«Тут миллионеры в майках ходят». Как белоруска строит будущее в Израиле

Источник материала:  
28.05.2019 09:00 — Разное

Дочь культуролога Юлии Чернявской и бизнесмена Юрия Зиссера решила пройти путь self-made woman и «переместила» жизнь на тысячи километров. После учебы на MBA в Тель-Авиве она создала семью и открыла своё дело вдали от родины, несмотря на трудности перевода и порою необъяснимые правила. Ее Israel Startup Tour оказался настолько успешным, что Альфа-Банк отправил в него победителя конкурса компаний на лучшее отношение к клиентам. Мы же пригласили девушку в «Стартап обетованный» — проект о том, как делать деньги на светлом уме и трезвой инициативе. Женя Чернявская рассказала, как зарабатывает, вдохновляя других, почему пока не хочет назад, насколько дорого в Израиле и на кого похожи израильские миллионеры.


Женя Чернявская

«В Казахстане всё решали знакомства и понты»

Жене немногим больше 30, а она уже поработала в трех странах, реализовала с дюжину проектов, родила ребёнка в Израиле и «протоптала» белорусским бизнесменам тропу в Кремниевую долину Тель-Авива.

— Помню, как на втором курсе университета (а училась я по специальности «Информация и коммуникация» на ФФСН БГУ) начала искать первую работу — официанта в торговом центре. На тот момент родители были сильно против того, чтобы я помогала в семейном бизнесе. Папа считал: чтобы понять, как устроена Беларусь изнутри, надо поработать в госконторе, — вспоминает Женя. — Туда я, конечно, не пошла, но устроилась журналистом в популярном тогда pdf-журнале, а через два года в обход отца попала на место помощницы маркетолога на TUT.BY: взяли печатать визитки и логотипы на ручках. 

За три года девушка научилась писать тексты, работать с партнерами и проводить большие конференции на 1000-1700 человек. И постепенно доросла до пресс-секретаря. Но всё изменилось, когда её молодой человек по работе собрался уехать в Казахстан.

Евгения решила последовать за ним:

— У портала тогда были интересы в Казахстане, Узбекистане и Азербайджане, и там как раз требовалось грамотное управление: надо было внедрять опыт работы редакции, заниматься развитием бизнеса и т.д. Решили, что это удачное стечение обстоятельств и отправили меня работать в Алматы.  

Но всё пошло не так с самого начала. Девушку раздражали безразличие и неповоротливость людей. Непросто было привыкнуть к местным правилам и традициям. 

— На улицах грязно, зимой лестницы превращаются в катки. Ну, хоть горы красивые, — возвращается в прошлое Женя. — По вечерам заняться особо нечем было, так что ходили по ресторанам. В результате набрала 15-20 кг и пребывала в ужасном настроении.

Казахстан казался ей страной знакомств и понтов. В шумных компаниях только и разговоров, что о дорогущих часах и мощных машинах. Анекдотичная погоня за роскошью, которая у европейцев вызывает легкую ухмылку, в восточной стране возвышена до культа гедонизма.

— Один мой коллега, узнав, что вскоре станет отцом, первым делом купил себе в рассрочку Porsche Cayenne за 100 тысяч долларов. То есть не важно, что жить негде — главное, чтобы красиво, — удивляется бизнесвумен. — Другие подходы и в работе. Когда я всех «грузила» задачами, планерками и аналитикой, меня успокаивали: «Женя, забей! Мы сейчас пойдем в местную администрацию, договоримся с «агашкой» («дядька» на казахском), и все будет чики-купи».

«Уехала в Таиланд услышать себя и нырнуть в неизвестность»

«Страна знакомств» оказалась Жене чужой и непонятной: она отработала по контракту лишь полгода и улетала домой. Как сама признается, «заплатила за это разрывом отношений с любимым человеком, который и сейчас живет там, пытаясь словить «шальной» миллион».

Скучать на родине не пришлось. Женю позвали запускать «с нуля» торговую площадку. За три года она вместе с командой подключила к ней более 500 магазинов. Заодно придумала и провела первую в стране конференцию e-commerce. А потом как-то села писать план на следующий год и поняла, что проект выживет и без нее. 

—  Я устала работать в офисе с девяти до шести и видеть перед собой компьютер, емейлы и эксели. И, несмотря на любовь к команде, решила, что пришло время сделать паузу и подумать, чего же я хочу, — рассказывает Женя. — Отправилась в длительный отпуск в Таиланд. Месяц путешествовала по джунглям, храмам и заповедникам.


В Таиланде девушка училась слушать себя и размышляла о жизни:

— Задавала себе разные вопросы: кто я такая и что мне нужно? Смогу ли я уйти с работы в никуда и поменять свою жизнь? Чем будут заниматься и как стану зарабатывать? Очень важно быть честным с собой. Большинство окружающих, включая мою семью, не поняли, как можно оставить семейное дело, хорошие условия и достойную зарплату. А ведь это тоже была часть челленджа: отделить свои цели от ожиданий близких людей и нырнуть в неизвестность прямо на пике своей карьеры.

Несколько месяцев Женя посвятила себе: училась танцевать аргентинское танго, ходила на курсы профессиональной фотографии и путешествовала: в Киев, Мадрид и Тель-Авив. 

— В Израиль я поехала просто, чтобы повидаться с одноклассниками из еврейской школы, и неожиданно для себя влюбилась в страну. Мне показалось заманчивым образование, теплая погода, замечательные люди. Захотелось пожить тут и поучиться, и я решила поступить на Global МВА в IDC Herzliya. Получила грант, который покрыл часть расходов, с остальным помогла семья, — продолжает собеседница.


«В Израиле я быстро осталась без сбережений»

Жизнь в центре Израиля, а это Тель-Авив и окрестные города, оказалась жутко дорогой. Квартира обошлась белоруске в 1200 долларов в месяц, еще 200-300 долларов «съедала» коммуналка. Цены на еду ужаснули не меньше: за килограмм говядины на рынке просят 30-35 долларов. Пришлось спешно менять вкусовые пристрастия.

— Когда я улетала из Минска, то думала, что накопила достаточно денег. Но я заблуждалась, — признается Женя. — В Израиле я быстро осталась без сбережений и начала выживать. 

Зато рядом оказались душевные люди: интересовались, раздавали советы, звали в гости и угощали — в Израиле это принято. Помогал сориентироваться молодой человек, за которого Евгения вышла замуж через два года.

В бизнес-школе Жене пришлось забыть о том, как училась раньше. Даже в частном вузе требования оказались, по словам девушки, выше, чем в БГУ.

— Первый экзамен по статистике завалила, получив всего 32 балла, а на втором потоке пересдала его на 96. Училась с утра до ночи: мне как гуманитарию тяжело давались точные науки, — объясняет белоруска. — Преподавали у нас именитые профессоры и успешные бизнесмены. Больше всего я полюбила нашего декана школы «Инноваций и предпринимательства» — типичный «сумасшедший» математик, который посреди лекции мог начать писать на экране, спутав его с доской. Он лично знаком с нобелевскими лауреатами и ведет диссертантов по теории игр: умение рассчитать все варианты и учесть обстоятельства помогает ему не только преподавать, но и быть успешным совладельцем десятка бизнесов.


Параллельно Женя пыталась устроиться project-менеджером. Но израильский рынок труда прохладно встречает приезжих:

— Когда я уже начала опускать руки, бывший начальник и друг Саша Чекан предложил мне организовать тур в страну стартапов. Поначалу засомневалась: мол, я здесь и как работник никому не нужна, а тут надо еще со всеми договориться. На что получила: «Ладно, значит, просто не хочешь работать!» И меня это задело, решила попробовать: придумала концепт, разработала проект, посоветовалась с бухгалтером — процесс пошел.

«Стартап-туры сразу стали приносить прибыль»

Первое время Женя хотела работать без юрлица, но консультанты переубедили, увидев в затее потенциал. В итоге девушка открыла расширенную версию ИП — с НДС и бухгалтерией. 

— Израиль — страна деловая. Цены здесь высокие, а налоговая — жадная и дотошная. Кстати, стандартный бухгалтер-аудитор («роэ хэшбон») в Израиле не занимается договорами и платежами: только считает налоги. Так что новому человеку еще и без знания иврита вести бизнес непросто, — поясняет предпринимательница. 

Стартап-туры стали приносить прибыль с первой группы. Посмотреть на Startup Nation захотели белорусские бизнесмены и топ-менеджеры.

— Я стала привозить в Израиль талантливых белорусов и знакомлю их с израильскими коллегами. Удавалось добиться встреч с топ-менеджерами и основателями известных на весь мир IT-компаний, таких как Viber, WIX, Google, Amazon, Tel Aviv University и IBM. Таких людей нелегко убедить, чтобы они посвятили несколько часов встрече с группой из Беларуси, которую и на карте не могут найти, — обращает внимание Женя. — После встреч белорусские предприниматели уезжали назад с большими глазами, видно было, как меняется их мировоззрение, происходит щелчок в голове. Поездка их вдохновила к переменам.


«Банк в Израиле берет 22,5 доллара за перевод»

Если кто-то считает белорусские банки «жирными», то еще не платил в Израиле. Одна лишь комиссия за поступление денег на счет составляет в пересчете 22,5 доллара. Представьте, что вы решили сделать добро и перебросить знакомой 10 долларов — готовьтесь к вспышке гнева, ведь после расчетов с банком она останется в минусе.

Выходить в плюс ей помогает Альфа-Банк — тот, что в Беларуси. У Евгении на родине счет, личный менеджер и подходящие условия. Между странами существует налоговый взаимозачёт, а с точки зрения израильского законодательства совершенно неважно, как юрлицу поступают платежи: подоходный налог все равно придется платить целиком.  Если в израильской бухгалтерии возникает «провал», то она быстро переводит деньги из Минска. Так получается и дешевле, и удобнее. Помимо этого, нашлись и другие интересы:

— Они как раз думали над тем, как наградить интернет-магазин, который лучше всего работает с клиентами. Я связалась с банком, мы пообщались — им всё понравилось. Через несколько недель я принимала Дениса Готто в Израиле вместе с другими участниками. Мне кажется, для него это было некоторой «перезагрузкой» бизнес-мышления.


Вообще же в Израиле много платят не только владельцы бизнеса. Так, в месяц на жизнь молодой семьи в Тель-Авиве уходит около 3000-5000 долларов. При этом средняя зарплата составляет 2000-2500. Приходится выкручиваться.

— Стартап-туры меня обеспечивали, денег ни у кого не просила. Несмотря на существенные налоги и комиссии, малый бизнес здесь хорошо развит. Если у тебя прямые руки или светлая голова, то лучше открыть что-то свое. Зарабатывать можно прилично, — убеждена Женя.

«В семье всегда готовили к финансовой независимости»

Две недели назад предпринимательница провела уже восьмой тур и решила остановиться:

— У меня за плечами МВА, 3 года жизни в стране и хорошие контакты. Но пока нет четкого проекта, и я вновь взяла паузу. Мне надо заниматься собой и семьей, пусть всё происходит само собой, как в свое время получилось с поступлением в израильский вуз и переездом в Тель-Авив.


Женя старается не думать, что когда-то придется продолжить семейный бизнес:

— Это больная для меня тема. Не я создавала этот бизнес, хотя и разделяю его ценности. Но сейчас у меня нет желания возвращаться в Беларусь. Не хочется быть в тени отца и пользоваться его заслугами. Да, папа всегда помогает мне с крупными покупками или когда я родила малышку, но в принципе мой бюджет всегда была отдельным от семейного, — обращает внимания дочка.

В семье всегда готовили её к тому, чтобы быть финансово независимой:

— Папа всегда был финансово независимым. И он хочет, чтобы я умела их зарабатывать и ни от кого не зависела. Он не помогал привлекать клиентов в мои туры, хотя мог воспользоваться своим положением и порекомендовать. Он вообще у меня скромный: летает лоукостерами, радуется скидкам. Он как-то по-другому тратит деньги и воспринимает богатство — большинству людей в этом сложно поверить.

«Миллионеры выглядят как вчерашние студенты»

Жизнь в Тель-Авиве пестрит событиями: постоянно что-то происходит, кто-то приезжает.  
— Здесь много свободы и развлечений. Например, на прошлой неделе было Евровидение, а через две недели также будет крупное событие. На улицах весело, много счастливых людей. Кажется, даже собаки здесь счастливые. Израильское общество консервативное, но уклад в Тель-Авиве прогрессивный — это как Москва на фоне России, — сравнивает Женя. — В городе много молодежи, у большинства семей по трое-четверо детей.


Периодически городскую идиллию нарушают вой сирен и тревожные огни на ночном небе.

— К ракетам постепенно привыкаешь, уже и не страшно. Как тут шутят, если бы они долетали до Тель-Авива чаще, то конфликт бы уже давно разрешили. А вот на юге всё оборудовано бомбоубежищами, каждая остановка автобусов, — продолжает собеседница.

В Тель-Авиве много IT-миллионеров. Многих даже не отличить от вчерашних студентов. Хвалиться богатством здесь не принято.

— Среди здешних миллионеров нет понтов. Можно быть богатым и без этого. Владелец IT-компании может появиться на улице в майке с надписью «Eat me» и выглядеть хуже своих подчиненных. Субординации как таковой тоже нет, — замечает белоруска.
Опыт израильских бизнесменов показателен и обязателен к применению. Евгения поясняет:

— Белорусы не знают, насколько они крутые. Порою им не хватает смелости и напористости. А еще они не готовы использовать все возможности, которые преподносит им судьба. Белорусам для начала хочется всё упорядочить, обдумать и взвесить. Вот только в современном мире на это нет времени: нередко быстрые, смелые и даже спонтанные решения только и приводят к успеху.

***
Бесплатный краткосрочный аналог MBA запустил Альфа-Банк в Академии бизнеса. Пройти обучение могут предприниматели со всей страны, программа широкая — от менеджмента до интернет-технологий. Встречи проходят в группах по 20-25 человек, а записаться можно на портале Клуба клиентов.

Партнер проекта:

Бесплатный краткосрочный аналог MBA запустил Альфа-Банк в Академии бизнеса. Пройти обучение могут предприниматели со всей страны, программа широкая — от менеджмента до интернет-технологий. Встречи проходят в группах по 20-25 человек, а записаться можно на портале Клуба клиентов.

←ЦИК предлагает вычеркнуть из Конституции статью об отзыве депутатов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика