпаспорта тоже не требуется.
Третья: у умершего отсутствовали документы и на земельный участок, и на жилой дом (они не зарегистрированы).
Это наиболее затратная для наследников ситуация.
Начинать надо тоже с земельного участка. После его госрегистрации можно приступать к оформлению документов на жилой дом, для чего надо обратиться за технической инвентаризацией его и изготовлением техпаспорта. Расценки на этот вид услуг зависят в основном от площади жилого дома. Если она – до 100 кв. м, эти услуги обойдутся от 130 до 150 руб.
Готовый техпаспорт наряду с иными предусмотренными документами является основанием для госрегистрации создания жилого дома и возникновения права собственности на него (0,6 б. в., или 15,30 руб.)
В первой ситуации наследники для оформления своих прав ориентировочно потратят около 50 руб.; во второй – от 180 руб. и в третьей – от 316 руб. (стоимость услуг формируется на основании утвержденных прейскурантов).
Если документы на недвижимое имущество оформлены надлежащим образом, то оформление наследственных прав может занять от одного до пяти дней; в ином случае наследники могут потратить на это несколько месяцев.
Могут ли отказаться от «лишней» земли?
Ведь бывает, внуки не хотят наследовать участок в 50-70 соток при дедовом доме, им достаточно 10-и соток. Комментирует ситуацию председатель Войского сельисполкома Виктор МИХАЙЛОВСКИЙ:
– Для обслуживания жилого дома, согласно законодательству, полагаются максимум 25 соток земли. Человек вправе заявить о желании официально уменьшить участок наполовину. Если поступает такое заявление и если технически это возможно, в том числе включение участка в состав земель сельхозоборота, идем навстречу. Но если между соседями будут оставаться «ничейные» полосы, зарастающие бурьяном, согласиться на такое не можем. Обычно определяем границы участка, прежде всего по ширине, – по «исторически сложившемуся» забору. Это помогает сохранить эстетический вид сельской улицы и избежать недовольства соседей.
В отношении создаваемого реестра пустующих домов позиция однозначная: независимо от того, состоялось вступление в наследство или нет, на усадьбе должен быть порядок, а домик, хоть и старый, не должен выглядеть забытой развалюхой.
И еще. Стоимость оформления земельного участка в целом не зависит от его площади. Итоговую цену вопроса вступления в наследство действительно назвать сложно, ибо в каждом случае свои нюансы. А если речь о том, стоит ли овчинка выделки, то есть редкие случаи, когда люди уже в преклонном возрасте хотят возродить пустовавшую родительскую усадьбу в память о них и для их правнуков. Но чаще всего, если не просматривается возможность быстро дом продать, ибо он требует больших вложений, то предпочитают наследство не оформлять. Но и в этом случае необходимо поддерживать порядок на усадьбе, ухаживать за домом, чтобы не пришлось определять его судьбу местным органам власти.
Подготовила Галина НОВИК.