«Солнышки», которые спят днём. Как журналист «СК» работала воспитателем детского сада
Взрослые люди на работе часто тоскуют по университетским годам, а студенты с приятной ностальгией вспоминают о весёлой жизни в школе. Школьники же тихонько мечтают вернуться в детский сад. Получается, что все мы иногда вздыхаем и думаем о том, чтобы снова оказаться в этих стенах среди малышей. Что ж, я решила исполнить это желание и вернуться в садик. Правда, уже не в роли воспитанницы, а в облике тех, кто связал свою жизнь с чужим детством, — воспитательницы.
Рабочий день воспитательницы начинается в семь утра. Именно к этому времени я и пришла в детский сад №1, где мне предстоит поменять профессию. Там меня уже ждёт моя сегодняшняя коллега Надежда Шматова. Переобуваюсь в сменку и захожу в помещение для старшей группы.
— Вы сегодня будете проводить у ребят занятие по «человеку и здоровью», — информирует Надежда Ивановна и вручает план занятия.
С семи до восьми мы должны сидеть и ждать всех детей, так что как раз есть время познакомиться и подготовиться к «уроку». Пока ждём, я встречаюсь и с ещё одним человеком, с которым буду сегодня вместе работать, — помощником воспитателя Натальей Сиваковой. Она занимается бытовыми вопросами: подготавливает посуду и убирает в помещении группы.
— Детей обычно приводят примерно к 7.40, — объясняет воспитательница.
Так и получается. Ребята приходят и садятся за столы, общаются с друзьями, а мы заполняем журнал посещений и журнал санитарного состояния. Первый имеет важную функцию: именно по количеству присутствующих и будет выдаваться еда на завтрак, обед и полдник. В 7.50 всех, кто не пришёл, отмечаем «минусиками» и записываем итоговые значения. В это время в группу приходит врач, которая осматривает всех детей. Те уже давно знакомы с процедурой, а потому терпеливо стоят в очереди, с интересом поглядывая на «новую воспитательницу» и перешёптываясь.
Всех осмотрели. Настало время назначать дежурных. Они здесь бывают трёх типов: по столовой, по природе и по занятиям. Первые, с важным видом облачившись в спецодежду с забавными шапочками и передниками, помогают помощнику воспитателя сервировать столы для завтрака. Разумеется, желающих заняться таким интересным делом каждый день хоть отбавляй.
Пока я стояла в нерешительности и наблюдала за тем, как работают дежурные, ко мне подбежали две девочки и обняли.
— Заметили, что вы тут так стоите и не знаете, что делать, — объяснили они. На душе сразу потеплело, и страх исчез. Я вспомнила, как компания девочек увлечённо обсуждала игрушечных пони и поинтересовалась, какая из них кому нравится. Так я выяснила, что самая популярная в группе — Искорка, а ещё тут же завоевала симпатии воспитанниц.
— Профессию мне посоветовал выбрать муж. Он говорил, что педагог — гордое звание и хорошая работа. Я послушалась, и ни разу ещё не пожалела, ведь очень люблю детей, — поделилась Надежда Шматова, пока дети завтракали. — Раньше я работала в школе учительницей начальных классов. В воспитанниках я вижу своих детей и внуков, поэтому они мне все как родные.
После завтрака все дети дружно чистят зубы и переносят стульчики из-за столов на специальный коврик, ставят их в форме кружка. Приношу свой и я. Настала пора знакомиться. «С мячиком!» — подсказывают мне дети, и мы все по очереди назвали свои имена. А после настала пора отвечать на вопросы детей, которым была очень интересна моя работа: чем занимается журналист, в какой газете я работаю, почему выбрала именно эту профессию. Очень непривычно было давать вот такое интервью, но, судя по заинтересованным лицам, я справилась.
После этого настало время зарядки. Дети пошли в отдельный зал, где специальный педагог провела для них разминку. В это время помощник воспитателя убирает помещение, моет посуду и готовит спальню к тихому часу.
— А вы у нас будете занятия вести? — интересуется после зарядки Маша, одна из «моих» детей, и начинает сиять от радости, когда получает утвердительный ответ.
Мне досталось занятие, которое начинается в 9 утра. Его наличие стало для меня неожиданностью, ведь в моих детсадовских воспоминаниях ничего подобного не осталось. А занятия тут уже почти как в школе: дети сидят за столиками-партами, слушают педагога и по-взрослому поднимают руку, чтобы задать вопрос. Даже математика есть, а одно упоминание о ней вызывает у моих сегодняшних воспитанников печальный вздох, совсем как у школьников.
Итак, вроде бы план прочитан, а дети сели по своим местам. Это оказалось очень волнительно. И куда волнительнее выступлений на научных конференциях. Было очень страшно, что я не смогу объяснить детям нужный материал.
Но Надежда Ивановна успокоила:
— Просто объясняй всё своими словами и не бойся. Дети сами знают, что делать. Главное, управься за 25 минут и не забывай про игры и активности, чтобы ребята не устали.
Так и оказалось. С помощью моей сегодняшней коллеги получилось провести настоящий детсадовский урок! А самым забавным оказалось то, что как только я сказала «давайте сделаем разминку», так дети действительно сами всё сделали. Оставалось только улыбаться и делать вид, что так и задумано.
Во время занятия я поняла, что отличает опытного педагога от новичка. Настоящий профессионал знает, когда стоит быть мягким, а когда строгим.
Для меня это оказалось трудной задачей. Похоже, научиться этому я смогу только тогда, когда сама стану родителем.
После моего занятия — небольшой перерыв, а потом математика от Надежды Ивановны. Во время «переменки» девочки из группы, хитро улыбаясь, сообщили, что у меня красивые волосы, и принесли коробку с инструментами игрушечной парикмахерской. Было решено заплести на моей голове косички. Косички получились не очень ровные, но зато при их создании каждая девочка старалась как могла.
— Классные! — резюмировала я, глядя в большое зеркало. Это воодушевило юных парикмахеров, а потому решила ходить с новой причёской до конца смены в саду.
Вслед за математикой — музыка и танцы. Всё строго по времени, ведь групп много, а зал всего один. Как только часы показывают 10.30, отправляемся друг за дружкой в новую локацию. Там нас ждёт долгая репетиция. Ведь у ребят скоро первый в жизни выпускной. Самое время изучить основы вальса!
Следом за долгой репетицией идёт долгожданная прогулка на свежем воздухе. Мы все переодеваемся и направляемся на свою площадку.
— Давайте в «картошку»! — просит один из мальчиков, указывая на мячик в моих руках. Играем мы весело, но недолго — детям надоедает, и уже вскоре они разбредаются группками и занимаются своими делами: кто-то катается на качелях, кто-то сидит в беседке, а кто-то пускает мыльные пузыри.
— Здесь у детей относительная свобода, — отмечает Надежда Ивановна. — Они как бы занимаются чем-то своим, но под нашим присмотром. Это очень важно, ведь в помещении они не могут вдоволь побегать и покричать, а это, как и постоянный контроль, утомляет.
После прогулки группа отправляется обратно в садик на обед, который уже дожидается детей в помещении группы. А после обеда — тихий час.
— И как дети ведут себя? Спят? — интересуюсь, вспоминая своё категоричное нежелание спать в детском саду.
— Эта группа очень хорошая, все спят, — ответила моя коллега.
Тихий час на самом деле продолжается куда больше часа. Заканчивается он в половине четвёртого. После этого — полдник и свободное время, которое можно потратить на разные игры. А это очень хорошо, ведь игрушек у группы «Солнышки» очень много.
Родители приходят за детьми ближе к шести, а ребята из санаторной группы остаются в саду до семи. Но забирают их чаще всего не позже, чем за полчаса до закрытия.
— Мы всегда знаем своих детей и их родителей. Если что, то всегда позвоним. Мы вообще всегда на связи, потому и знаем, кто болеет, кто уехал, чтобы не переживать утром, — объяснила помощник воспитателя.
Под конец смены в садике дети запомнили моё сложнопроизносимое имя и совсем не хотели, чтобы я уходила, устроив «массовые обнимашки». А мне было стыдно, ведь имена большинства из них я не запомнила, как ни старалась. Хотя покидать ребят мне тоже не хотелось, потому что мы успели подружиться.
Честно говоря, я не особенно люблю детей, поэтому очень переживала по поводу этого профессионального перевоплощения. Но ребятам, которых довелось встретить, очень подходило название группы, ведь все они были приветливыми солнышками. Да и педагоги оказались очень отзывчивыми и готовыми помочь в любую минуту. Спустя пару часов я поймала себя на мысли о том, что уже совсем не страшно, а весело и интересно открывать этот мир заново с моими новыми знакомыми.
Ну а теперь мне пора возвращаться к взрослым и рассказывать уже вам что-то новое!
Светлана КВЯТКОВСКАЯ.