«В Беларуси не я расту, а на мне». Как нашим борцом пугают чемпиона по прозвищу Русский Танк
Мы уже привыкли к тому, что у белорусской борьбы часто лицо кавказкой национальности, но бывает по-другому. Уроженцу Свислочи Александру Гуштыну пророчат победу над звездой вольной борьбы по прозвищу Русский Танк, и на недавнем чемпионате Европы Саша едва не одолел его в финале. В интервью SPORT.TUT.BY Гуштын рассказал о «закошенных» кавказцах-борцах в Беларуси, зарплате серебряного призера Евро-2019, подготовке к прочтению Библии и гневе из-за вылета «Ювентуса» из Лиги чемпионов.
«Хочется победить Садулаева и чтобы у победы была история, а не просто победа как победа»
На прошедшем в апреле первенстве Европы в финале соревнований в весовой категории до 97 кг Александр Гуштын соперничал с россиянином Абдулрашидом Садулаевым по прозвищу Русский Танк. Для сравнения, в Национальной хоккейной лиге так называют звезду «Сент-Луис Блюз» Владимира Тарасенко, элитного бомбардира. Садулаев — один из лидеров в своем виде спорта: олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы и победитель I Европейских игр в Баку.
Наш Саша был близок к тому, чтобы остановить Русский Танк. Взгляните, как на гифке ниже Гуштын — он в синем комбезе, схватил за ногу Садулаева при счете 1:0 в свою пользу. Казалось бы, вот-вот должен выжать из ситуации максимум, но Садулаев выбрался из неудобной позиции и хитрым способом вытолкнул белоруса за пределы ковра, заработав два балла. На выходе 1:3 — поражение Гуштына.
Конечно, проигрыш ударил по самолюбию Александра, который к 25 годам достаточно близко подобрался к тому, чтобы скинуть с трона Садулаева.
— До чемпионата Европы у нас с ним была схватка на сборах в Дагестане, завершившаяся со счетом 9:9, — рассказывает Гуштын. — Перед финалом чемпионата Европы чувствовал, что способен победить его.
— Можно ли неудачный захват ноги Садулаева сопоставить с промахом по воротам с близкого расстояния в футболе?
— Нет. Многие говорили мне: «Блин, да как же так?». Все гораздо сложнее, чем видится со стороны. Будь нога с противоположной стороны, то с вероятностью 99 процентов довел бы дело до логического конца. А так следовало переложить ногу, и моя ошибка в том, что промедлил. Дорожил моментом, хотел все сделать наверняка, в конце поспешил. У Садулаева феноменальная чувствительность тела. Он прочитал меня. Показал одно движение, а сам дернулся вперед. Обманул. Вот и урок мне. Буду работать над этим положением.
Не скажу, что Садулаев крепче меня. Проанализировал нашу схватку и пришел к выводу, что все решили детали — пресловутое чуть-чуть. Наверное, мне не хватает уверенности. В уверенности и опыте Садулаев превосходит меня и еще многих, кроме американца Кайла Снайдера (олимпийский чемпион и двукратный чемпион мира. — Прим.ред.). Обычно против Садулаева борцы выходят заранее проигравшими и стараются не тратить много сил, чтобы выложиться в борьбе за бронзу. Поэтому он так легко выигрывает. Мне же хочется победить Садулаева, чтобы когда-нибудь, когда мне будет 50−60 лет, в борцовской среде вспоминали мои успехи. И чтобы у победы была история, а не просто победа как победа.
— Как прокачать уверенность в себе?
— Через такие встречи с Садулаевым. Сейчас чуть-чуть не хватило, а в следующий раз, думаю, смогу победить. Могу и 0:10 проиграть, ведь соперник — не человек с улицы, а могу и выиграть.
Главный тренер мужской сборной Беларуси по вольной борьбе Александр Ласица считает, что Садулаева может остановить только Гуштын. Об этом он заявил на чемпионате мира 2018 года после победы Садулаева над Снейдером в интервью для проекта Павла Баранова «Фактор силы» на «Беларусь 5». Высказывание разлетелось по Сети, а в апреле после схватки Садулаев — Гуштын Баранов передал слова Ласицы лично Садулаеву. Тот отшутился:
— Тренер, наверное, сам посмеялся после своих слов! — сказал Абдулрашид.
— А если Гуштын добавит? — потребовал ответа по существу Баранов.
— Ну, может, почему нет? Я тоже могу проиграть любому. Я же обычный человек. Это спорт. Сегодня могу выиграть, а завтра — любому проиграть. […] С Гуштыном боролся уже в четвертый или пятый раз. Думаю, что он изучил каждую мою точку. С каждым годом набирает обороты и еще не полностью раскрыл свой потенциал. Молодой. Еще покажет себя.
— После тех слов нашего тренера дагестанцы сильно возбудились, — отмечает Гуштын. — Перед финалом чемпионата Европы буквально за минут десять до выхода на ковер ко мне подошел человек из Красноярска, ведущий популярного борцовского паблика. Попросил прокомментировать слова Ласицы. Я ему: «У Садулаева две руки, две ноги, как и у меня. Непобедимых нет. Не сегодня, так завтра [проиграет]». Я, может, никогда не выиграю у Садулаева, но, конечно, стремлюсь к этому. Не только его хочу победить, а вообще всех. Хочу быть чемпионом.
«Белорусские юноши теряют мотивацию, когда видят, как привозят „закошенных“ — кавказцев»
Мурад Гайдаров в 2008 году, Джавид Гамзатов и Ибрагим Саидов в 2016-м — все они брали медали Олимпийских игр, выступая за Беларусь, однако вместе с радостью успеха их подвиги порождали у белорусских поклонников спорта вопрос «А чьи они будут?». Пример Александра Гуштына показывает, что наши в том самом смысле слова способны бороться на высоком уровне.
— Помню, в 2010 году, когда я выступал по кадетам, поехал на чемпионат Беларуси среди спортсменов до 20 лет, хотя сам выступал в возрастной категории до 16 лет, — говорит Саша. — Меня взяли на чемпионат с тем, чтобы посмотреть, как буду выглядеть в борьбе с ровесниками. До финала победил всех, а в решающей схватке должен был встретиться с Омаргаджи Магомедовым, вскоре участником Игр в Рио-2016. Вот как в 2010-м я впервые увидел кавказца. Смотрел на него круглыми глазами: «Ого, кто это?!» Омаргаджи по телосложению был таким, как и сейчас, а я — зеленый. Меня сняли с финала. Тренеры беспокоились, что дядька сломает меня. Не пустили, потому что впереди у меня был чемпионат страны в своем возрасте.
С тех пор засела мысль об исходе подобной схватки. Хотел проверить себя, продолжал усердно тренироваться. Пусть с температурой, но все равно приду в зал и посмотрю, как другие ребята занимаются. Знаю обратные примеры: люди теряют мотивацию, когда видят, как привозят «закошенных». Оставляют спорт, потому что их заставляют конкурировать с молодыми кавказцами, и чаще всего кавказцы старше наших. Зачем оставаться, когда тебя не везут на международные соревнования? Ребята выбирают учебу, кто-то идет зарабатывать деньги.
В зале в Свислочи, где я начинал бороться (он расположен неподалеку от памятника Кастусю Калиновскому), лежит один большой ковер. В мое время там занималось три группы, мы — в два захода, так как было много людей. В училище олимпийского резерва в Гродно, куда позже ушел учиться, в зале для борьбы яблоку не было куда упасть, а сейчас, по взрослым, — нет никого. Спарринг-партнера в Беларуси не найти. В моем весе есть молодой Денис Хроменков, есть Иван Янковский. Все. А чтоб расти, мне нужны спарринги на голову сильнее меня. Получается, в Беларуси на мне растут, а я не расту. Плохо. Все из-за практики завоза «закошенных» в юношеском возрасте. Наши ребята проигрывают им, ломаются, уходят из спорта.
— Есть ли польза от натурализации кавказцев?
— Я против «закошенных» на этапе становления белорусских борцов. В молодежном возрасте наши хороши, у них есть перспективы. С позиции тренеров выходит тоже не очень красиво: они готовят, готовят спортсменов, а потом — раз, кавказец. Болельщики, насколько знаю, плохо относятся к завозу кавказцев. Думаю, в любой стране так. Представьте, что в Дагестан привезли борца-иностранца и натурализовали его. Дагестанцы определенно недолюбливали бы его. Хотя руководство нашего спорта можно понять: им нужна медаль. Без разницы, кто приносит стране медаль. Главное — медаль.
В натурализации кавказцев для взрослой команды лично я ничего плохого не вижу. О чем говорить, если проигрывать им на домашнем отборе? Они же не первые и не вторые номера в своих странах. Проигрываешь им дома — «на мире» и Олимпиаде не выиграешь. Я не боюсь конкуренции, что показал пример с Омаргаджи Магомедовым.
По-моему, через два года после несостоявшейся встречи в 2010-м я проиграл Омаргаджи, потом еще раз. В 2015-м впервые одолел его, причем в финале чемпионата страны, и стал чемпионом Беларуси. Через полгода выиграл молодежное первенство Европы, затем победил Омаргаджи в полуфинале турнира на призы трехкратного олимпийского чемпиона Александра Медведя. В общем, с тех пор ни разу ему не уступил.
После Рио-2016 ходили слухи, что в мою весовую категорию привезут чеченца какого-то. Ни капельки не взволнован. Пусть привозят любого.
— Смело. Откуда в тебе столько силы?
— Не знаю! Бог наделил даром. Про свою технику не могу сказать, что она красивая. Борюсь за счет упорства, желания, трудолюбия. В прошлом году во время полуфинала чемпионата Европы боролся с Нурмагомедом Гаджиевым из Азербайджана. Проигрывал по ходу схватки 0:7. В перерыве между периодами ушел к тренерам, а в голове одна мысль: «Я не могу его победить». Вернулся на ковер, продолжал работать и, признаться, не понял, как соперник так резко устал. 7:7 — я в финале (при равенстве приемов и предупреждений победитель определяется по последнему баллу. — Прим.ред.). Видно, кто-то свыше мне помог.
— То есть секрет твоего успеха — трудолюбие, терпение и Божье проведение?
— Да! У каждого человека есть ангел-хранитель.
«В Африке люди умирают от голода, в Сирии — кушают песок и траву. Так что нам, спортсменам, не стоит жаловаться на заработки»
Футбол — второй любимый вид спорта Гуштына. Он неплохо играет в футбол, что показал в двусторонке борцов на сборах в Стайках. Умело принимает мяч, здорово работает корпусом и может исполнить пушечный удар. На международной арене Саша яростно поддерживает национальную команду Италии и туринский «Ювентус» с девяти лет, то есть начал «болеть» еще в эпоху Алессандро Дель Пьеро.
— Как раз из-за него стал следить за «Юве», — подчеркивает тезка знаменитого футболиста Гуштын. — Дель Пьеро не оставил «Старую синьору», когда она [из-за коррупционного скандала] вылетела в Cерию B. Хороший игрок. Когда он ушел, продолжил болеть за туринцев. Сильно переживаю, когда они проигрывают.
В текущем розыгрыше Лиги чемпионов «Ювентус» с Криштиану Роналду в составе был одним из записных фаворитов турнира. Роналду помог новому коллективу спастись от вылета в борьбе с мадридским «Атлетико», забив необходимые для прохода в четвертьфинал три мяча, а затем «черно-белые» неожиданно уступили дорогу в полуфинал голландскому «Аяксу».
— Я сильно разозлился, подвели меня, — говорит Гуштын. — Обидно. Ты за них болеешь, болеешь, а потом раз — и облом. Долго не заходил в группу «Вконтакте», чтобы узнать последние новости про «Юве». Хотелось поскорее забыть поражение, но не получалось.
— То есть ты отвернулся от команды?
— На время. Чтобы успокоиться.
— Такое поведение болельщика по отношению к тому, что ему дорого, нормально?
— Честно, нет. Болельщик должен при любых обстоятельствах переживать, поддерживать, болеть. Уж слишком я ждал в этому году Кубка европейских чемпионов. С 1996 года «Юве» не может взять его. С тех пор команда пять раз (1997, 1998, 2003, 2015, 2017) играла в финалах и каждый раз оказывалась побежденной. Все время чего-то не хватает.
— В пылу эмоций, признайся, ругаеешься матом?
— Никогда.
Такому как Александр веришь. В соцсетях он репостит группу «Православная психология», делится с друзьями сообщениями группы «I belong to Jesus».
— Стараюсь жить по Божьему закону, — объясняет Гуштын. — Не всегда получается, но я к этому стремлюсь. Стал вторым на чемпионате Европы — значит, на то воля Божья. Надо радоваться тому, что дает Господь. Благодарю его, хотя, конечно, хотел выиграть.
— Неудивительно. От результата зависит твой заработок.
— Я не смотрю на зарплату. Дали — ну и хорошо. Не стремлюсь стать миллионером. Главное — чтобы здоровье не подводило и человеком быть. Надо уметь довольствоваться малым. Бог увидит и даст больше, если посчитает нужным. В Африке люди умирают от голода, в Сирии — кушают песок и траву. Так что ни нам, борцам, ни тем более футболистам не стоит жаловаться на заработки. В нашем чемпионате по футболу люди отказываются от трех тысяч долларов в месяц, потому что им мало, и оставляют свои клубы.
— Ты получаешь меньше?
— За второе место на чемпионате Европы мне начислили зарплату порядка двух тысяч рублей в месяц. Не будет результата — дадут восемьсот рублей с копейками, где-то так. Восемьсот так восемьсот, две тысячи, три, пять — как Бог даст. Если гнаться за деньгами, то может ничего не получиться. Хочешь — тренируйся больше, выигрывай, и все у тебя будет.
— Как ты пришел к Богу?
— Бабушка-католичка, когда малым приезжал к ней в деревню, заставляла ходить в костел. Чтобы получить от бабушки Яди разрешение выйти на улицу, нужно было выучить молитву. Ну там, «Отче наш», «Символ веры», заповеди Божьи! Я же был таким лентяем: мог целый день читать, а в голове ничего не оставалось — неинтересно.
В 2009 году поступил в училище олимпийского резерва в Гродно. Бывало, заходил там в костел, потом перестал. С 2014 года стал наведываться в церковь. Сам — православный, как и отец. Пришло осознание, что без веры никак. Стал молиться, читать религиозную литературу. Начал с Библии, но там много непонятного. Пока отложил ее, читаю «Закон Божий». Это может быть раз в месяц или два. Половину книги, а там около восьмиста страниц, позади. Закончу — сяду за Библию. Так и обрел Бога. Чувствую, что мне нужен духовный отец: опытный, для души. Ведь есть и шарлатаны, злые люди… Считаю, что каждому человеку необходим духовный отец — для благословения и чтобы молился за него. А если встал перед тобой спорный момент, чтобы было к кому прийти за советом.
— Страны Кавказа, Иран, Турция имеют хорошие борцовские школы, и борцы там как раз верующие люди. Не думаешь ли ты, что твоя религиозность — отпечаток вида спорта?
— Пожалуй, что так. Спорт воспитал во мне дисциплину и веру во что-то высокое. Благодаря спорту читаю хорошие книги, хожу в церковь. Я все еще лентяй. Нет, на исповеди уже хожу, но пост не соблюдаю. Когда завершу спортивную карьеру, обязательно попробую. Постепенно, год за годом, прихожу к праведному образу жизни.
«Нескоро, кажется, у меня появится девушка. Наверное, когда начну уходить в закат»
Начиная с 2017-го, Александр Гуштын трижды брал серебро на чемпионатах Европы, хотя в 2017-м технически был с бронзой. Качество медали белорусского борца повысилось в ходе допингового расследования.
— Россиянина Анзора Болтукаева (с ним Гуштын боролся во втором круге соревнований. — Прим.ред.) словили на допинге, — вздыхает Саша. — Серебро мне не отдали, но результат, как понимаю, переписали. Близким приятно говорить, что я трехкратный серебряный призер, а, как по мне, нет разницы между вторым и третьим местом.
Известный борец вольного стиля Мурад Гайдаров, выступавший за Беларусь аварец по национальности, попал в подобную историю на Олимпиаде. На Играх 2008 года в Пекине Гайдаров финишировал третьим и лишь после дисквалификации соперника из Узбекистана Сослана Тигиева в 2016 году получил серебряную награду.
— У него нет никаких чувств по этому поводу. Столько времени прошло, — утверждает Гуштын. Он близко общается с Гайдаровым. — Если в других государствах спортсменам доплачивают, то у нас — нет. Так что с того, что ему отдали это серебро? В 2008 году все видели, что на пьедестале Мурад был третьим.
Мурад Гайдаров и Руслан Шейхов, еще один выступавший за Беларусь аварец и бывший тренер Саши, удаленно поддерживают, наставляют Гуштына. Говорят, что ему еще много раз предстоит бороться с Садулаевым, который почти на три года младше Саши. Советуют сейчас «щупать» россиянина, чтобы, когда надо, выиграть у него. Гуштын получает помощь от старших товарищей и когда выбирается на сборы в Дагестан. Шейхов приходит проведать ученика, дает индивидуальные задания.
Да, это футболисты ездят на сборы в Турцию, Испанию или ОАЭ, а для борцов нормально готовиться к турнирам в Дагестане или Казахстане.
— Нечего делать в Дагестане, — соглашется Саша, имея в виду свободное от тренировок время. — Ездим два-три раза в год на сборы, так как там много возможностей для спаррингов. Пятые-шестые номера Дагестана дадут бой, нормально нагрузят. Но если продолжать тему досуга, то я и во время сборов в Стайках особенно никуда не хожу. Пассивный, домашний человек. Ходить по магазинам после тренировок, как некоторые другие ребята, не по мне. Устаю еще больше, чем после игры в футбол, а в футбол я могу играть сколь угодно долго.
— Получается, Садулаев тоже не может заставить тебя чувствовать себя уставшим, а шопинг — да?
— Да, походы по магазинам убивают меня. Максимум в кино могу сходить или куда-то покушать, по воскресеньям — в церковь. Может, все из-за того, что у меня нет девушки? Привык проводить время в одиночестве. Была бы девушка, наверное, чаще выходил бы в свет. Пока, честно говоря, не до личной жизни. У меня режим: две тренировки в день, после которых нет сил на встречи. Я рано ложусь спать.
— Как думаешь, какая девушка могла бы встроиться в твой режим?
— Никакая. Я веду чемоданный образ жизни, мотаюсь туда-сюда. Нескоро, кажется, у меня появится девушка. Видно, когда начну уходить в закат. Ну, а что? На дискотеки не хожу, не выпиваю. Бывает, хочется, но понимаю, что, если пойду, нарушу свой режим. А у меня есть цели. Хочу достичь чего-то, уже потом буду наслажаться победой. У Ивана Янковского другая ситуация: есть жена, два сына — Владик и Андрей. Ваня — серебряный призер ЧМ-2018, неоднократный призер чемпионатов Европы. У меня тоже все будет, всему свое время.
У Гуштына, столь успешного на континентальном уровне борца, с чемпионатами мира пока не складывается: в 2015 году он стал 27-м, в 2017 — 17-м, в 2018 — 15-м.
— Ага, три раза мимо! У меня есть ответ, почему, — говорит Саша. — За два месяца до чемпионата Европы традиционно не выезжаю на соревнования, готовлюсь по своему плану. К «миру» не получалось так сделать. Чуть меньше чем за месяц до чемпионата у нас проходит турнир на призы Медведя. Хочешь или не хочешь — там надо бороться, чтобы все вопросы снять. Мне же нужно больше времени перед основным стартом, чтобы настроиться и привести себя в хорошую форму. По такому сценарию планирую провести подготовку к будущему чемпионату мира. Дал себе слово после поражения на прошлом «мире», что в 2019 году буду стоять на пьедестале. Чемпионат мира в этот раз носит статус лицензионного турнира для отбора на Олимпийские игры 2020 года в Токио. Надеюсь, все получится, и я завоюю путевку на Игры. Следующая цель и она же мечта — медаль Олимпиады. А пока на первом плане Европейские игры, которые пройдут в июне.
— Садулаев приедет на Евроигры в Минск?
— Да, но мне без разницы, будет он или нет. Намерен сделать все, чтобы выиграть.
— У тебя есть прозвище сродни садулаевскому?
— Нет, но как-то придумал — Беларускі Цягнік. Ну, поезд! В моем окружении знают об этом прозвище и подкалывают.
К слову, в НХЛ прозвище Поезд давали видным игрокам: звезде из 30-х Лайонелу Конахеру (The Big Train) и знакомому белорусским болельщикам по выступлениям за минское «Динамо» Джонатану Чичу (Cheechoo-Train), а также Алексею Поникаровскому (The Ukraine Train), Яркко Рууту (Gravy Train), Уэйну Симмондсу (Wayne Train), Антону Волченкову (A-Train) и другим. Думается, мало кто в Беларуси огорчится, если однажды в борцовском мире Беларускі Цягнік на полном ходу протаранит Русский Танк.