Доктор самолетов
Ежегодно в Беларуси отмечаются самые светлые и святые дни для нашего народа – 9 Мая и 3 июля – дни торжества, стойкости, бесстрашия, гордости, героизма и любви к своей Родине-матери. В эти дни мы склоняем головы перед памятью погибших, ценой своих жизней приближавших день победы над сильным и коварным врагом. Отдаем дань особого уважения тем, кто прошел неизмеримо трудными, огненными дорогами войны с июня 1941 по май 1945 года. Их, к большому сожалению, на пространстве той великой страны СССР, остались единицы. Время берет свое, его не остановить.
Ветераны… Ветераны той кровавой, жестокой и многострадальной Великой Отечественной войны! Мне выпала честь многих из вас знать, общаться с вами, но я не знала ваших заслуг перед Отечеством, вашего героического прошлого. По моему разумению, если бы повернуть время вспять, то сегодня, когда заходили вы ко мне в рабочий кабинет или при любой другой встрече, я, прежде всего, кланялась бы вам, а потом здоровалась. Вы были старше меня и заслужили это. Вас не ожесточили суровые годы войны, вы были так воспитаны уважению к женщине, что всегда здоровались с поклоном. Уважительные и скромные, немногословные, честные и добродушные, если обращались с какой-то просьбой, то не для себя, а для общего дела. Я часто думаю, почему они были такими, вложившими свои силы и знания для общества, прожив жизнь, не пользуясь никакими благами, и тихо, незаметно для других уходили из нее навечно? А ведь они то были, как никто другой, достойны внимания и почитания на всех уровнях. И на свой вопрос нахожу один и тот же ответ – они были настоящими ветеранами, а не приравненными, не теми, кто принимал участие на фронте неделю-две или месяц-два, а может, и совсем не воевали. Это были ветераны, которые 1418 дней и ночей в мороз, дождь и жару, недосыпая и недоедая, шли в бой, в котором плавились не только орудия, но и мозг. После жестоких боев не только от свиста пуль, разрывов бомб и снарядов, дыма и гари, когда нечем было дышать и нельзя различить, где свои, а где чужие, но и от того страшного зрелища, что оставалось после боя, некоторые из бойцов теряли память, заикались и приобретали (если возвращались живыми) на всю оставшуюся жизнь другие недуги. Солдатами войны, вдовами, подростками восстанавливалось и вновь возрождалось народное хозяйство. Никакие житейские невзгоды не могли омрачить радость людей, получивших свободу родной земли, очиститв ее от очумелых фашистских нелюдей.
Просматривая в очередной раз книгу «Память», обратила внимание на снимок Сергея Ивановича Кирпичева, которого знала много лет (не зная его военных заслуг), и решила поведать о нем на страницах «районки». Когда он возглавлял БООР (общество охотников и рыболовов), всегда приходил с какой-то просьбой, так как раньше райисполком располагал земфондом (сеноугодьями в несколько гектаров), фондом комбикормов и другими ресурсами. Этот ветеран войны заслуживает, как и другие, того, чтобы о них не только знали, но и помнили.
Всмотритесь в это мужественное, волевое лицо, которое смотрит на нас с чувством собственного достоинства и исполненного долга, уверенности в себе. Награды говорят сами за себя. Представляешь воочию, как в военное, грозное время он мог грамотно и органично руководить вверенным ему коллективом, чтобы как можно быстрее и качественнее «залечить раны, и отправить самолет в небо на боевой вылет.
Кирпичев Сергей Иванович родился 7 ноября 1910 года в д. Ушаки Чериковского района в семье крестьян-бедняков. Рано лишившись отца, мать, не имея возможности воспитывать троих детей, в 1918 году через комитет бедноты определила их в Чериковский детский дом. Сергей был любознательным и тянулся к знаниям. В 1927 году он поступает в ФЗУ металлистов г. Могилева, и, окончив его, работает на заводе «Красный металлист» (ныне завод «Строммашина»). Будучи активным комсомольцем, отличавшимся трудолюбием, по рекомендации Могилевского обкома комсомола в 1931 году поступает в Тамбовскую летно-техническую школу гражданского воздушного флота. В 1932 году вступает в ряды ВКП(б). Окончив в 1933 году на «отлично» школу и получив специальность авиатехника, руководством училища оставлен на работу в летной школе. Отработав 5 лет на разных должностях, в 1938 году за хорошую работу по подготовке летных кадров награждается знаком «Отличник Аэрофлота». В 1939-1940 годах школу ГВФ реорганизовали в военную. Не прошло и года, как началась Великая Отечественная война, и сразу две эскадрильи были направлены на фронт. В 1941 году служил в г. Казани, где формировались эскадрильи и полки для Сталинградского фронта, в 1942 году в 5-м авиакорпусе генерала Ушакова, который командовал бомбардировочным корпусом самолетов Пе-2 (скоростной двухмоторный бомбардировщик Петлякова). Этот корпус принимал участие в окружении, разгроме Сталинградской группировки немцев и пленении 330-тысячной армии генерала Паулюса. Корпусу было присвоено звание «Гвардейский», офицерам и рядовому составу были выданы гвардейские значки и награждены медалью «За оборону Сталинграда». Кроме того, гвардии техник-лейтенант Кирпичев был награжден медалью «За боевые заслуги», а затем — орденом Красной Звезды. В 1943 году в составе корпуса принимал участие в освобождении Кавказа и Крыма, за что награжден медалью «За оборону Кавказа». Участвовал в освобождении Беларуси: городов Орши, Молодечно, Бобруйска, в составе того же 5-го корпуса. В 1944 году принимал участие в освобождении Прибалтики, а в 1945-м – Кенигсберга, за что был награжден медалью за «За взятие Кенигсберга».
Из боевой характеристики: «На фронтах Великой Отечественной войны Кирпичев С.И. обслужил 242 успешных боевых вылета, не имел ни одного случая отказа, невыхода и возвращения материальной части с боевого задания. В совершенстве владеет специальностью и имеет хорошие организаторские способности, сумел организовать технический состав авиазвена на бесперебойное обеспечение боевой работы, быстрый и качественный ремонт материальной части. В его звене нет ни одного случая невыхода и возврата материальной части. В сентябре 1944 года и апреле 1945 года при повреждении самолетов, на ремонт которых требовалось по двое суток, авиазвено Кирпичева выполняло эти работы за сутки. Во время взаимодействия авиаполка с войсками 3-го Белорусского фронта по разгрому окруженной группировки немецко-фашистских захватчиков на Земландском полуострове т. Кирпичев обслужил 19 успешных боевых вылетов без единого отказа материальной части, за что был награжден орденом Красного Знамени. За успешное обслуживание боевой работы при овладении городом Фишхаузеном приказом № 021/ОП от 18.04.45 года капитан Кирпичев был удостоен правительственной награды — ордена Красной Звезды. Кроме того, он награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года».
Сергей Иванович прошел славный боевой путь, сражаясь на 3-м Белорусском, Сталинградском, Северо-Кавказском, Донском, 1-м и 2-м Прибалтийских, Ленинградском фронтах. В конце войны авиакорпус был передан Балтийскому военному флоту, где он прослужил 10 лет. В 1955 году демобилизовался по состоянию здоровья и выслуге лет из рядов советского Военно-Морского Флота с правом ношения форменного обмундирования пожизненно. После службы работал директором лесоторгового склада, а затем лет семь председателем районного общества охотников и рыболовов. За последнюю работу был награжден знаком Почетного члена БООР. Всегда носил форменную шинель, относился к работе честно и добросовестно, с такой же ответственностью, как и в военное время. Трудолюбию, терпению, бережному отношению ко всему надо было учиться у ветеранов, которые познали горечь поражений, невосполнимых потерь и радость побед в каждом сражении.
Таким отцом и дедом можно и нужно гордиться. Он достоин доброй памяти не только родных, но и тех, кто его знал и общался с ним, человека незаурядного ума, честного, уравновешенного и высокой культуры.
Все мы, живущие на мирной и родной земле, обязаны тем, кто не вернулся, тем, кто в первые послевоенные годы искалеченные ушли из жизни и тем, кто, возвратясь, своим тяжким трудом поднимали из руин и пепла страну. Их надо не только вспоминать на праздники, а надо помнить всегда. Они выполнили свой долг перед Родиной и народом сполна.
Нина ФИЛИППЕНКО.