Эксперимент с Tesla Model S. Хватает ли зарядок, чтобы жить с электрокаром без своей розетки
В Беларуси много говорят про развитие электротранспорта. Больше двух лет назад, когда мы впервые протестировали Tesla Model S, поиск розетки занял добрую половину тест-драйва, а сейчас чиновники рапортуют об открытии новых зарядных станций для электрокаров. AUTO.TUT.BY проверил, насколько легко и просто сейчас эксплуатировать электромобиль, если у тебя нет частного дома и личной розетки.
В черте Минска теперь более 40 зарядок
В 2017 году, когда мы первый раз тестировали Tesla, в черте Минска было всего 6 общественных зарядных станций. Когда год назад мы неделю ездили на Tesla Model X, станций было 12. А сейчас их порядка пятидесяти! Взгляните на коллаж ниже. Слева — карта зарядных станций в 2017 году, справа — весной 2019-го. Разница невероятная.
Зарядные станции в столице есть, кажется, везде. Например, совсем недавно они появились на всех стоянках возле гипермаркетов сети ProStore. И будут появляться еще. Именно поэтому мы и решили устроить новый тест-драйв.
Зарядка — раз в неделю?
На этот раз у нас в руках Tesla Model S P100D с самой емкой батареей на 100 кВтч. Машину нам любезно предоставили на tesla-cars.by. Как и раньше, машину забираю с зарядки. Заявленный запас хода у Tesla Model S P100D — 613 км. Но это, понятное дело, в идеальных условиях. Моя Tesla показывает, что запас хода в обычных условиях сейчас составляет 427 км. При этом батарея не заряжена до 100%. Эти цифры отражают реальное положение дел при езде в самом обычном режиме. И если оба предыдущих тест-драйва выпали на февраль, когда из-за морозов запас хода сокращается примерно на 20%, то на этот раз дело происходило в начале мая, когда днем температура доходила до 15 градусов.
Прикидываю, что в день я наезжаю примерно 35 км. Мой стандартный маршрут — утром из Зеленого Луга везу сына в детский сад на Левкова, потом — в редакцию на Дзержинского, 57. Это 17 км. Обратно — таким же маршрутом. Причем и утром, и вечером — через традиционные пробки. Хотя для электромобиля пробки — это далеко не самый энергозатратный режим движения. Получается, что в моем случае о зарядке нужно думать примерно раз в 10 дней. В реальности оказалось — чуть чаще.
Когда тебе дают автомобиль с динамикой истребителя, сложно удержаться от соблазна. Tesla Model S P100D, пожалуй, самый быстрый автомобиль из тех, что передвигаются в Беларуси по дорогам общего пользования. 2,7 секунды до сотни — это нереально быстро. И нереально тихо. Поэтому первые два дня я все не мог «напиться» перегрузками при разгоне. Но чудес не бывает. При постоянных разгонах с педалью «газа» в полу энергия в батареях тает ничуть не медленнее, чем высокоэтилированный бензин в баке какого-нибудь Porsche 911 Turbo. А еще был день в компании Алексея Вишневского, пилота белорусской команды МАЗ-СПОРТавто. Он тоже не упустил случая насладиться динамикой Tesla. Так что вариант «неделя на одной зарядке» не прошел.
Tesla во дворе многоэтажного дома вызывает неизбежный интерес со стороны соседей. «Что, у нас во дворе скоро суперчарджер поставят?» — этот вопрос появился в чате жильцов спустя полчаса после парковки. Отношения с соседями у меня хорошие, поэтому еще пару вечеров ушли на массовые катания всех желающих. Попутно ответил и на два самых животрепещущих вопроса — «сколько проезжает на одной зарядке?» и «где заряжать?».
Когда запас хода 450 км, перестаешь думать, что ты на электрокаре
Если бы я действительно передвигался исключительно по маршруту дом-работа-дом, то реального запаса хода Tesla Model S P100D мне бы хватало минимум на неделю, а то и полторы. С тем режимом, что выпал на время тест-драйва, я побывал на зарядке три раза. В один из вечеров, когда припаркованная во дворе Tesla стояла с запасом хода чуть больше 100 км, выяснилось, что утром мне нужно ехать в Столбцы в командировку. Вот тут-то и всплыл главный недостаток электромобиля. Вариант «заскочу на заправку по пути» не подходит. Забыл зарядиться — проснулся утром в состоянии тревоги: что делать? куда бежать? Ближайшая от меня быстрая зарядка — в трех километрах от дома, на улице Некрасова. Но потом вспомнил, что возле Столбцов, на заправке поставили терминал для зарядки. Поэтому просто выехал на час раньше.

На трассе Tesla не демонстрирует чудес экономичности, когда едешь 120 км/ч. 90−100 км/ч было бы экономичнее. Но услужливый борткомпьютер подсказывал, что оставшейся энергии с лихвой хватит доехать до зарядки и еще даже останется.
На АЗС «Белоруснефть», где расположен терминал, у меня состоялся забавный диалог с девушкой-оператором. Чтобы запустить ЭЗС, необходимо взять у оператора карточку, они запишут в журнал модель и номер машины. Ну ладно, взял карточку, поставил Tesla на зарядку, забрал вещи из салона и пошел обратно в здание заправки, посидеть в кафешке. На все ушло минут пять. Подхожу к оператору, отдаю карточку, благодарю. а она мне: «Что, все? Уже зарядились, уезжаете?». На глаза навернулись слезы… Это пока несбыточная мечта электромобилистов — заряжаться за пять минут. — Нет, говорю, я у вас тут еще немного посижу… Часик примерно.
Через час снялся с «привязи» с запасом хода больше 200 км. Но не удержался, и на обратном пути из Столбцов заехал еще на часик, благо время позволяло. Очень приятно видеть, когда запас хода — больше 400 км. В такие моменты перестаешь вообще думать о том, что ты на электрокаре.
Привычки все равно придется менять

Второй раз я съездил на зарядку на улице Некрасова. Этот терминал поставили совсем недавно. Хочется надеяться, что грунтовое покрытие вскоре заменят на асфальтовое, потому что тянуть пыль в салон совсем не хочется. Скорость зарядки не самая высокая. По словам Артура Туманова, опытного теславода, хорошая скорость — это 240 км в час. Таких быстрых терминалов мне не попадалось.

Одна из самых современных заправок «Белоруснефти» на улице Володько тоже оборудована ЭЗС. Причем здесь уже на надо ходить к оператору за карточкой. Можно приложить любую бесконтактную банковскую карту и начать процесс зарядки. Правда, рядом с терминалом расположен пылесос. И я часто замечал, как машины становятся поперек разметки, перекрывая доступ к терминалу, или вовсе на месте для электромобилей.

В здании самой АЗС есть отличное кафе, а столики — с зарядками для мобильников. И я подумал, что это отличный вариант для деловых встреч, если у вас есть электромобиль. И перекусить, и зарядиться, и в центре города. Пожалуй, именно такими должны быть все АЗС, разве что с увеличением количества электромобилей нужно 2−3 терминала ЭЗС.

Так вот о привычках. Пересаживаясь с обычного автомобиля, какое-то время придется перестраивать мышление и привычки, продумывать заново знакомые маршруты. Правда, когда у электрокара запас хода превышает 400−500 км, процесс ломки происходит гораздо легче и быстрее. По сути, если работа и жизнь не предполагают марш-бросков на 800−1000 км, то такой электромобиль вполне сможет стать единственным. Если вы 90% жизни проводите в Минске, то с нынешним количество ЭЗС можно вообще не задумываться о том, где заправиться. Раз в неделю всегда можно совместить полезное с необходимым: как я уже говорил — назначать деловые и просто дружеские встречи где-то вблизи электрозарядок.
По моему мнению, запаса хода в 250−300 км уже хватило бы для «безболезненной» эксплуатации электрокара в городе. При запасе хода меньше 200 км уже есть необходимость озаботиться местом для постоянной зарядки — у дома или возле офиса.

Количество зарядок растет ударными темпами — это плюс. Правда иногда программа всеобщей электрификации вызывает недоумение у нас и возмущение — у жителей некоторых домов, когда зарядные станции устанавливают без всякой логики.
А вот рост парка электромобилей отстает. «Подачка» в виде льгот по уплате дорожного сбора никак не решает главной проблемы — высокой стоимости электромобилей. Необходима либо нулевая пошлина, либо государственная субсидия на покупку. А пока — как в народной поговорке: любишь кататься на электрокаре? Плати и катайся.