«Трон» (1982)
Сиквел: «Трон: Наследие» (2010)
Для своего времени «Трон» был прорывом в техническом отношении. Сюжет фильма, конечно, прост: он рассказывал о приключениях главного героя (его играл Джефф Бриджес) внутри компьютера, где он был должен сразиться со злобным искусственным интеллектом. Но в ленте широко использовалась компьютерная графика, фильм был важной вехой в развитии технологии CGI. Сиквел появился 28 лет спустя, причем непонятно зачем: ничего нового в историю он не привнес. Впрочем, кассовые сборы у него оказались поприличнее, чем у оригинала, затраты на который компания Disney списала в убытки.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Сиквел: «Бегущий по лезвию 2049» (2017)
Фильм Ридли Скотта по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» в прокате фурора не произвел и даже провалился, но со временем история противостояния людей и репликантов в относительно далеком на тот момент будущем (действие происходит осенью 2019 года) стала в каком-то смысле культовой. И вот спустя 35 лет Скотт снова решил взяться за старое. Правда, режиссуру он поручил канадцу Дени Вильнёву, но Харрисон Форд в своей старой роли появился. Сиквел понравился критикам, но вот прокат его снова был неудачным: картина даже не окупила свой бюджет.
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)
Продолжение: «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008)
Трилогия про весьма активного археолога Индиану Джонса (Харрисон Форд) выходила в восьмидесятые: третий фильм, «Последний крестовый поход», был выпущен в 1989. В принципе, и режиссер Стивен Спилберг, и продюсер и автор идеи Джордж Лукас собирались продолжить франшизу, но позже оба отвлеклись на другие проекты. Спилберг снимал «Парк Юрского периода» и «Список Шиндлера», а Лукас занимался трилогией приквелов к «Звездным войнам». В итоге руки до «Индианы Джонса» у них дошли только в конце нулевых, но продолжение получилось таким же кассовым, как и предшествовавшая ему трилогия (у франшизы $786 млн выручки), хотя некоторые критики и ругали картину за сюжетные просчеты.
«Тупой и еще тупее» (1994)
Сиквел: «Тупой и еще тупее 2» (2014)
Джим Керри прославился после комедии «Эйс Вентура: Розыск домашних животных», а закрепил успех сразу двумя хитами: знаменитой «Маской» и комедией братьев Фаррелли, в которой речь шла о путешествии по Америке двух записных неудачников. Заряда от этих работ хватило надолго, но к 2010-м Керри немного вышел в тираж и начал сниматься в совсем уж похабных лентах. Продолжение «Тупого и еще тупее» было способом вспомнить старые добрые времена и напомнить о себе не только для Керри, но и для братьев Фаррелли. Сложно сказать, как им удалось уговорить на эту авантюру Джеффа Дэниелса (тот как раз получил «Эмми» за сериал «Новости»). Результат, впрочем, оказался вполне неплохим. Картина неплохо заработала в прокате ($160 млн при 40-миллионном бюджете), ну а ругань критиков была для всех участников этой затеи делом привычным. Питер Фаррелли, кстати, в этом году удивил кинематографическую общественность, выиграв главный «Оскар» с фильмом «Зеленая книга».
«День независимости» (1996)
Сиквел: «День независимости: Возрождение» (2016)
Роланд Эммерих не раз доказывал, что умеет снимать масштабные фильмы-катастрофы. «День независимости» 1996 года это показал весьма наглядно: огромные сборы ($817 млн) стали явным знаком признания зрителями его заслуг как режиссера. Критики, правда, кривились, но кто их слушал? Через двадцать лет Эммериха уговорили вернуться к идее картины о вторжении злобных пришельцев, и он даже согласился, хотя ему и пришлось обойтись без Уилла Смита. В итоге «Возрождение» получилось спорным. Критики снова ругались (на этот раз гораздо громче), а сборы оказались не слишком вдохновляющими. Поэтому третью часть, видимо, мы если и увидим, то очень нескоро.
«Уолл Стрит» (1987)
Сиквел: «Уолл Стрит: Деньги не спят» (2010)
Финансовая драма в 1987 году принесла «Оскар» Майклу Дугласу и неплохо заработала в прокате — для фильма Оливера Стоуна. Спустя 23 года он решился на продолжение, в котором герой Дугласа, отсидев положенный срок, пытается жить относительно честно, но от предложения, которое ему сделал парень его дочери (Шайя Лабаф), отказаться не может и снова включается в игру с ценными бумагами. Сиквел получил смешанные отзывы критиков (в отличие от первого фильма, который почти все хвалили), да и выручка у него оказалась совсем не космическая ($134 млн).
«Безумный Макс» (1979)
Продолжение: «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)
Когда в 1985 году вышел третий фильм о постапокалиптическом будущем и полицейском Максе Рокатански, казалось, что с этой историей покончено. Мел Гибсон окончательно перебрался в Голливуд и пошел по своему пути, режиссер Джордж Миллер хоть и пытался что-то сделать, но у него долгое время ничего не получалось. А потом и Гибсон попал в опалу из-за своего поведения. Кроме того, он сильно постарел. Но в итоге Миллер уже в 70-летнем возрасте сумел переломить ситуацию, пригласил на роль Макса молодого, но уже заслуженного Тома Харди и выдал в 2015 году двухчасовой боевик в лучших традициях начала восьмидесятых. Сборы, конечно, могли бы быть и побольше ($378 млн при 150-миллионом бюджете), но, кажется, даже такая выручка может привести к появлению еще пары продолжений, когда (и если) Миллер завершит разбирательства с Warner Bros.
«Ирония судьбы, или С легким паром» (1975)
Сиквел: «Ирония судьбы. Продолжение» (2007)
Трагикомедия Эльдара Рязанова была безусловным хитом своего времени, а в последние десятилетия стала непременной приметой Нового года на российском телевидении. Идею то ли продолжения, то ли ремейка (сюжет картины сохранился, но все происходит с детьми героев оригинального фильма) поначалу критиковали, но в итоге в нем приняли участие почти все актеры из первой «Иронии...». А в прокате фильм Тимура Бекмамбетова оказался настоящей бомбой: на протяжении нескольких лет это была самая кассовая отечественная лента.
Читайте также: Как Ипполит оказался на Мойке? Самые вопиющие киноляпы в «Иронии судьбы»
«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
Продолжение: «Человек с бульвара Капуцинок» (2010)
Комедия Аллы Суриковой в 1987 году собрала почти всех звезд советского кино восьмидесятых и стала хитом проката, ее посмотрело 60 млн человек. Спустя 22 года Сурикова решила вернуться к знакомому сюжету. В оригинальном фильме речь шла о том, как человек с киноаппаратом меняет в лучшую сторону внутренний мир суровых ковбоев Дикого Запада. В продолжении тем же самым занимается его внучка, которую нелегкая занесла в современную Россию, в которой вместо ковбоев — местные бандиты. Сиквел вышел провальным со всех точек зрения, его разгромила критика, а сборы оказались гораздо более смешными, чем сценарий.
«Гардемарины, вперёд!» (1987)
Продолжение: «Гардемарины IV» (2019)
На самом излете СССР режиссер Светлана Дружинина сняла три части приключений гардемаринов — верных хранителей императорской России XVIII века, которые участвовали во всех заметных событиях того времени. Потом Дружинина много лет занималась сериалом «Тайны дворцовых переворотов», а в середине 2010-х вдруг объявила о желании продолжить историю своих самых известных героев. Правда, до съемок дело дошло не сразу: они начались относительно недавно, но есть шанс, что четвертая часть вскоре окажется на экранах. Сюжет будет связан с присоединением Крыма императрицей Екатериной Великой, а в ролях обещаны почти что все прежние гардемарины. Дата премьеры пока не называется. Любопытно, что на этой неделе Сергей Жигунов (один из гардемаринов из первого фильма) заявил, что собирается делать ремейк первой части этой эпопеи в виде телесериала. Правда, о сроках выхода также пока ничего не известно.