Материальные блага. «ВЕЩИЗМ». Что это такое?
«Слишком многие люди сейчас тратят деньги,
которых они не заработали, на вещи,
которые им не нужны,
чтобы произвести впечатление на людей,
которые им не нравятся».
Джек Керуак, писатель
Ещё в пятидесятых годах ХХ века во всевозможных интервью психологов и исследователей проходила красной нитью одна общая тема – культ вещи или «вещизм». Ещё тогда Эрих Фромм, немецкий психолог, социолог сказал: «Я думаю, если вы сегодня спросите, что люди на самом деле считают счастьем, то это будет неограниченное потребление. Я думаю, если вы спросите людей, что такое рай, и если они будут честны, то они скажут, что это своего рода большой супермаркет с новыми вещами каждую неделю, и достаточно денег, чтобы купить всё новое. Я думаю, сегодня для большинства людей счастьем является вечно быть грудным младенцем».
Прошло 60 лет после этого интервью, в котором речь шла о современном на тот момент американском обществе. Сейчас всё сказанное можно отнести уже абсолютно к любой стране. Более того, культ вещи сейчас находится на самом пике.
- Справка «ШК»:
Вещизм — тип поведения человека, сориентированного на материальные ценности, преувеличивающего их роль в жизни и деятельности. Вещизм проявляется в пристрастии к вещам, стремлении к приобретательству и добыванию любой ценой дорогих, редких или модных вещей и предметов, спекулятивном их использовании. Вещизм может перерастать в личностное нравственное качество преобладания материальных ценностей над духовными. Он базируется на жадности, эгоизме, зависти. В свою очередь, он усиливает эти же качества и порождает такие, как общая бездуховность, безнравственность.
В настоящее время количество имеющихся у человека вещей многие считают показателем социального статуса, места в обществе. Встречают по одёжке, как говорится… Но вот где в этом всём человек? Юноши и девушки, мужчины и женщины теряются на фоне дизайнерской одежды. Вещи затмевают и обезличивают людей настолько, что владелец как будто бы сам превращается в имущество. Молодое поколение ориентируется на фото из Сети, на которых позируют дамы и парни с брендовыми вещами, но на самом-то деле эти сцены веют отчаянием и одиночеством: компанию молодой женщине составляют только пакеты из магазинов и ее собственное отражение в зеркале.
В настоящем мире вещи являются своеобразным мерилом успеха и поиском счастья через приобретение. «Вещизм» заставляет нас все время сравнивать то, что имеем мы, и то, что имеют окружающие. Многочисленные социальные сети, пестрящие фотографиями «богатых деток» издевательски иллюстрируют и подстегивают эту гонку. Конца ей нет и быть не может. Если у кого-то четыре «ролекса», а у кого-то — пять, то всё просто – не хватает одного, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. И никто не задумывается, что материальное выражение самооценки снижает самооценку. И стоит отметить, что «страдают вещизмом» не только люди с высоким достатком, а это явление распространено на все слои населения.
А ведь это величайшая ошибка – верить, что чем больше будет денег и вещей, тем благополучнее будет жизнь.
А если задуматься, что такое благополучие? Сейчас спутались понятия «благополучие» и «демонстрация». Повсеместно люди ставят цель купить ту или иную статусную вещь, и вот когда владелец получает заветную вещицу, он демонстрирует её потом всем окружающим. Такое поведение в глазах демонстративного потребителя должно служить поддержанию имиджа «благополучного человека», «успешного мужчины» и т.п. и вызывать чувство зависти у окружающих. А вот самого «благополучия», как такового, объективно не существует. Существует лишь понятие, представление о «благополучии», которое создаётся в настоящее время. Как раньше престижно было иметь венгерский сервиз (от которого сейчас все избавляются), кассетный магнитофон, то сейчас на смену этому пришли другие атрибуты «красивой жизни». А суть ведь осталась той же.
Если до начала прошлого века предметы роскоши приобретались людьми с высоким достатком, то сейчас с развитием инфраструктуры это перекинулось и на средний класс. Именно они в основной массе покупают предметы, неадекватные их заработку. Захотелось «ролекс» – и вот на помощь приходит заветный кредит!
Но колесо повернулось немного вспять: богатые люди выглядят и ведут себя по-простому. Вспомните, как одевался почитаемый ныне Стив Джобс. «Но поп-звезды и знаменитые актеры носят бренды» — возразит кто-то. Да, но им платят за это. Умные люди глянец не читают, они его издают. Погоня за вещами – беличьи бега в колесе. Сколько бы человек не купил, ему всегда будет хотеться приобрести больше или дороже, сколько бы он не работал, ему будет казаться, что он зарабатывает мало.
А что же способствует этому желанию «скупить всё, что подороже»? Всё просто: если обывателю по много раз в день с экрана телевизора, по радио, с глянцевых страниц доносить, что «если у тебя нет айфона, машины, разных дорогих предметов, то ты – ничтожество», он рано или поздно пойдет закупаться «понтами», чтобы не выглядеть тускло в глазах окружающих (если у него, конечно, нет собственного мнения о себе). Возможно даже, он некоторое время будет рад покупке, пока не выйдет её новая модель. А в этом ли счастье и цель жизни? Ведь зачастую за этими действиями не стоит личность, а лишь безликая масса «ХОЧУ».
Учитесь испытывать счастье, не прибегая к деньгам и материальным ценностям. Начните жить собственными желаниями, а не навязанными окружением, занимайтесь тем, что вы больше всего хотите, даже если это идёт в разрез с «модными тенденциями». Начните тратить заработанные деньги на то, что вы больше всего любите, на дело своей мечты. Получайте удовольствие не от бесконечных приобретений, а от окружающего мира, от общения с людьми, от искусства и от собственной жизни.
Основные черты современного общества потребления:
1. Втягивание в процесс потребления абсолютное большинство населения.
Если раньше какие-либо предметы обихода или одежду меняли по мере её износа, то сейчас модницы покупают себе платья, чтобы провести в нём один вечер, а затем с успехом про него забыть.
2. Изменения в организации торговли.
В настоящее время крупные торговые центры, супермаркеты, являются местами проведения досуга и отдыха. С этим меняется и поведение покупателей: распространяется хождение по магазинам без наличия цели (например, нужно купить брюки). Знакомо, наверное, многим занятие, не так ли? Просто пройтись по магазинам, без какой-либо особой цели, «посмотреть», так сказать.
3. Появление развитой системы кредита.
Появление разнообразных форм электронных банковских карточек резко ускорило процесс принятия решения о более или менее крупных покупках и свело к минимуму время на раздумья. В прошлое уходит культура накопления. Деньги, едва появившись, тут же пускаются на приобретение товаров в кредит.
4. Формирование культа бренда.
Результатом производства являются не товары, наделенные какими-то функциями, а бренды – марки одежды, за которые люди выкладывают кругленькие суммы денег. Хотя, «не брендовые» вещи ничем не хуже.
Дарья КОРНЕВА