Предприятия заставят платить работникам в среднем больше 400 рублей. Где бедным компаниям взять деньги
Правительство намерено к 1 июля заставить предприятия платить работникам в среднем не меньше 400 рублей. Первый вице-премьер Александр Турчин убежден, что платить зарплату меньше этой суммы непозволительно. Однако за счет чего будут поднимать зарплаты?
Старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб выделяет две группы предприятий, которые попадают под поставленную первым вице-премьером планку. Многие из них уже сейчас платят более высокую зарплату, но часть ее отдают в конвертах, чтобы сэкономить на налогах и социальных выплатах.
— Таким предприятиям будет легко выполнить новые требования. Испугавшись дополнительных проверок и санкций, они просто «обелят» зарплату, будут показывать более высокую официальную часть, — отмечает экономист.
Он убежден, что сложнее придется действительно небогатым предприятиям. Чаще это компании из регионов, работающие в сфере социального обслуживания или в сельском хозяйстве.
— Как эти организации будут выполнять распоряжение, не очень понятно, — говорит Вадим Иосуб.
Если компании нерентабельны, то взять деньги на рост зарплат им просто неоткуда.
Эксперт считает, что задача состоит в поднятии среднего уровня оплаты труда на предприятии до 400 рублей. По его мнению, добиться того, чтобы самые низкооплачиваемые работники получали не меньше этой суммы, в ближайшее время невозможно. Тем более в регионах, где это считается не такой уж плохой зарплатой.
Зарплаты в июле традиционно вырастут на 2−3%, отмечает старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Лев Львовский. Но существенный рост на госпредприятиях естественным образом произойдет после реформы управления госсобственности и повышения эффективности труда. А вот пытаться это сделать административными мерами рискованно.
— В истории Беларуси так делали, и не раз. И всегда это приводило к одному результату — в короткой перспективе люди становятся богаче, а потом все выливается в гиперинфляцию. И все беднеют, кроме предприятий, ориентированных на экспорт, — говорит эксперт BEROC.
Эксперт «Альпари» Вадим Иосуб уверен, что ради повышения зарплат власти не станут включать печатный станок. Ведь все чиновники, принимающие решения, уже понимают опасность этого шага.
— Это разрушило бы хрупкую макроэкономическую стабильность, устойчивость белорусского рубля и последовательное замедление инфляции, которые наблюдаются несколько последних лет, — считает он.
Александр Турчин предлагает расправляться с компаниями, которые не способны платить работникам более высокие зарплаты. Вплоть до их ликвидации. А что будет с уволенными работниками? Весьма нереалистично звучит призыв обеспечить их новой работой. Обязанность заниматься трудоустройством увольняемых работников помешала бы реформированию компаний, считает Лев Львовский.
— Чтобы повышать эффективность, каждое предприятие должно думать за себя. В нормальных странах они так и делают, а государство уже думает о социально незащищенных людях, — говорит эксперт.
То есть переобучение, содействие самозанятости, создание зон с облегченными налогами, защита безработных — это задача государства, а не пытавшихся удержаться на плаву компаний. Без права увольнять лишних и неэффективных работников они просто не смогут повысить эффективность, а с ней и зарплаты.
— Если бы первый вице-премьер действительно собирался претворять сказанное в жизнь, это было бы жестко в плане социальной политики. Не думаю, что это говорилось всерьез, — считает Лев Львовский.
Государство собирается бороться само с собой?
По последним данным Белстата, за ноябрь прошлого года меньше 400 рублей получали 14% работников страны.
Расправиться с неэффективными и малоприбыльными предприятиями и повысить доходы работающих на них людей за один месяц нереально, считает Лев Львовский. Но вообще-то такую задачу правительству следовало бы ставить в первую очередь самому себе. Ведь большая часть низкорентабельных предприятий, вынужденных платить низкую зарплату, находится в государственной собственности.
— Если бы мы действительно взялись за реорганизацию и повышение эффективности госсобственности, одна из первых мер касалась бы структурного разбиения предприятий. Очевидно же, что даже в лучшем из миров управляющий завода по производству бетона необязательно будет эффективным менеджером бассейна или столовой, — говорит Лев Львовский.
В этом случае реальные изменения ради повышения эффективности предприятий стартовали бы с министерств, на которых висит управление отдельными госсекторами экономики и госкомпаниями, и если не приватизации, то хотя бы изменения структуры управления госсектором.
— Чтобы государство не вмешивалось напрямую в управление госпредприятиями, можно создать фонд, который будет управлять некоторыми предприятиями, а прибыль отдавать государству, — предлагает эксперт BEROC.
Вдобавок пришлось бы поработать над мотивацией управленцев государственных компаний, чтобы они не боялись принимать решения. Чего нет сейчас, потому что в случае провала руководитель завода рискует завершить карьеру, а в случае успеха не получает никаких бонусов.
— Чтобы мотивировать менеджеров принимать решения и делать порой рисковые ходы, нужно внедрить такую систему мотивации, где бы они были материально заинтересованы в выигрыше, — считает Лев Львовский.