Банда Морозова: 100 преступлений, 20 убийств. И это не всё

Источник материала:  
27.07.2019 13:15 — Разное
Свобода рассказывает о банде Морозова, самых жестоких уголовниках Беларуси.

Банда Морозова: 100 преступлений, 20 убийств. И это не всё
На них более 100 преступлений, в том числе 20 убийств и 4 покушения на убийство, рэкетирство, захваты заложников, поджоги киосков и домов предпринимателей, которые отказывались платить дань, изнасилования. Организованная группировка, которая держала в страхе бизнесменов Гомеля с середины 1990-х до середины нулевых годов, получила название «банда Морозова» - от фамилии ее главаря Сергея Морозова.

История банды, которая зарабатывала миллион долларов за месяц

Банда Морозова возникла в районе завода «Гомсельмаш» в начале 1990-х и быстро подчинила себе все другие преступные группы Гомеля, в том числе «пожарников». В банду рэкетиров входили около 50 человек. Руководил ею Сергей Морозов, который, согласно следствию, отметился особой жестокостью. Основным источником доходов "морозовцев" стало рэкетирство. По разным оценкам, в месяц зарабатывали до миллиона долларов. Особенностью стали прочные связи с правоохранителями, в том числе высокопоставленными, которые за деньги покрывали преступников. Вследствие этого пособия деятельность банды остановили только в середине 2000-х годов.

Сначала над морозовцами прошли два суда, в 2006 и 2007 годах, а всего с тех пор набралось уже 5 процессов над членами группировки, не считая судов над помощниками-милиционерами. Когда задержанного в начале июля во Владивостоке Сергея Дербенева все же отдадут под суд в Беларуси, этот процесс будет шестой.

Литровая бутылка водки «Зверь» и пистолет

Владимир Гончаров молодость и здоровье отдал предприятию «Гомсельмаш». Начинал с рабочего. Окончил Высшую партийную школу. Занимал должности в парткоме завода, был помощником генерального директора. Жена, дети, обустроенный быт.

Младшая дочь Оксана в 1994 году вышла замуж за милиционера Сергея Сильчанкова. Весной 1995 года молодая семья ждала ребенка. Папы девочка так и не увидела. Его убили морозовцы 29 апреля 1995 года. В документах уголовного дела указано: «Убийство в связи с выполнением Сергеем Сильчанковым служебных обязанностей в охране общественного порядка».


Владимир Гончаров
«В ту ночь я был на даче. Утром меня вызвали в милицию. Там узнал, что Сергея убили. Он был у друга, ремонтировали автомобиль допоздна. Сергей спохватился, что нет денег на такси, чтобы ехать домой. Друг, по его словам, пошел в квартиру за деньгами. В этот момент и случилось убийство. Соседи слышали, как подъезжал автомобиль. Одна женщина слышала крик: «Мочи мента!» - рассказывает Владимир Гончаров.

Буквально на следующий день милиция отчиталась, что убийство раскрыто. На стадионе нашли мертвым ранее судимого Олега Гурина. Около него - пустой литровую бутылку от водки «Зверь». Около тела лежал тот самый пистолет, из которого убили Сергея.

«Гурин на то время только вышел из тюрьмы. Он очень старался примкнуть к банде Морозова. Так вышло, что хоронить нашего Сергея и его приходилось в один день, на одном кладбище. Мы договорились, чтобы хоть в разные дни похоронить - чтобы не было конфликтов», - добавляет Владимир.

Только в 2005 году он получил бумаги из прокуратуры, что убийство действительно совершил «лично Морозов». На несчастного Гурина просто списали убийство - напоили его до смерти и подбросили пистолет. В силовых структурах, очевидно, не возникало никаких вопросов по поводу мотивов и причин убийства, по поводу того, откуда у судимого пьяницы хороший пистолет.

«Или он перешел где дорогу бандитам, был какой-то конфликт - мы не знаем. Повестка на суд пришла на имя дочери - ее признали потерпевшей. Но на то время, 2005 год, она жила постоянно в Италии. Не будет же она ехать для суда сюда», - говорит пенсионер.

Он с сожалением добавляет, что после убийства зятя вся жизнь семьи «пошла под откос». Родилась внучка, которая никогда не видела своего отца. Было безработица - и дочь должна была ехать на заработки в Италию, ее позвала туда подруга. Через шесть месяцев после гибели зятя Владимир потерял жену.

«Это ужасно. Сергей был единственный сын у родителей. Представьте, как было им это все пережить. У матери больное сердце», - говорит Владимир.

Когда пришла повестка на суд над морозовцами, он предложил поехать вместо дочери. Ему отказали - он не пострадавший. «В результате мы не были на суде. Соответственно, не могли подать иск. Знаю, что у морозовцев изъяли много денег, имущества, автомобилей. Но хоть что ли попало пострадавшим? Я не знаю. Моей дочери - ничего точно. Конечно, внучке назначили пенсию за потерю кормильца. Но ведь это были копейки», - говорит пенсионер.


Он вспоминает, что по городу ходили разговоры о банде Морозова. Но «тихие беседы». Если Морозов начал в открытую расстреливать людей на улицах города, разговоры стали еще тише. «Все говорили, что он дверь в ГУБОПиК ногами открывает. Все боялись. У него был «крыша» - милиционеры, прокурорские. Он творил произвол, зная о своей безнаказанности», - говорит Владимир.

«Ужас. Ужас. Это трагедия на всю жизнь для нашей семьи. Все жизнь пошла под откос. И не только для нашей семьи. Сколько он убил человек? Двадцать, тридцать? Посчитайте, сколько у их родственников. Я считаю, что смертная казнь для таких убийц должно быть. Это будет негуманно - оставлять убийц в живых. Это негуманно - в отношении людей, которые потеряли своих близких», - говорит пенсионер.

Человек с железным лицом

Уже более 10 лет нет в живых Сергея Морозова, а это имя не сходит с полос газет, с интернет-новостей и из памяти.

Я лично видел этого человека в декабре 2006 года на «Володарке», когда ему объявляли смертный приговор после первого закрытого процесса. Серый, будто вылитый из железа лицо Морозова не дрогнуло. На журналистов Сергей Морозов не смотрел, зато не отводил глаз от судей.

Здесь же был Игорь Данченко, о котором говорили, что он мозговой центр банды и правая рука Морозова. Пока Донченко зачитывали его смертный приговор, он сверлил сквозь очки взглядом, в котором читалось вопрос: «За что?» Он стоял в железной клетке в домашних тапочках, переминался с ноги на ногу. Все подсудимые были в таких мягких тапочках, в том числе Морозов.

Судили Морозова с сообщниками в Верховном суде, но процесс проходил в Минском следственном изоляторе и был закрыт. Это объясняли трудностями с конвоированием большого количества подсудимых, а закрытый - интересами потерпевших и защитой свидетелей. Новый процесс в октябре 2007 года также был закрыт. Поэтому о конкретных эпизодах из преступной деятельности банды известно немного.

За содействие банде высокопоставленный милиционер получил 18 лет тюрьмы

«В Соже под Веткой выловили тело молодой женщины. Ее потопили, привязав к танковому траку. Говорили в городе, что девушку убили, так как отказала кому из главарей банды в любовных услугах. Но так ли это, точно не знаю. Ко мне как журналисту никто из родственников пострадавших не обращался, что не очень и странно. Банда была связана с местными силовиками и чиновниками», - так упомянул о деле банды Морозова гомельский журналист Анатолий Готовчиц.

Морозовцы действительно жестоко убили 21-летнюю Наталью. Она понравилась главарю банды. Отказов от женщин Морозов не испытывал. После убийства преступники отрубили голову и руки и закопали в разных местах - скрывали следы.

Приятель Натальи говорил, что знает убийц Натальи. Бандиты убили и его, и двух литовцев, с которыми он приехал в Гомель. Тела сбросили в реку Сож.

Готовчиц перечислил фамилии силовиков, которых судили за связи с бандой Морозова или до сих пор ищут. Осудили 5 милиционеров. Один из них, бывший начальник уголовного розыска Гомельской милиции Лосев, получил за содействие банде 18 лет тюрьмы.

Но привлекли к суду не всех. «Один бывший сотрудник прокуратуры, который также помогал морозовцам, еще на побегах», - утверждает Анатолий Готовчиц. Также он называет двух высокопоставленных силовиков, которых перевели в Минск на повышение, но быстро отправили на пенсию, когда прогремела дело Морозова. «Могли также помогать», - полагает журналист.

Минский журналист Виктор Федорович, расследовавший историю банды, уточняет насчет того сотрудника прокуратуры, что в бегах. «Прокурорский, о котором вы говорите, действительно был в розыске, даже фигурировал в базе Интерпола. Но недавно я узнал в ГУБОПиК, что наша милиция его уже не ищет - мол, закончился срок давности. Якобы он осел в Украине и его больше не беспокоят».

Просили Лукашенко о помиловании

В 2010 году в Тульской области России был задержан с фальшивым паспортом член банды Морозова Игорь Калевский по кличке Хорек. Как считали белорусские следователи, он был причастен вплоть до 8 убийств. Его долго не могли передать в Беларусь, он судился с российским правительством в Европейском суде по правам человека, и, хотя проиграл процесс, но время выиграл. Если в 2012 году Игоря Калевского наконец этапировали на родину и довезли до Смоленска, там процесс остановили и отпустили. Российский суд решил, что срок содержания Харька под стражей истек. Где он сейчас, неизвестно.

Виктор Федорович вспомнил, как морозовцы убили двух россиян, которые скрылись в Беларуси от российского криминала. «На них был заказ, но только чтобы потрясти, заставили вернуть долг. Но Морозов перестарался - их убили. О нем вообще говорили, что был "отмороженный»», - вспомнил журналист.

Морозов и Данченко лично убили предпринимателя Сомова, «штатные киллеры» группировки расправились с местными криминальными авторитетами Пугачевым, Мстыгай и Млодикам, с братьями Савичами. Это только некоторые преступления морозовцев. Всего в суде были доказаны 15 убийств, но на подозрении у следователей еще много смертей. Возможно, что-то прояснится через задержанного в России Сергея Дербенева, которого следователи считают «бригадиром» киллеров.

В феврале 2008 года Сергея Морозова, Валерия Горбатого и Игоря Данченко расстреляли после приговора Верховного суда. Правозащитники говорят, что все трое просили Александра Лукашенко их помиловать, но тщетно. Из других 43 членов банды, кого привлекли к ответственности в 2006 и 2007 годах, некоторые получили большие сроки, до 20 лет. А некоторые уже вышли на свободу.


В прошлом году в Гомеле завели дело на бывшего члена банды Морозова, который взялся за старое - на заказ выбивал долг с жителя Пинска, угрожал ему пистолетом. Пистолет оказался газовым, но срок экс-морозовцу дали реальный - 9 лет.

 «Ничего не буду говорить. Эта сеть действует и сейчас»

В январе 2008 года на рассмотрение в Верховный суд поступило очередное дело в отношении морозовцев.

В 2003 году морозовцы жестоко избили егеря Юрия Горлова - он мешал им охотиться. В перерывах между охотой на людей морозовцы любили пострелять диких животных. Егерь выжил чудом. Его били металлическими трубами. Горлов получил многочисленные переломы, разрывы легких. Бить его приказал Морозов.

Он же стал одним из обвиняемых. На момент суда его уже успели расстрелять. Одна из версий такого быстрого исполнения смертного приговора - Морозов начал «сдавать» высоких чиновников.

Исполнители приказа отправились на «зону». «Новичок» банды получил за избиение егеря пять лет. Остальным двум добавили к прежним срокам. С учетом первого приговора они окончательно получили 14 и 15 лет лишения свободы.

Егерь пытался жаловаться начальству на шалость браконьеров. Но ему намекнули, что данная лесная территория фактически принадлежит Сергею Морозову.

За жалобу руководству егерь и получил от бандитов «наказание», которое едва не стоило ему жизни. Через год после жестокой расправы неизвестные стреляли в окно его дома.

Корреспондент «Свободы» нашел егеря. Но тот категорически отказался разговаривать.


«Мне уже хватило. После суда над морозовцами мне угрожали за то, что я давал на них показания. Сейчас многие морозовцы уже отбыли срок и вышли на свободу. Другие скоро выйдут. Те, кто покрывал их - не только не оставили мягкие кресла, но и пошли на повышение. Эта сеть действует и сейчас. Никуда они не делись», - утверждает он.


←Ноу-хау: российские власти на митингах в поддержку независимых кандидатов в Москве намерены ловить «уклонистов»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика