«Золотая перчатка»: 6 из 10. Скандальный фильм о маньяке в минском прокате

Источник материала:  
30.05.2019 16:56 — Разное

В минском прокате — один из самых радикальных фильмов минувшего Берлинале — «Золотая перчатка» Фатиха Акина. Досмотреть кино до конца сможет не всякий, AFISHA.TUT.BY смогла и рассказывает, а надо ли вам так рисковать.


О чем кино:

Западная Германия, 70-е годы. Фриц Хонка — реальный исторический персонаж, существовавший в то время. Он коротает унылые вечера в кабаке «Золотая перчатка», где снимает престарелых проституток за бутылку шнапса, ведет домой, насилует и убивает. А тела, чтобы далеко не ходить, прячет прямо в квартире.

Современный зритель стал таким чувствительным, что приходится предупредить: это кино не для слабонервных. И если друзья говорили вам то же самое про сериал «Чернобыль», поверьте: он и рядом не стоял. На предпоказе фильма в камерном зале Falcon Club Бутик Кино зрители прикрывали глаза уже на первой сцене, в которой маньяк распиливает свою жертву. Впрочем, надо отдать Акину должное: в нужный момент он отводит камеру, но фантазия не дура — и вы все равно дорисуете происходящее самостоятельно.

Обвинять режиссера в том, что он эксплуатирует экранную жестокость, чтобы пощекотать зрителю нервы, — наивно. Этим занимаются авторы слэшеров и прочих фильмов категории «B». Задачи Акина — из другой области искусства. Он предпринимает попытку проанализировать состояние немецкой души конкретно в 70-е.


Нация, травмированная и шрамированная неудачами в обеих войнах, — сплошь сломленное и изуродованное поколение. В какой-то момент зритель начинает задыхаться от обилия маргинальных персонажей: пропойцы, проститутки, бывшие эсэсовцы, палачи и их жертвы. Комичная линия с греческими соседями Хонки — как повод подчеркнуть, что всякий, кто выглядит прилично, — не немец. Или слишком юный немец, не заставший былой трагедии.

Молодые персонажи, десятиклассники Вилли и Петра, — одна из самых любопытных линий в фильме. Тинейджеры, для которых историческая травма — не воспоминания из прошлого, а страницы учебников, тем не менее тянутся к тому дну, на котором осели прочие герои «Золотой перчатки». Стремление к саморазрушению, к деструктивному, завороженный взгляд в пропасть — то, что отличало тогда и продолжает отличать немцев сейчас. Правда, лучшее выступление на эту тему было на Берлинале в прошлом году в фильме Филипа Гренинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот».


В чем хочется упрекнуть режиссера, так это в напускной карикатурности, в поверхностном взгляде на события и героев. Акин не копается в голове отдельно взятого маньяка, не ударяется он и в глубинную рефлексию о судьбах нации, не разделывает на потроха общество. Вместо всего этого — бравурная стилизация, ужас, переходящий в смех, гротеск и буффонаду. Да вот только удивлять гран-гиньолем можно было с успехом в 50-х, в 2019-м к сосискам из банки ждешь по меньшей мере горчицу, а как максимум — гарнир.

В Германии фильм восприняли с прохладцей. Можно строить разные догадки почему, позволю себе одну. В «Золотой перчатке» нет ни одного персонажа, к которому автор испытывает сострадание. В результате это выливается в фарс и театр ужаса, но никак не в драму нации или отдельных ее сыновей. Акин с непредвзятостью экспата (режиссер родом из Турции) смотрит на происходящее и не собирается давать Германии шансов. Куда уж тут до теплого приема.


А вот что на ура получилось у Акина, так это по-дориангрейски «преобразить» 23-летнего немецкого красавца Йонаса Дасслера в горбатого косоглазого Хонку. Каждый слой грима, каждая деталь вроде линз или плешивого парика — как отметина за содеянное, отражение гнилой душонки.


Йонас Дасслер до и после преображения. Коллаж: tellerreport.com

Тут вам должен вспомниться и Франкенштейн, и Горбун из Нотр-Дама, а самый насмотренный — Бекерт из знаменитого фильма «М» Фрица Ланга и сомнамбула Чезаре из «Кабинета доктора Калигари». Парадокс в том, что как бы сильно ни меняли гримеры актера, сам персонаж Хонка у Акина остался неизменным.

Этому можно найти, пожалуй, только одно объяснение. Врожденная травма уязвленного величия — вещь, сложно поддающаяся корректировке. Об этом придется помнить тем, кто живет сегодня на обломках империи.

Когда: с 30 мая.

Где: Falcon Club Бутик Кино, velcom cinema Silver Screen в ТЦ «Дана Молл».

Выбрать сеанс и купить билет

Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении AFISHA.TUT.BY! Можно бесплатно получить билеты на ледовое шоу

←ВОЗ больше не считает трансгендерность психическим расстройством

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика