30 тысяч посылок в день. Что белорусы покупают в заграничных интернет-магазинах и сколько тратят
По статистике Белпочта в день обрабатывает порядка 30 тысяч почтовых отправлений в день. На предприятии отметили, что с увеличением лимитов по стоимости посылок их количество существенно выросло. FINANCE.TUT.BY узнал, на что и сколько денег тратят белорусы, покупая товары заграницей через интернет.
В Белпочте отмечают, что с увеличением лимитов по стоимости одной посылки, почтовых отправлений в Беларусь стало приходить значительно больше. Теперь каждый день предприятие обрабатывает порядка 30 тысяч почтовых отправлений в день.
Напомним, порог беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях в Беларусь увеличили до 200 евро и 31 килограмма. Это месячная норма в совокупности, норма стоимости и веса одной посылки по-прежнему составляет 22 евро и 10 кг. Это предусмотрено президентским указом от 22 декабря № 490 «О таможенном регулировании».
Представители Белпочты отметили, что китайский Алиэкспресс делает самый большой товарооборот среди всех игроков на этом рынке в Беларуси.
Однако белорусы покупают не только в зарубежных интернет-магазинах, но и в отечественных.
— Мы провели исследование, которое касалось трансграничной торговли. Подавляющее большинство белорусов покупает и в зарубежных интернет-магазинах, и в белорусских. Всего 9% белорусов покупает только за рубежных, — приводит статистику Максим Маринич, руководитель маркетплейса «Deal.by». — В первую очередь заграницей белорусы покупают косметику и парфюмерию, технику и электронику, товары для детей и одежду.
Причем в сравнение с 2018 годом белорусских покупателей косметики в заграничных интернет-магазинах стало на 7% больше, а тех, кто там берет одежду — меньше на 10%, покупателей техники на 3% и заказывающих детские товары на 5% меньше.
— Средний чек в наших интернет-магазинах с зарубежными отличается в 2,5 раза, — продолжает Максим Маринич. — В отечественных интернет-магазинах средний чек за последний год стал меньше на 3 рубля и составил 70 рублей. А за покупки в зарубежных наоборот вырос с 20 рублей до 25.
Больше всего белорусы заказывают товаров из Китая. На втором месте США, на третьем — Польша, а на четвертом — Россия.
— Когда мы говорим про зарубежные сайты, мы в первую очередь говорим о китайских. А среди китайских на первом месте Алиэкспресс. Кстати, очень сильно за последнее время вырос Джум, — говорит Максим Маринич. — На китайских сайтах белорусы покупают ту же технику и электронику, товары для детей, косметику и парфюмерию, автотовары и спортивные товары. Белорусский потребитель крайне чувствителен к цене, поэтому основная причина совершения покупок на заграничных сайтах — это низкая стоимость товара. Вторая причина — это ассортимент. Заграницей находят тот товар, которого нет у нас. У нашего покупателя, как ни странно, высокий уровень доверия к покупкам на китайских сайтах.
Исследование показало, что на зарубежных сайтах покупает преимущественно молодая аудитория — от 18 до 30 лет. Если смотреть географию покупателей, то большинство из белорусских регионов. По словам Максима Маринича, у покупателей зарубежных сайтов уровень достатка средний или ниже среднего. Это люди, которые достаточно внимательно относятся к своему бюджету, поэтому предпочитают подождать 1 — 1,5 месяцев посылку с какими-то мелкими расходниками, нежели платить больше здесь.
— Трансграничную торговлю нельзя охарактеризовать однозначно — хорошо это или плохо. У белорусского потребителя должен быть выбор, должна быть возможность покупать за рубежом. При этом есть обратная сторона вопроса. На китайских площадках продается то, что могут продавать и наши продавцы. Только посылка приходит напрямую на почту и стоит дешевле. Эти же вещи может продавать белорусский предприниматель, но при этом он сталкивается с определенными трудностями — более дорогой логистикой, сертификацией, — отметил руководитель «Deal.by»
Интернет-магазин Ozon тоже провел подобное исследование и составил портрет своего среднестатистического покупателя из Беларуси.
— В 2019 году средний чек белорусских покупателей на Ozon составляет 105 рублей. «Типичный» клиент — это женщина 25−40 лет, живущая в Минске или областном центре. Чаще всего покупатели оформляют «комбо» заказы на всю семью. 85% оформленных заказов в Беларуси — мультикатегорийные, — рассказывает руководитель отдела международной логистики Ozon Дмитрий Лавров. — Самые популярные категории на Ozon у клиентов из Беларуси — это книги (в каждом втором заказе), товары для мам и детей (в каждом четвертом заказе), товары для дома (в каждом шестом заказе). 85% клиентов из Беларуси выбирает доставку в пункт выдачи заказов, 14% — курьерскую доставку.
Кстати, Беларусь не только покупает на Ozon, но и продает. Там представлено около 300 белорусских брендов. По словам Дмитрия Лаврова, суммарные продажи белорусских брендов растут на 20% в квартал. Самые популярные товарные категории белорусских производителей: косметика (30% заказов), одежда (30% заказов) и товары для детей (20% заказов). Любимые белорусские бренды у клиентов Ozon «Белита» и «Витэкс», «Полесье» и Mark Formelle. Повары последнего бренда заказывают жители России, Японии и США.