«АиФ» проанализировал данные сборника и приводит наиболее интересные выводы специалистов.
ОСНОВА – ПЕНСИОНЕРЫ
Доля активных телезрителей заметно уменьшилась в сравнении с 2016 годом. При этом 14,7% числа опрошенных совсем не смотрят телевизор (в 2016 году – 4%), 15% респондентов включают телевизор, но далеко не каждый день, при этом почти пятая часть опрошенных (18,9%) проводит у экрана более трех часов ежедневно.
Чаще всего предпочитают проводить время у телевизора респонденты в возрасте от 60 лет и старше (79,5% просматривают телепередачи больше часа в день). Наиболее низкий показатель зафиксирован среди молодежи – 29,1%. При этом доля граждан до 30 лет, которые вообще не смотрят телевизор, выросла по сравнению с 2016 годом в три раза.
Согласно данным мониторинга наиболее многочисленная группа телеаудитории основных национальных каналов – пожилые люди в возрасте от 60 лет и старше, составляющие примерно треть общего числа зрителей (31,2%). На втором месте по количеству смотрящих телевидение находятся граждане в возрасте 50–59 лет. Белорусская молодежь традиционно значительно реже представлена в общем числе аудитории ТВ-каналов. К примеру, лишь 12,7% молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет смотрят телевизор.
Кроме того, национальные каналы чаще просматриваются женщинами (58,2%), чем мужчинами (41,8%), а также горожанами, чем жителями сельской местности (74,3% и 25,7% соответственно). Доминирующей группой в образовательной структуре аудитории национальных телеканалов являются зрители со средним специальным образованием (39,1%). Наименее многочисленна аудитория с неполным средним образованием (2,1%).
СТАВКА НА СВОЁ
Согласно результатам исследования белорусы просматривают преимущественно национальные телеканалы. Так, в течение месяца перед опросом респонденты чаще всего включали такие каналы, как «ОНТ» (59,8%), «РТР-Беларусь» (51,1%), «Беларусь 1» (50,7%) и «НТВ-Беларусь» (48,9%).
Треть граждан (33%) смотрели «Беларусь 2». К каналу «СТВ» обращались более четверти опрошенных (27,6%), к «Мир» – 22,9%. Практически каждый пятый телезритель (18,9%) просматривал в течение месяца культурно-просветительский телеканал «Беларусь 3». Развлекательный канал «ТНТ» и спортивный «Беларусь 5» за этот же период успели посмотреть в среднем по 13,8% респондентов.
В сравнении с 2017 годом следует отметить некоторое усиление позиций национальных телеканалов «Беларусь 3» и «РТР-Беларусь», а также появление в топ-10 спортивного телеканала «Беларусь 5», заменившего в топе Euronews.
ПРОГРАММЫ
Топ передач, которые смотрят зрители, не меняется уже несколько лет: первое место – за новостями, затем – художественные фильмы и развлекательные шоу. Традиционно среди программ телеканала «Беларусь 1» респонденты чаще других смотрели передачу «Зона Х», посвященную происшествиям и расследованиям. На «Беларусь 2» – лидерство у программы о погоде «Телебарометр».
Программы российского производства стали лидерами на канале «ОНТ». Среди них «Пусть говорят», «Мужское/Женское», «Жить здорово!», «Давай поженимся!» и «Поле чудес». На СТВ, известном наличием в эфире большого количества передач на околонаучную тематику, зрители на первое место поставили программу «Самые шокирующие гипотезы». На «НТВ-Беларусь» лидерство захватила программа «ЧП.by» («Обзор. Чрезвычайное происшествие»), а телеканал «РТР-Беларусь» зрители чаще всего включают ради программы «Андрей Малахов. Прямой эфир».
ТОП-10 ТЕЛЕКАНАЛОВ
Телеканал |
2018 год |
2017 год |
«ОНТ» |
59,8% |
61,3% |
«РТР-Беларусь» |
51,1% |
46,5% |
«Беларусь 1» |
50,7% |
49,1% |
«НТВ-Беларусь» |
48,9% |
48,1% |
«Беларусь 2» |
33% |
30,9% |
«СТВ» |
27,6% |
27,9% |
«Мир» |
22,9% |
23% |
«Беларусь 3» |
18,9% |
13,9% |
«ТНТ» |
14,8% |
17,5% |
«Беларусь 5» |
12,8% |
11,9% |
В таблице представлена десятка телеканалов, наиболее популярных у белорусских зрителей (смотрели в течение месяца перед опросом). Сумма ответов составляет более 100%, поскольку можно было назвать несколько вариантов.